Строительство и городское хозяйство в Санкт-Петербурге и Ленинградской области
Новости фирм Выставки Управление инвестиций Об издании Подписка на журнал Новости сайта
№ 91 февраль 2007
подписка на новости сайта
 
инвестиции
лидеры строительного рынка
районы Петербурга
тендеры
крупные строительные объекты
каталог строительных объектов
информационные статьи
Дороги, мосты, тоннели
Энергосбережение
поиск по сайту  
 

Другие наши издания:

Оценка возможностей
Строители перед инвестиционным бумом

После многолетнего затишья на строительном рынке началась реализация серии крупных инвестиционных проектов. Не избалованные заказами, снизившие свои мощности строительные фирмы Петербурга и области вынуждены ускоренными темпами восстановить силы.

Как известно, неровный, скачками развивающийся рынок для строителей крайне не удобен, так как не позволяет адекватно планировать строительный процесс. Особенность сегодняшней ситуации заключается в том, что все инвесторы: российские компании, иностранные, и даже государство – заявили о своих проектах почти одновременно. Как говорится, «не было ни гроша и вдруг алтын».
«Газпром» строит Северо-Европейский газопровод, офисный центр «Газпром-cити». Грядут крупные работы по реконструкции ЛАЭС, строится Усть-Лужский порт, Морской пассажирский терминал на Васильевском острове, продолжается строительство КАД.
Государство активизирует проект ЗСД, выделяет средства на строительство Орловского тоннеля.
Иностранные инвесторы строят автомобильные заводы, отели, ТЦ, реализуют проекты комплексной застройки и т. д. (см. обзор крупных новостроек Санкт-Петербурга в № 90 «СГХ»).
Возникает естественный вопрос: как строительному комплексу города и области справиться с предлагаемым объемом работ?

Александр Дрозденко, председатель КУГИ Ленинградской области:
– Не стыдно признаться в том, что строительные мощности Ленинградской области сегодня не соответствуют тем потребностям, которые есть у инвесторов.
Зачастую у нас на крупных объектах подрядчиками работают компании из Санкт-Петербурга, из других субъектов Федерации, а то и иностранные фирмы. Областные же предприятия оказываются на субподряде.
Дело в том, что строительный комплекс области формировался в ходе строительства таких гигантов, как ЛАЭС, Киришский НПЗ и других. Но многие годы в регионе не велось крупных строек. Поэтому первыми, кто «умер», из строительной отрасли были предприятия области.
Кроме того, нам сегодня не хватает собственных мощностей по производству строительных материалов. Основной объем цемента завозится из других регионов. Та же ситуация с остальными стройматериалами. У нас есть несколько проектов по строительству цементных заводов. Есть заявки от крупных московских инвесторов на площадки для размещения железобетонных заводов и комбинатов по производству новых строительных конструкций.

Леонид Костин, финансовый директор ООО «ИнкомДСК-3»:
– Для реализации жилищных проектов строительных мощностей в Петербурге достаточно. В нашей компании, например, кадровых проблем нет: из двух тысяч работающих нет ни одного гастарбайтера – все квалифицированные кадровые рабочие. Если же строительные компании иностранные или из других регионов найдут в Петербурге свою нишу, никто им это не запретит. Рынок есть рынок.

Майкл Миллер, исполнительный директор ЗАО «Компакт»:
– Постсоветское время сократило мощности строительных организаций.
При этом упали не только объемы строительства, снизилась техническая и кадровая оснащенность компаний. Многие фирмы не имели возможности следить за последними техническими новинками, поэтому сегодня они не в состоянии выполнить некоторые объекты.
К нам ежемесячно, а то и еженедельно обращаются иностранные организации, которые это отлично понимают и предлагают свои услуги. Они ищут местного партнера, имеющего основные ресурсы, а сами привносят современные технологии и свои системы управления проектами.
Иностранцы все больше хотят быть инвесторами и меньше – заказчиками. Они не стремятся вникать в конкретное строительство, но их беспокоит, насколько они могут доверить российским фирмам (предпочитая пока наших иностранных конкурентов).
Наши компании готовы расширить свои возможности, готовы платить деньги иностранным и российским специалистам. Но сколько времени мы сможем удерживать этих специалистов, если рынок развивается крайне неравномерно? Сейчас заказы есть, а завтра их нет.
К сожалению, органы власти не регулируют инвестиционный поток. Выровнять его могут государственные вливания, сделанные в нужное время. Если инвесторам создаются нормальные условия, то поток инвестиций становится ровным. Важным фактором стабильности компании является наличие госзаказа не 13%, как сейчас, а 30–50% от общего портфеля.
Мы активно участвуем в тендерах на строительство торговых и развлекательных комплексов, гостиниц, заводов. Участвуя в конкурсе компании «Ниссан» на земляные работы, у нас сложилось впечатление, что инвестор пока не рассматривает российских участников в качестве потенциальных победителей, а на наших предложениях изучает ценовую ситуацию на рынке. Скоро начнется создание большого количества сопутствующих производств – автомобильных комплектующих. Это интересные перспективы.

Лев Каплан, вице-президент, директор «Союзпетростроя»:
– Строительных ресурсов, на мой взгляд, за исключением кадрового обеспечения, в городе достаточно. В марте-мае мы будем проводить конференцию, посвященную производству строительных материалов. Там мы собираемся рассмотреть вопрос соответствия мощностей заводов потребностям строительного комплекса. Индустрия стройматериалов развивается темпами 20–30% в год, но есть проблемы износа оборудования и его обновления.

Георгий Вязников, начальник отдела Комитета по строительству правительства Ленинградской области:
– У нас есть компании, обладающие большими возможностями, например, Группа ЛСР имеет все необходимое для реализации крупного проекта. В реализации суперсложных проектов, уверен, будет принимать участие не только Ленобласть или Петербург, но и вся Россия. Есть много предложений от наших соседей по СЗФО. Что касается жилищного строительства, то здесь строительных мощностей нам хватает.

Александр Гутман, генеральный директор ОАО «Монолитстрой»:
– В мире не было еще случая, чтобы деньги были, а строителей нет. Мы планируем участвовать по возможности во всех инвестиционных проектах. Думаю, что к реализации крупных проектов будут привлекаться и московские, и зарубежные компании. Ничего страшного в этом нет.

Борис Шавров, главный инженер ЗАО «Строймонтаж»:
– У крупных компаний проблем с участием в больших проектах нет. Наша московская структура – «Миракс Групп» – строит башню «Федерация». Мы начали работать в Париже. Так же и иностранные компании могут выходить на наш рынок. У нас нет проблем с кадрами. На наших объектах работают местные строители, и более тысячи человек из Московской области сформированы в бригады, которые работают по вахтовому методу.

Михаил Викторов, генеральный директор Российского союза строителей:
– Многие наши комбинаты и заводы стройматериалов имеют ресурс по наращиванию объемов продукции. Поэтому острого дефицита стройматериалов в Петербурге и Ленобласти не будет. Могут быть небольшие перепады вверх – вниз, не более того.
Вопрос по кадрам действительно достаточно тяжелый. Профессионалы из воздуха не берутся, и за один год их не создать. Я думаю, на рынке сохранится доля выходцев из стран СНГ. Из иностранных рабочих могут появиться китайцы, турки.
В 2007 г. мы намерены плотно заняться совершенствованием механизма федерального закона о госзаказе. Ситуация с проведением тендеров строителей не устраивает принципиально. Проблема в том, что на первом месте в тендерах стоит цена. Необходимо проводить предварительный квалификационный отбор и оценку возможностей подрядчика, а потом уже сравнивать цены.

Позади два очень непростых года. Строительный комплекс Петербурга и России получил как бы прививку. Выжили и даже укрепились сильные компании. Уверен, что наши компании могут выступать генподрядчиками на крупных инвестиционных объектах.
Но известные западные компании, как правило, работают по стандартному модульному принципу, привлекая своих постоянных подрядчиков. Если же инвестору оказывается поддержка, в том числе политическая, то вопросы, с кем и как работать, могут быть решены заранее на самом высоком уровне. Для наших компаний поработать на такой стройке, как Toyota или Nissan, даже на субподряде – это хорошая школа и визитная карточка, чтобы претендовать на большее в будущем. Надо понимать, что эти стройки у нас только начинаются, для наших компаний они не последние.

Наталья Соколова



Реклама на сайте





© Строительство и городское хозяйство в Санкт-Петербурге и Ленинградской области
при использовании материалов сайта ссылка на http://stroygorhoz.ru обязательна