А кому сейчас легко?
Партнерство бизнеса и государства
В процессе реформирования ЖКХ большое внимание уделяется привлечению
в эту сферу частного капитала. Однако пока бизнес весьма осторожно относится
к возможности частно-государственного партнерства.
Европейский
опыт доказывает, что механизм под названием «Партнерство – частный сектор
– государственный сектор» может реально содействовать реформированию
и развитию жилищно-коммунальной сферы. На основе этой модели государственными
организациями и представителями бизнеса создаются партнерские структуры
для реализации проектов или предоставления услуг, которые традиционно
находятся в ведении государства. Существует множество форм проектов
частно-государственного партнерства.
Однако концепция каждого успешного предприятия заключается в том, что
более высокое соотношение цены и качества достигается за счет использования
квалификации частного сектора. Бизнесу передается также значительная
доля рисков по осуществляемому проекту.
Суть частно-государственного партнерства состоит в том, что коммерческие
структуры инвестируют средства в строительство и развитие инфраструктурных
проектов. Вкладывая деньги, они справедливо рассчитывают на возмещение
своих затрат (капитальных и эксплуатационных). Кроме того, частные компании
стремятся получить прибыль от своей деятельности, которая складывается
как из бюджетных средств, так и из коммунальных платежей непосредственных
потребителей услуг. Причем доля участия бюджета в возмещении затрат
зависит в немалой степени и от социальной приемлемости тарифов для населения.
За целевое расходование средств и наем подрядных организаций отвечают,
как правило, сами инвесторы. Представители местных органов власти контролируют
лишь качество предоставляемых услуг и сроки выполнения работ.
Таким образом, инвесторы получают область для эффективного вложения
средств и имеют возможность контролировать ход реализации проекта. Государство,
в свою очередь, получает серьезную помощь в реализации социально значимых
проектов и механизм, обеспечивающий максимальную отдачу от затраченных
на проект средств.
Казалось бы, вариант такого партнерства должен устраивать всех. Однако
сегодня мы наблюдаем более чем осторожное отношение к нему частных структур.
Почему?
Начальник
ремонтно-эксплуатационной службы ЗАО «Менеджмент Компания ПСБ» Владимир
Дроздов так объясняет позицию компании:
– Несмотря на то, что Жилищный комитет на словах приветствует
допуск бизнеса на рынок коммунальных услуг, на деле все обстоит иначе.
С каждым новым конкурсом на управление жильем снижается процент частных
компаний, принимающих в них участие. Таким образом, этот сегмент рынка
переходит в руки Жилкомсервисов, которые являются преобразованными предприятиями
государственной жилищной системы.
Нас в первую очередь не устраивает годичный срок контракта.
Далеко не все готовы пойти на риск инвестировать на короткий период
достаточно крупные суммы. Ведь жилье мы получаем с такой проблемной
инфраструктурой, что на возмещение своих затрат, а тем более на прибыль
за годичный период действия контракта рассчитывать очень сложно.
Да и процент неплательщиков достаточно велик, а действенных
механизмов борьбы с ними наша судебная практика не имеет. Кроме того,
к исполнению контракта необходимо приложить значительные ресурсы, не
все организации коммунальной сферы ими располагают. Поэтому есть примеры,
когда компании, выиграв конкурс и поняв, что не сумеют обеспечить условия
контракта из-за ужасающего состояния выигранного лота, отказываются
от своих обязательств, невзирая на залоговые суммы. А механизм возврата
инвестиций в случае расторжения контракта практически никак не отработан.
На пресс-конференции председатель Жилищного комитета Ю. Х. Лукманов
на вопрос о продлении сроков контракта ответил, что Жилищный комитет
не собирается менять свою позицию. Это связано со стремлением вовлечь
жителей в процесс реформирования. Частные компании должны так построить
свою работу, чтобы собственники жилья увидели результат их трудов уже
через полгода и были заинтересованы в пролонгации договора. Для того
чтобы ТСЖ и ЖСК смогли профессионально подойти к оценке деятельности
эксплуатирующих и управляющих компаний, им в помощь существуют жилищные
агентства. Кроме того, по инициативе и при участии Жилищного комитета
организована учеба председателей ТСЖ и ЖСК.
Опыт зарубежных стран показывает, что для реализации частно-государственного
партнерства в первую очередь нужны понимание и поддержка государства,
без которых применение этого механизма обречено на провал.
Результатом готовности государства принять идею партнерства явится создание
нормативно-правовой базы для реализации таких проектов и возведение
их в ранг государственных. Итогом применения различных инвестиционных
подходов станет массированный приток капитала в развитие инфраструктуры.
Он позволит не только поддерживать имеющиеся мощности, но и активнее
внедрять качественно новые технологии.
Не раз мы слышали о том, что и Жилкомсервисы, и частные управляющие
компании стремятся работать на бюджетных деньгах. Как оказалось, так
считают далеко не все. По словам начальника ремонтно-эксплуатационной
службы ЗАО «Менеджмент Компания ПСБ» Владимира Дроздова, многим кажется
выгоднее и спокойнее работать без привлечения государственных средств.
Потому что практика показывает: все в результате приходится платить
«частнику».
Бюджетные средства нередко задерживаются, а монополисты требуют оплату
в срок. Ее приходится вносить из собственных денег компании. Контрактное
финансирование может быть перекрыто в любой момент из-за не замененной
лампочки в подъезде, не вымытой вовремя лестницы. Причем предвзятое
отношение Жилищной инспекции к частным организациям известно давно.
Поэтому частный бизнес очень осторожно приходит в жилищный сектор.
А между тем перспективы для развития этого вида бизнеса существуют.
Это признают все. Только частные компании все больше сосредотачивают
свои интересы в секторе более рентабельного строящегося, элитного жилья,
а также в управлении и обслуживании коммерческой недвижимости. Изменится
ли ситуация в ближайшее время, придут ли государство и бизнес к приемлемому
для всех компромиссу, предсказать трудно.
Ю. Х. Лукманов:
«Мы видим перспективность частно-государственного партнерства и уже
сегодня много делаем для развития этого направления. Мы заинтересованы
в приходе частного капитала в сферу ЖКХ, создаем условия для работы
на этом рынке , и опыт показывает, что многие из частных компаний уже
научились работать лучше, чем некоторые Жилкомсервисы. Но процесс реформ
легким быть не может, а все наши решения принимаются в строгом соответствии
с новым жилищным законодательством».
Елена Рачкова
Тел. (812) 326-0589