Строительство и городское хозяйство в Санкт-Петербурге и Ленинградской области

 

№ 85 май 2006
новости фирм
информация об издании
подписка на журнал
инвестиции
лидеры строительного рынка
районы Петербурга
тендеры
крупные строительные объекты
каталог строительных объектов
информационные статьи
Энергосбережение


 
Наши проекты:



Большой проект – большая головная боль!
Проблемы генподрядчика на крупном строительном объекте

В Петербурге реализуется или готовится к реализации большое количество крупных строительных проектов, имеющих региональное или федеральное значение. Строительство КАД, ЗСД, нового здания Мариинского театра, завода «Тойота» в Шушарах, комплексов «Морской фасад», «Балтийская жемчужина», «Славянка» – это лишь некоторые из таких проектов. Многие тендеры еще не проведены. Возникают вопросы: готовы ли наши компании стать генподрядчиками подобных проектов и есть ли у них такая возможность?

Реконструкция моста Лейтенанта ШмидтаКак показывает практика, иностранные инвесторы предпочитают приводить своего же генподрядчика. А на проектах, финансируемых за государственный счет, генподрядчиками нередко становятся консорциумы, состоящие из нескольких компаний. Создание консорциумов – мера вынужденная.
Для питерских компаний это возможность противостоять конкурентам, в том числе зарубежным и московским. С одной стороны, это позволяет укрупнить мощности участвующей в тендере организации, что немаловажно для победы. С другой – сократить издержки в сравнении с классическими взаимоотношениями генподрядчика и субподрядчиков, что актуально в связи с низкой рентабельностью таких проектов.

Наиболее активно создание консорциумов практикуется в дорожном строительстве, при прокладке инженерных сетей (например, при строительстве Северо-Западного газопровода).

Как правило, крупные объекты разбиваются на лоты. Трудно представить, чтобы одна компания «потянула» всю кольцевую. Как показывает наш опрос, большой проект – это большая головная боль как для строителей, так и для инвесторов. В Комитете экономики даже подумывают о том, чтобы сделать для инвесторов некий отбор компаний, которые город признает уполномоченными на привлечение их в качестве подрядчиков по промышленному строительству.

Владимир Кудряшов, генеральный директор ОАО «Мостоотряд-19»:
– В составе консорциумов нам удалось выиграть тендеры на реконструкцию моста Лейтенанта Шмидта, лоты на строительство КАД и ЗСД. Все наши партнеры по консорциумам – это хорошо известные нам компании, с которыми мы сотрудничаем многие годы. В партнерстве все основано на доверии, поэтому выбор партнеров при создании консорциума шаг очень ответственный. Здесь учитывается порядочность компании, качество выполненных работ, соблюдение сроков строительства, опыт.
О многом партнеры договариваются заранее, поэтому в ходе тендера есть возможность скорректировать свою позицию.

Например, в ходе тендера на реконструкцию моста Лейтенанта Шмидта мы снизили цену на 3%, при подписании контракта – еще на 3%. Дело в том, что участникам консорциума удалось найти новое решение, а не то, которое было предусмотрено в тендерной документации. Раньше, чтобы расширить мост на 13 м, предполагалась частичная разборка опор моста ниже уровня воды. Нам удалось разработать такую конструкцию пролетного строения, которая позволяет обеспечить расширение моста без реконструкции подводной части существующих опор. Это сократит стоимость работ и сроки строительства.

Надо понимать, что все крупные дорожные объекты строятся на федеральные или городские средства. Рентабельность таких проектов минимальна. Заказчик всячески стремится сэкономить бюджетные деньги, в том числе искусственно занижая стартовую стоимость работ, поэтому работать на таких проектах хоть и престижно, но очень трудно.

Существует серьезная проблема долгосрочных проектов, когда строительство длится несколько лет. Цены растут, а индекс, который применяется для компенсации удорожания (1.1 – на 11%), не соответствует реальному росту цен. В результате каждый последующий год разница в затратах и финансировании все больше увеличивается. Ассоциация предприятий дорожно-мостового комплекса сейчас поднимает эту проблему. Ведь в перспективе новая крупная стройка – трасса Москва–Санкт-Петербург.

Другой наш крупный проект – Западный скоростной диаметр. Работы на ЗСД начались в 2005 году, тогда заказ на генподряд был размещен у единого источника. Им стал наш консорциум в составе «Мостоотряд-19», ОАО «Мостострой-6», ЗАО «Пилон» и ЗАО «Институт «Стройпроект». На 2006 год был проведен тендер и первый лот (участок от КАД в районе станции Предпортовой до Краснопутиловской улицы включительно) выиграл этот же консорциум. Сейчас на финансирование работ по первому лоту выделено 1600 млн рублей из городского бюджета. Всего работы по строительству ЗСД оцениваются в 9 млрд рублей. Предусматривается использование средств инвестфонда
и, конечно же, частных инвестиций.
В составе консорциумов мы являемся также генподрядчиком по двум лотам западного полукольца КАД. На строительство второй очереди вантового моста (лот № 2) пока выделено 500 млн рублей из необходимых 2,2 млрд. По лоту № 3 финансирование идет ровно (выделено 1 млрд 450 млн рублей). Здесь проблемы иного рода – необходимо решить ряд имущественных вопросов, а также вынести из зоны строительства нефтепродуктопровод и газопровод.

Владимир Еранцев, первый заместитель генерального директора ЗАО «Трест № 47»:
– Основной объем строительства наша компания осуществляет в Красносельском районе. Естественно, что с учетом территориального базирования мы заинтересованы в том, чтобы участвовать в проекте «Балтийская жемчужина». К сожалению, пока мы не видим такой возможности. Тендеров нет. Связи с инвестором нет. Есть лишь огороженный участок. Создается впечатление, что все уже решено.
С другой стороны, при таком масштабе проекта работа должна найтись для всех. Все равно генподрядчик самостоятельно все не сделает. Да и вряд ли на такой проект найдется единый генподрядчик. Скорей всего проект будет разбит на лоты.
В этом случае петербургские компании, и наша в том числе, могли бы претендовать на такой лот. Для этого есть мощности, есть силы, есть люди, есть техника.

Лев Каплан, вице-президент, директор Санкт-Петербургского союза строительных компаний «Союзпетрострой»:
– Стать генподрядчиком на крупном иностранном проекте нашим компаниям никто не даст. Даже если есть силы и ресурсы. Все инвесторы приходят со связанными кредитами. Те же китайцы пальчиком указывают, кто будет проектировать и кто будет строить. Безо всяких тендеров. Нас это не устраивает, потому что в итоге петербургские компании окажутся на подхвате – в качестве рабов. А это совсем другие цены. Что говорить, если даже подготовку территории под завод «Тойота» в Шушарах почему-то делают финны.
Я выступаю за разумный протекционизм, который есть во всем мире. В части промышленного строительства мы с КЭРППиТ ведем разговор о том, что при заключении договоров с иностранными инвесторами необходимо указывать, какая доля будет выполняться петербургскими строителями.
Еще большее недоумение вызывает ситуация, когда российские инвесторы привлекают иностранных подрядчиков.

Олег Еремин, директор по проектированию ООО «Балтрос»:
– Проект ООО «Балтрос» предусматривает создание на 280 га в районе Славянки шести жилых кварталов со всей необходимой инженерной инфраструктурой и объектами соцкультбыта. Пока я не могу сказать, как именно будет организован процесс строительства: выберут ли единого генподрядчика или проект разобьют на лоты. Эти вопросы находятся в стадии обсуждения.
Проблема состоит в том, что в Петербурге не осталось ни организаций, ни специалистов, которые бы занимались комплексной застройкой больших территорий. Во всяком случае, наши поиски и контакты со строителями и проектировщиками привели нас к таким выводам. Никто из хорошо известных нам компаний не в состоянии взять на себя организацию всей квартальной застройки. Что и не удивительно, ведь проекты подобного уровня не реализовывались в городе уже около 20 лет. В советское время этим процессом руководило государство, объединяя усилия трестов, выполнявших все виды инженерной подготовки, и домостроителей. Сегодня ситуация совершенно иная.
Что касается возможности приглашения иностранной компании на роль управляющей или генподрядной организации, то в случае комплексного жилищного строительства это маловероятно. Во всяком случае, мы такой вариант не рассматриваем.
Объединение компаний в консорциумы в основном практикуется при строительстве инженерных объектов, хотя в случае комплексного освоения крупных территорий я не стал бы исключать этот вариант.

Подготовила Наталья Соколова


Новости

подписка на новости сайта

 


поиск по сайту

 









© Строительство и городское хозяйство в Санкт-Петербурге и Ленинградской области
при использовании материалов сайта ссылка на http://stroygorhoz.ru обязательна