Строительство и городское хозяйство в Санкт-Петербурге и Ленинградской области
Новости фирм Выставки Управление инвестиций Об издании Подписка на журнал Новости сайта
№ 89 октябрь 2006
подписка на новости сайта
 
инвестиции
лидеры строительного рынка
районы Петербурга
тендеры
крупные строительные объекты
каталог строительных объектов
информационные статьи
Дороги, мосты, тоннели
Энергосбережение
поиск по сайту  
 

Другие наши издания:

А кому сейчас легко?
Партнерство бизнеса и государства

В процессе реформирования ЖКХ большое внимание уделяется привлечению в эту сферу частного капитала. Однако пока бизнес весьма осторожно относится к возможности частно-государственного партнерства.

Европейский опыт доказывает, что механизм под названием «Партнерство – частный сектор – государственный сектор» может реально содействовать реформированию и развитию жилищно-коммунальной сферы. На основе этой модели государственными организациями и представителями бизнеса создаются партнерские структуры для реализации проектов или предоставления услуг, которые традиционно находятся в ведении государства. Существует множество форм проектов частно-государственного партнерства.
Однако концепция каждого успешного предприятия заключается в том, что более высокое соотношение цены и качества достигается за счет использования квалификации частного сектора. Бизнесу передается также значительная доля рисков по осуществляемому проекту.

Суть частно-государственного партнерства состоит в том, что коммерческие структуры инвестируют средства в строительство и развитие инфраструктурных проектов. Вкладывая деньги, они справедливо рассчитывают на возмещение своих затрат (капитальных и эксплуатационных). Кроме того, частные компании стремятся получить прибыль от своей деятельности, которая складывается как из бюджетных средств, так и из коммунальных платежей непосредственных потребителей услуг. Причем доля участия бюджета в возмещении затрат зависит в немалой степени и от социальной приемлемости тарифов для населения. За целевое расходование средств и наем подрядных организаций отвечают, как правило, сами инвесторы. Представители местных органов власти контролируют лишь качество предоставляемых услуг и сроки выполнения работ.

Таким образом, инвесторы получают область для эффективного вложения средств и имеют возможность контролировать ход реализации проекта. Государство, в свою очередь, получает серьезную помощь в реализации социально значимых проектов и механизм, обеспечивающий максимальную отдачу от затраченных на проект средств.
Казалось бы, вариант такого партнерства должен устраивать всех. Однако сегодня мы наблюдаем более чем осторожное отношение к нему частных структур. Почему?

Начальник ремонтно-эксплуатационной службы ЗАО «Менеджмент Компания ПСБ» Владимир ДроздовНачальник ремонтно-эксплуатационной службы ЗАО «Менеджмент Компания ПСБ» Владимир Дроздов так объясняет позицию компании:
– Несмотря на то, что Жилищный комитет на словах приветствует допуск бизнеса на рынок коммунальных услуг, на деле все обстоит иначе. С каждым новым конкурсом на управление жильем снижается процент частных компаний, принимающих в них участие. Таким образом, этот сегмент рынка переходит в руки Жилкомсервисов, которые являются преобразованными предприятиями государственной жилищной системы.

Нас в первую очередь не устраивает годичный срок контракта. Далеко не все готовы пойти на риск инвестировать на короткий период достаточно крупные суммы. Ведь жилье мы получаем с такой проблемной инфраструктурой, что на возмещение своих затрат, а тем более на прибыль за годичный период действия контракта рассчитывать очень сложно.
Да и процент неплательщиков достаточно велик, а действенных механизмов борьбы с ними наша судебная практика не имеет. Кроме того, к исполнению контракта необходимо приложить значительные ресурсы, не все организации коммунальной сферы ими располагают. Поэтому есть примеры, когда компании, выиграв конкурс и поняв, что не сумеют обеспечить условия контракта из-за ужасающего состояния выигранного лота, отказываются от своих обязательств, невзирая на залоговые суммы. А механизм возврата инвестиций в случае расторжения контракта практически никак не отработан.

На пресс-конференции председатель Жилищного комитета Ю. Х. Лукманов на вопрос о продлении сроков контракта ответил, что Жилищный комитет не собирается менять свою позицию. Это связано со стремлением вовлечь жителей в процесс реформирования. Частные компании должны так построить свою работу, чтобы собственники жилья увидели результат их трудов уже через полгода и были заинтересованы в пролонгации договора. Для того чтобы ТСЖ и ЖСК смогли профессионально подойти к оценке деятельности эксплуатирующих и управляющих компаний, им в помощь существуют жилищные агентства. Кроме того, по инициативе и при участии Жилищного комитета организована учеба председателей ТСЖ и ЖСК.

Опыт зарубежных стран показывает, что для реализации частно-государственного партнерства в первую очередь нужны понимание и поддержка государства, без которых применение этого механизма обречено на провал.
Результатом готовности государства принять идею партнерства явится создание нормативно-правовой базы для реализации таких проектов и возведение их в ранг государственных. Итогом применения различных инвестиционных подходов станет массированный приток капитала в развитие инфраструктуры. Он позволит не только поддерживать имеющиеся мощности, но и активнее внедрять качественно новые технологии.

Не раз мы слышали о том, что и Жилкомсервисы, и частные управляющие компании стремятся работать на бюджетных деньгах. Как оказалось, так считают далеко не все. По словам начальника ремонтно-эксплуатационной службы ЗАО «Менеджмент Компания ПСБ» Владимира Дроздова, многим кажется выгоднее и спокойнее работать без привлечения государственных средств.
Потому что практика показывает: все в результате приходится платить «частнику».
Бюджетные средства нередко задерживаются, а монополисты требуют оплату в срок. Ее приходится вносить из собственных денег компании. Контрактное финансирование может быть перекрыто в любой момент из-за не замененной лампочки в подъезде, не вымытой вовремя лестницы. Причем предвзятое отношение Жилищной инспекции к частным организациям известно давно. Поэтому частный бизнес очень осторожно приходит в жилищный сектор.
А между тем перспективы для развития этого вида бизнеса существуют. Это признают все. Только частные компании все больше сосредотачивают свои интересы в секторе более рентабельного строящегося, элитного жилья, а также в управлении и обслуживании коммерческой недвижимости. Изменится ли ситуация в ближайшее время, придут ли государство и бизнес к приемлемому для всех компромиссу, предсказать трудно.

Ю. Х. Лукманов:
«Мы видим перспективность частно-государственного партнерства и уже сегодня много делаем для развития этого направления. Мы заинтересованы в приходе частного капитала в сферу ЖКХ, создаем условия для работы на этом рынке , и опыт показывает, что многие из частных компаний уже научились работать лучше, чем некоторые Жилкомсервисы. Но процесс реформ легким быть не может, а все наши решения принимаются в строгом соответствии с новым жилищным законодательством».

Елена Рачкова

Тел. (812) 326-0589



Реклама на сайте





© Строительство и городское хозяйство в Санкт-Петербурге и Ленинградской области
при использовании материалов сайта ссылка на http://stroygorhoz.ru обязательна