Строительство и городское хозяйство в Санкт-Петербурге и Ленинградской области //тут баннер или объявление
Новости фирм Выставки Управление инвестиций Об издании Подписка на журнал Новости сайта
№ 93 май 2007
подписка на новости сайта
 
инвестиции
лидеры строительного рынка
районы Петербурга
тендеры
крупные строительные объекты
каталог строительных объектов
информационные статьи
Дороги, мосты, тоннели
Энергосбережение
поиск по сайту  
 

Другие наши издания:

Обойдемся без госзаказа?
Дискуссия на заданную тему

Участвует ли компания в выполнении государственного заказа? Если нет, то почему?
На эти вопросы отвечают представители строительного комплекса Петербурга и Ленинградской области.

С одной стороны, госзаказ привлекает компании большим объемом работ, рассчитанным на долгий период времени, и гарантированным размером оплаты.
С другой стороны, в среде бизнес-сообщества существует некий психологический барьер, который выражается в нежелании «связываться с государством».

Одни компании считают, что если у них достаточно коммерческих заказчиков, то не стоит стремиться работать с бюджетными деньгами. Другие утверждают, что наличие в портфеле заказов как минимум 30% бюджетных проектов – это гарантия стабильного развития компании.
Если для компаний, занимающихся транспортным строительством, прокладкой инженерных сетей, госзаказ – это основа бизнеса, для строителей жилой или коммерческой недвижимости это редкие или даже разовые акции.

Работать можно

Георгий Черепанов, региональный менеджер ГК «Эра Кросс Инжиниринг»:
– Сейчас мы практически не участвуем в госзаказе. Мы принимали участие в тендерах, проводимых правительством Ленинградской области в 2005–2006 годах. Но сложности в оформлении документации, очень сжатые сроки подачи заявок отталкивают от участия в госзаказе. По инвестиционным объектам мы получаем информацию заранее, поэтому в состоянии сделать все необходимые расчеты и подготовить документы. Да и непосредственно с заказчиком в этом случае устанавливается более плодотворная связь.
Что касается разговоров о низкой рентабельности бюджетных проектов, о ценовом демпинге, то определенная доля истины в этом есть. Хотя по тем тендерам, в которых мы принимали участие, работать было можно.

Вячеслав Семененко, вице-президент корпорации «Петербургская недвижимость» (Сэтл Групп):
– Мы планируем участвовать в госзаказе, но сейчас у нас много собственных больших объектов, и подрядных мощностей даже на них не хватает. Это наша специфика. Если компании участвуют в госзаказе, значит, им это выгодно. В будущем мы собираемся участвовать в государственных тендерах, но, естественно, маленькие заказы нас не заинтересуют. Для содержания большой организации нужны большие обороты, большие подряды.
Считаем необходимым проведение предквалификации для компаний, пожелавших участвовать в конкурсе. Фирмы, которые приходят на конкурс, не умея ничего, даже правильно рассчитать цену заказа не смогут. Это задача заказчика, который проводит тендер. Когда наша компания объявляет тендер, мы всегда проводим предквалификацию.

Школа, лагерь и реабилитационный центр

Андрей Черных, заместитель генерального директора ЗАО «Гатчинский ССК» (ПО «Ленстройматериалы»):
– В 2006 году по госзаказу Ленинградской области мы построили школу на 600 мест в Гатчине. Это новый типовой проект, в основе которого стеновые панели и межэтажные перегородки, выпускаемые ГССК. Этот проект контролировал лично губернатор области. В здании школы есть актовый зал на 340 мест, столовая на 200 посадочных мест, спортзал, зал для занятий аэробикой, школьные мастерские, библиотека, медиа-центр, зал для занятий хореографией, компьютерные классы и класс продленного дня. Здесь же расположился музей почтовой открытки.
Мы единственное предприятие Ленинградской области, серийно строящее школы и детские сады. В этом плане мы рассматриваем возможность нашего участия в госзаказе, которое накладывает на компанию серьезные обязательства.

К тому же объекты, строящиеся по государственному заказу, не отличаются высокой рентабельностью.
Коэффициент-дифлятор не всегда успевает за инфляцией, ростом цен. В итоге все зависит от того, как проект финансируется и в какие сроки. Проект, реализация которого требует много времени, отвлекает много ресурсов, в конце концов становится невыгоден предприятию. Поэтому наша компания не стремится строить много бюджетных объектов. Что касается жилищного строительства, то здесь мы работаем с частными заказчиками.

Владимир Иванов, генеральный директор ЗАО «Содружество»:
– По заказу администрации Приморского района Петербурга мы возвели двухэтажный административный корпус и два спальных корпуса оздоровительного лагеря Детского дома № 6 в поселке Репино. Это был даже не заказ, а просьба о помощи. Мы не получили прибыли, а понесли небольшие убытки (120 тыс. рублей). Детям негде было проводить лето, и мы построили 1800 кв. м
за 1 месяц и 22 дня – это рекорд. Но есть проблема – проект до сих пор не согласован!
В городских заказах мы почти не участвуем. Раньше нам хватало собственных проектов. Но вот с открытием в этом году нового завода по производству большепролетных клееных деревянных конструкций, думаю, мы можем начать участвовать в госзаказе на строительство спортивных и зрелищных сооружений.
Я готов участвовать в тендере, но не в ущерб разумной рентабельности.
Считаю, что должна быть квалификация компаний, тогда «кто попало» не сможет участвовать в конкурсах. Нельзя также заключать контракты на заведомо нереальные суммы, когда любому специалисту видно, что нормально и в полном объеме построить объект за такие деньги невозможно.
С компаниями, практикующими ценовые демпинги, а потом начинающими накручивать цены по допсоглашениям, надо немедленно разрывать контракты.
И наказывать их.

Леонид Бочаров, генеральный директор ЗАО «АСЭРП»:
– У нас есть опыт участия в госзаказе. В 2004 году мы построили на бюджетные средства центр социальной реабилитации инвалидов в Пушкине. Участвовали в конкурсе на строительство школы, но победителями не стали. Хотя мы серьезно готовились, провели все необходимые расчеты, чтобы снизить начальную цену (рассчитали, что если заранее закупить строительные материалы, это может дать определенную экономию средств).
Считаю, что участвовать в госзаказе надо.
Но жить одним лишь госзаказом не очень выгодно. Оптимальный вариант – совмещать некоторое количество бюджетных проектов с более выгодными – частными. Ведь мы живем в Петербурге и должны помогать городу. Мы, например, планируем принять участие в работах, приуроченных к 300-летию города Пушкина.

Нет и да

Ярослав Набоков, генеральный директор компании «Строй ИМПЕРА»:
– Отношений с госзаказом у нашей компании пока нет. На строительстве Мариинского театра мы выступали субподрядчиками. Но я бы не сказал, что государственный заказ не рентабелен. Лет пять назад мы работали в другой генподрядной структуре, которая специализировалась на госзаказах. Просто надо понимать, что любой заказ имеет свои сложности.

Иван Сухарев, заместитель генерального директора ООО «Кировский ДСК»:
– Напрямую в госзаказе мы не участвуем. Но в качестве субподрядчика поставляем стройматериалы петербургским компаниям, осваивающим бюджетные средства на строительстве и ремонте дорог, благоустройстве территорий. В перспективе мы не исключаем возможности участия в госзаказе для Ленинградской области. Но пока, на мой взгляд, законодательная база в этой сфере недостаточно проработана. Это относится и к схеме финансирования.

Виктор Нестеров, генеральный директор ОАО «Трест «Севэнергострой»:
– ОАО «Трест «Севэнергострой» постоянно участвует в тендерах, проводимых городом и другими заказчиками. Победить в городском тендере довольно трудно. У корпоративных и частных заказчиков основным критерием является цена. Хотя на первом этапе учитываются сведения: кто такой претендент на подряд.

Майкл Миллер, исполнительный директор ЗАО «Компакт»:
– Больше госзаказов должно появляться тогда, когда частных заказов на рынке меньше. Важным фактором стабильности компании является наличие госзаказа не 13%, как у нас сейчас, а 30–50% от общего портфеля (СГХ № 91).

Эх, дороги…

Борис Мурашов, генеральный директор ФГУ «Дирекция по строительству транспортного обхода г. Санкт-Петербург»:
– Важный момент касается Федерального закона № 94, регулирующего конкурсные процедуры.
Мы с сожалением говорим о том, что он отменил предварительную квалификацию. В результате в конкурсах, которые мы объявляем, могут участвовать абсолютно все. Мы рискуем получить подрядные организации, не способные осваивать большие ассигнования, а лоты у нас настолько крупные, что по силам далеко не каждой компании (СГХ № 92).

Владимир Кудряшов, председатель Совета директоров ОАО «Мостоотряд-19»:
– Надо понимать, что все крупные дорожные объекты строятся на федеральные или городские средства. Рентабельность таких проектов минимальна. Заказчик всячески стремится сэкономить бюджетные деньги, в том числе искусственно занижая стартовую стоимость работ, поэтому работать на таких проектах хоть и престижно, но очень трудно.
Существует серьезная проблема долгосрочных проектов, когда строительство длится несколько лет. Цены растут, а индекс, который применяется для компенсации удорожания, не соответствует реальному росту цен. В результате каждый последующий год разница в затратах и финансировании все больше увеличивается (СГХ № 85).

Наталья Соколова

Комментарий специалиста

М. Ю. Викторов, генеральный директор Российского союза строителей:

– При развитии темы торгов и конкурсов возникает проблема реализации механизма Государственного заказа в строительстве. Так, накопленный за 2006 год опыт проведения подрядных конкурсов и торгов показывает несовершенство принятого в 2005 году Федерального закона № 94 «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».
Практика показывает, что, к сожалению, существенная часть торгов выигрывается малоизвестными непрофессиональными организациями за счет необоснованного демпинга более добросовестных и ответственных строительных компаний.

К примеру, при стартовой цене на фасадные работы около 1 тыс. руб./кв. м прямые затраты составляют 450 руб., накладные расходы – до 350 руб. То есть себестоимость работ равна 75–80% стартовой цены. Сброс 35–30% с остаточной ценой до 650 руб./кв. м возможен за счет неуплаты налогов, использования неквалифицированной рабочей силы, дешевых материалов.

Сомнительная репутация компании не является препятствием для получения подряда, и простой экономический анализ показывает, что ФЗ-94 создает «тепличные условия» компаниям-однодневкам, создаваемым специально для участия в торгах. Конкурировать с этими компаниями, созданными для освоения бюджетных средств, невозможно.

В настоящий момент Федеральный закон активно совершенствуется: в апреле 2007 года Государственная дума в третьем чтении приняла поправки к нему, и в скором времени они поступят в Совет Федерации.

Подрядные торги требуют введения квалификационной оценки. Это обеспечит качественный состав участников конкурса и высокую степень их ответственности. Немаловажная роль при этом отводится профессиональным союзам и ассоциациям, которые должны получить право влияния на формирование оценочных правил. Последние должны стать основой для формирования стандартов строительных организаций и саморегулирования в отрасли в целом.



Реклама на сайте






© Строительство и городское хозяйство в Санкт-Петербурге и Ленинградской области
при использовании материалов сайта ссылка на http://stroygorhoz.ru обязательна