Кому в ЖКХ жить хорошо?
Реформа никому не обещала сладкой жизни
Жилищно-коммунальная реформа вызывает много споров и взаимных обид
в среде коммунальщиков. Частные управляющие и обслуживающие компании
открыто упрекают Жилищный комитет в излишней лояльности к ЖилКомСервисам.
Прокомментировать
некоторые претензии, высказанные на страницах нашего журнала, мы попросили
генерального директора ОАО «Жилкомсервис № 2 Красносельского района»
Юрия Орлова.
Генеральный директор Управляющей компании «Стакс» Евгений Пургин:
«В отличие от частных компаний жилкомсервису досталось неплохое
наследство в виде помещений, техники, преференций в финансировании и
привлечении инвестиций. Мы же должны платить за каждый метр арендуемой
площади, покупать на свои деньги технику, материалы» (СГХ
№ 86).
Юрий Орлов:
– Честно говоря, «неплохое наследство» – слишком громкое название
для отработавшего все мыслимые сроки эксплуатации оборудования. Оно
давно уже превратилось в металлолом.
Мы так же, как и частники, вынуждены закупать сегодня новое
оборудование, технику, материалы, причем на тех же самых условиях, за
свои деньги. Да и помещение бесплатно никто нам не предоставил,
арендную плату за него никто не отменял. А вот плату за обслуживание
жилого фонда, в отличие от бизнес-структур, мы повышать не имеем права.
Потому многие жители не хотят уходить от нас к частникам, говорят: «У
них дороже».
Евгений Пургин:
« Отдельно хочется сказать о тендерах. Критерии отбора подрядчика
в корне неверны. По этой причине очень многие компании отказались от
участия в тендерах. Если не изменить условия, сложится ситуация, при
которой в числе участников конкурсов окажутся только жилкомсервисы»
(СГХ № 86).
Юрий Орлов:
– Я считаю, что вовсе не по этой причине отказываются от тендеров
частные компании. Почему, к примеру, они не берут ни один лот с муниципальной
собственностью? Вот у нас на обслуживании пос. Володарский. Там стоят
деревянные дома постройки 1900-х годов. Правильнее было бы их назвать
бараками: туалеты на улице, удобств никаких, изношенность сетей и коммуникаций
превзошла самые смелые ожидания их создателей. Да и контингент там проживает
соответствующий.
Ни одна частная компания не претендовала на эти лоты. Их интересуют
новые дома, не требующие серьезных вложений, лучше всего высотки с одним
подъездом.
А как только запас прочности у этого жилья заканчивается, так частникам
новые дома подавай, благо их сегодня много строится.
А мы с проблемным фондом работать не боимся, и туалеты новые строим,
и полы меняем, и перекрытия. У нас в Красносельском районе, в Сосновой
Поляне практически весь фонд старый, постройки 50–70-х годов: 2-, 3-,
4-этажные дома.
Начальник ремонтно-эксплуатационной службы компании Top service
Владимир Дроздов:
«Нас, в первую очередь, не устраивает годичный срок контракта.
Далеко не все готовы пойти на риск инвестировать на короткий период
достаточно крупные суммы» (СГХ
№ 89).
Юрий Орлов:
– Можно подумать, что жилкомсервисы получают контракт на больший
срок.
Нас тоже не устраивают эти условия.
Я считаю, что за год любая организация способна только разобраться в
ситуации, наладить работу, решить вопрос подбора кадров, определить
перспективы и необходимые вложения. В среде коммунальщиков часто звучат
предложения увеличить срок контракта хотя бы до трех лет. Но позиция
Жилищного комитета пока неизменна.
Генеральный
директор управляющей компании «Содружество» Виктор Воробьев:
«Жильцам открыто говорится, что если они организуют ТСЖ, заключат
договор на обслуживание с ГУЖА и жилкомсервисами, то комплексный капремонт
им обеспечен, если же они уходят к частным компаниям, то максимум, что
получат, это ремонт кровли или парадной» (СГХ
№88).
Юрий Орлов:
– Бюджетные деньги на капитальный ремонт выделяются Жилищным
комитетом в соответствии с планом, а не в зависимости от личных пристрастий
Лукманова к той или иной организации. Существует определенный срок,
по истечении которого здание ставится на капремонт.
К примеру, кровля должна ремонтироваться через 10 лет, а ремонта лестничных
клеток раньше вообще 30 лет не делали. Виновата в этом наша прежняя
система, мы все сегодня пожинаем ее плоды.
Насильно в сфере своего влияния ни ГУЖА, ни жилкомсервисы никого
не удерживают.
Не раз слышал, что жильцы подчас боятся создания ТСЖ, потому что не
хотят от нас уходить. Вот пример: сейчас у меня в районе создаются ТСЖ
по третьему способу управления. Это означает, что собственники жилья
приходят сами к нам на обслуживание, по своей воле заключают с нами
договор сроком на 5 лет. Никого мы к себе не заманиваем. Пенсионеры,
привыкшие считать каждую копейку, не хотят идти на обслуживание к частникам,
потому что за это придется платить дороже, а будут ли те работать добросовестнее,
ставить новые туалеты на улице, чистить выгребные ямы, еще не известно.
Виктор Воробьев:
«Это частники уже научились за счет правильного вложения коммунальных
платежей содержать дома в нормальном состоянии, а ГУЖА и жилкомсервисы
умеют работать только с бюджетом» (СГХ
№ 88).
Юрий Орлов:
– Нецелевое использование бюджетных средств уголовно наказуемо.
А мы выполняем огромный спектр работ, бюджетом не предусмотренный.
Откуда деньги берем? Зарабатываем. Идем на субподряд к тем же частникам,
выигрываем конкурсы на ремонт в других районах, грамотно распоряжаемся
коммунальными платежами. Если бы мы не умели работать, жители не приходили
бы по своей воле к нам на обслуживание.
Начальник ремонтно-эксплуатационной службы компании Top service
Владимир Дроздов:
«Давно известно предвзятое отношение Жилищной инспекции именно
к частным организациям» (СГХ
№ 89).
Юрий Орлов:
– По опыту взаимодействия с Жилищной инспекцией знаю, что
для нее все равно, что частная организация, что жилкомсервис. Нас штрафные
санкции не минуют ни в коей мере, вот недавно платили за какое-то мелкое
нарушение. И никто не желает слушать объяснений: когда мы приняли дом
на обслуживание, в каком состоянии, что успели сделать и пр. Платим
на общих основаниях и СЭС, и пожарной инспекции.
Мне вообще не понятно, откуда берутся мифы о сладкой жизни жилкомсервисов.
В вашем журнале руководители частных компаний много говорят
о проблемах жилищно-коммунальной сферы. Так они у нас общие.
К примеру, вопрос нехватки кадров. Проблема даже не в том, что разрушен
институт подготовки специалистов, а в том, что нет желающих работать
в этой системе. Не идет молодежь ни в сантехники, ни в дворники. Раньше
был хороший стимул – ведомственное жилье. Сегодня мы его лишились. У
нас слесари-сантехники получают от 18 до 30 тыс. рублей, так ведь все
равно желающих освоить эту профессию не найти.
Вообще мне не нравится некая конфронтация, которая складывается
между бизнесом и жилкомсервисами. Пора понять, мы работаем
в равных условиях, кто-то лучше, кто-то хуже, но таковы правила игры,
и мы сами их приняли. Да, жилищную реформу можно критиковать, но нельзя
не признать, что она жизненно необходима. И ведь уже есть положительные
сдвиги в нашем запущенном хозяйстве. Жители отмечают, что понемногу
город приводится в порядок. Я уверен, что лет через 5 станет легче всем
нам, переломный период, который переживает коммунальная сфера, не может
быть легким, но лучше совершать ошибки и двигаться вперед, чем стоять
на месте.
Елена Рачкова
Тел. (812) 744-7302