Диалог власти и бизнеса
Проблемы частных управляющих компаний
В нашем журнале мы не раз поднимали вопрос реформирования системы
ЖКХ. Сегодня для оптимизации работы предприятий этой сферы предлагаются
различные методы и способы, проводятся эксперименты по привлечению зарубежного
опыта и опыта частных российских компаний. Однако пока в этой области
вопросов больше, чем ответов.
Основная цель процесса реформирования – создание рынка жилищно-коммунальных
услуг. Тем не менее многие руководители частных управляющих компаний сходятся
во мнении, что о рынке как таковом говорить еще рано. Небольшую часть
епархии, до недавнего времени полностью принадлежавшей Жилкомсервису,
отдали на откуп нескольким частным компаниям, но это очень малый сегмент.
Сегодня в Санкт-Петербурге работают около 30 частных управляющих компаний,
в том числе и зарубежные.
Все они, по словам генерального директора Управляющей компании
«Стакс» Евгения Пургина, находятся в неравных условиях по отношению к
организациям системы Жилкомсервиса.
– Я считаю, что Жилищный комитет и его подструктурные организации, Жилкомсервисы,
представляют собой сегодня единую систему – мощную государственную управляющую
организацию, конкурировать с которой частным управляющим компаниям очень
и очень сложно, – рассказывает Евгений Пургин. – В отличие от частных
компаний Жилкомсервису досталось неплохое наследство в виде помещений,
техники, преференций в финансировании и привлечении инвестиций. Мы же
должны платить за каждый метр арендуемой площади, покупать на свои деньги
технику, материалы.
Председатель Жилищного комитета Санкт-Петербурга Юнис Лукманов:
– Еще в 2005 году Комитетом в порядке эксперимента были проведены открытые
конкурсы по выбору управляющей организации многоквартирных домов. И
первый опыт, надо сказать, оказался успешным. Сейчас уже четверть жилья
в Санкт-Петербурге управляется на конкурсной основе.
В результате город получил более 297 млн инвестиций, из них
более 117 млн уже вложено в капитальный ремонт жилищного фонда. Сегодня
в Санкт-Петербурге работают около 70 частных управляющих компаний, однако
не все из них оказались готовыми участвовать в проводимых городом конкурсах.
Всего в конкурсах приняли участие 22 частных управляющих компании, из
них 9 победили. Эти компании работают на равных условиях с другими ОАО
«Жилкомсервис» Санкт-Петербурга. Конкурсные участники сформированы по
территориальному признаку, имеют сбалансированные экономические показатели
и различны по объему жилищного фонда. Лоты составлены так, что участвовать
в конкурсах могут и большие, и средние, и небольшие организации.
Считаю, что в городе созданы равные условия для привлечения к управлению
жилищным фондом организаций разных форм собственности.
Евгений Пургин:
– Кроме того, сегодня работа жилищно-коммунальной сферы организована
таким образом, что основная часть финансовых потоков находится под контролем
чиновников. Все бюджетные средства, предназначенные для компенсации
льгот малоимущим гражданам, ветеранам, а также субсидии для покрытия
убытков эксплуатирующих организаций, сначала приходят в вычислительный
центр, являющийся структурой Жилищного комитета, который может эти финансовые
потоки остановить. Так вот, уже в течение 5 месяцев эти деньги задерживаются.
Ни одна частная управляющая компания их не получает. Однако квартплату
мы обязаны начислять с учетом того, что когда-то эти средства нам поступят.
А пока самим приходится где-то их находить, по сути дела решать проблему
социальной защиты населения. В новом законодательстве прописано, что
вся социальная защита должна быть адресной, однако пока этот вопрос
никто решать не торопится.
Юнис Лукманов:
– Согласно статье 215 Бюджетного кодекса РФ в Российской Федерации установлено
казначейское исполнение бюджетов. Организация исполнения и исполнение
бюджета возложены на органы исполнительной власти. Таким образом, «контроль
чиновников над прохождением финансовых потоков» отвечает требованиям
законодательства Российской Федерации.
Порядок предоставления мер социальной поддержки гражданам на оплату
жилья и коммунальных услуг в Санкт-Петербурге в 2006 году (далее Порядок),
утвержден постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 07.03.2008
№ 208. Этим же документом регламентирован порядок возмещения выпадающих
доходов, связанных с предоставлением льгот по оплате ЖКУ, жилищно-коммунальным
организациям, обслуживающим дома государственного жилищного фонда, ТСЖ,
ЖСК и ЖК, а также управляющим компаниям, избранным гражданами без образования
ТСЖ.
Средства, предусмотренные в бюджете Санкт-Петербурга на предоставление
мер социальной поддержки, перечисляют в адрес обслуживающих организаций
без задержки при условии выполнения всех требований вышеуказанного Порядка.
Задержка в финансировании имеет место в части льгот, возмещаемых
из федерального бюджета. Федеральные льготы перечисляются из
Фонда компенсаций федерального бюджета.
По состоянию на 07.06.2006. всем без исключения ЖСК, ЖК и ТСЖ, заключившим
договоры с ГУП ВЦКП в соответствии с Порядком, перечислены бюджетные
средства для возмещения выпадающих доходов, связанных с предоставлением
мер социальной поддержки в виде льгот при оплате ЖКУ за январь–апрель
2006 года.
Для своевременного получения средств на возмещение выпадающих доходов,
связанных с предоставлением мер социальной поддержки в виде льгот при
оплате ЖКУ управляющим компаниям, избранным гражданами без образования
ТСЖ, следует обратиться в Жилищный комитет для заключения договора в
соответствии с п. 5.2 Порядка.
ГУП ВСКП является сегодня важнейшим органом функционирования всего городского
хозяйства. Он выполняет функции единого расчетного кассового центра,
обеспечивает прохождение платежей, решая при этом множество вопросов.
И говорить о том, что город забирает деньги себе или намеренно задерживает
их перечисление, абсурдно, так как в городе действует жестко контролируемая
казначейская система.
Евгений Пургин:
– В последнее время складывается тревожная тенденция оказания давления
на судебные органы. Так, две организации, входящие в Ассоциацию управляющих
и эксплуатационных организаций, подверглись проверкам надзорных органов
и были оштрафованы на 50 тыс. рублей якобы за нарушения правил эксплуатации
зданий. Руководители этих организаций были не согласны с таким решением
и опротестовали его в суде. Две первые судебные инстанции вынесли решение
в пользу управляющих компаний. Однако последняя, кассационная, в течение
двух минут при отсутствии представителей Жилищной инспекции выносит
решение о взыскании штрафа.
Складывается впечатление, что кто-то порекомендовал судьям принять сторону
Жилищной инспекции. Мы – частные компании, наш доход зависит только
от нашего умения работать, мы считаем каждую копейку и понимаем, что
иногда нам выгоднее заплатить инспектору некую сумму, нежели потом отстаивать
свою правоту в суде.
Юнис Лукманов:
– Решение об установлении штрафных санкций к тем, кто нарушает правила
эксплуатации зданий, принимается Жилищной инспекцией Санкт-Петербурга.
Любые юридические либо физические лица вправе обжаловать решения органов
исполнительной власти. Окончательное решение, на основе объективности
и беспристрастности, может быть принято только на основании мотивированного
решения суда. По итогам 2005 года из 1709 проверенных зданий Жилищной
инспекцией были составлены только 619 протоколов, из которых 279 – ТСЖ,
ЖСК и физические лица, 316 – СПб ГУ ЖА и ОАО «Жилкомсервис».
Если господин Пургин располагает какими-либо доказательствами коррупции
в органах судебной власти, органах исполнительной власти, он вправе
обратиться в соответствующие правоохранительные органы.
Евгений Пургин:
– Отдельно хочется сказать о тендерах. Ассоциация управляющих компаний
еще год назад предупреждала, что при тех условиях, какие сегодня предлагаются
участникам, никто своих инвестиционных обязательств не выполнит.
Критерии отбора подрядчика в корне неверны. По этой
причине очень многие компании отказались от участия в тендерах. Мы даже
хотели обратиться к губернатору Санкт-Петербурга с открытым письмом,
но Жилищный комитет этому воспрепятствовал.
А сегодня нас обвиняют в том, что частные управляющие компании не выполняют
своих инвестиционных обязательств. Если не изменить условия тендеров,
то сложится ситуация, при которой в числе участников конкурсов окажутся
только Жилкомсервисы. Они, кстати, в большинстве своем обещанные инвестиции
предъявляют формально, путем зачета госзаказа на капремонт и пр.
Если так будет продолжаться и дальше, то перспектив у частных управляющих
компаний не останется, и они просто уйдут из этого сектора экономики.
А они, в большинстве своем, профессионалы, умеющие работать качественно
и эффективно.
Юнис Лукманов:
– Во-первых, право граждан на обращение в органы государственной власти
и к должностным лицам гарантировано Конституцией РФ. Поэтому непонятно
каким образом Жилищный комитет мог воспрепятствовать господину Пургину
обратиться к губернатору Санкт-Петербурга.
В настоящее время графики вложения инвестиций частными управляющими
компаниями, ОАО «Жилкомсервис», которые так же являются коммерческими
организациями и занимаются комплексным обслуживанием жилищного фонда,
соблюдаются. Поэтому говорить о том, что частные управляющие компании
не могут соблюдать условия конкурса, не совсем верно.
Те организации, которые хотят работать на этом рынке, такую
возможность имеют и работают. Организации-инвесторы, победившие
на конкурсе, получают очевидные преимущества по отношению к своим конкурентам,
если в течение первого года организация отработает успешно и понравится
собственникам, она сохранит за собой данный конкурсный участок и в дальнейшем,
по решению собственников помещений в многоквартирных домах.
Победителем конкурсного отбора признается организация, предложившая
наибольший объем собственных инвестиций в капитальный ремонт жилищного
фонда конкурсного участка, вне зависимости от организационно-правовой
формы.
Елена Рачкова
Тел. (812) 710-4456