Строительство и городское хозяйство в Санкт-Петербурге и Ленинградской области

С 4 октября читайте на сайте:
Управление инвестиций сообщает:

Объявленные торги
Планируемые торги

№ 88 сентябрь 2006
новости фирм
новости фирм
информация об издании
подписка на журнал
инвестиции
лидеры строительного рынка
районы Петербурга
тендеры
крупные строительные объекты
каталог строительных объектов
информационные статьи
Энергосбережение


 
Другие наши издания:



Трудности переходного периода
Есть ли будущее у жилищной реформы?

Сегодня в жилищно-коммунальной сфере вопросов больше, чем ответов. Для того чтобы распутать клубок многолетних проблем, необходимы усилия всех заинтересованных сторон. И у каждой имеется своя точка зрения на процесс реформирования.

Мы продолжаем разговор о тех проблемах, которые тормозят перестройку системы ЖКХ. У нас в гостях генеральный директор управляющей компании «Содружество» Виктор Воробьев.

– Виктор Федорович, какой вопрос сегодня является наиболее актуальным для всех организаций, работающих в сфере эксплуатации жилого фонда?
– Вопрос подготовки кадров. Это самая насущная проблема, и с каждым годом она остановится все острее. Разрушена система ПТУ, а альтернатива им не создана. Предпринимаются попытки создать обучающий центр. Но, при 2000 вакансий специалистов-сантехников, группа в 50 человек вряд ли сможет изменить ситуацию.
Если не принять кардинальных мер, то через несколько лет нас ждет самый настоящий кризис. На мой взгляд, этим вплотную должен заниматься Жилищный комитет.
К сожалению, интересы чиновников находятся в другой сфере, в сфере распределения бюджетных средств. Старый фонд находится в катастрофическом состоянии, он требует капитального ремонта. Однако даже в этом вопросе нет системности, четко продуманной программы. Создается впечатление, что деньги выделяются хаотично, в зависимости от того, какие специалисты присутствуют на рынке. Есть кровельщики – значит, занимаемся ремонтом кровли, есть сантехники – трубы меняем. Ни одного дома, в котором бы капремонт был выполнен полностью, нет.
В этом году мы принимали на обслуживание несколько домов старого фонда. Так, вместо своих прямых обязанностей – подготовки к зиме, нам пришлось срочно заниматься капремонтом, причем выполнять его в рамках текущего ремонта.

– Но ведь на капитальный ремонт старого фонда выделяются немалые средства из бюджета города, где они?
– Этими средствами распоряжаются ГУЖА, причем по своему усмотрению. Бюджетные деньги – это мощный рычаг управления, а порой и открытого шантажа со стороны ГУЖА. В соответствии с городским законодательством, если ТСЖ уходит от ГУЖА в управление к частной компании, деньги на капремонт должны передаваться вместе с домом.
На практике все обстоит иначе. Жильцам открыто говорится, что если они организуют ТСЖ, заключат договор на обслуживание с ГУЖА, то комплексный капитальный ремонт им обеспечен. Если же они уходят к частным компаниям, то максимум, что получат, это ремонт кровли или парадной. Он, как правило, затягивается на несколько лет, чтобы и дальше манипулировать жильцами. Причем, оставаясь на обслуживании в ГУЖА, жильцы продолжают вносить коммунальные платежи. Эти деньги сливаются вместе с бюджетными, а уж в этой мутной воде невозможно понять, из какого источника на самом деле финансируется капремонт. Разумеется, никто не говорит о воровстве. Бюджетные средства сегодня достаточно хорошо охраняемы.
Но их используют для шантажа, чтобы удержать в сфере своего влияния дома и распоряжаться коммунальными платежами граждан.
О какой реформе можно говорить, если Жилищный комитет своими действиями препятствует развитию предпринимательства в системе ЖКХ? Это частники уже научились за счет правильного вложения коммунальных платежей содержать дома в нормальном состоянии, а ГУЖА и Жилкомсервисы умеют работать только с бюджетом.

– На ваш взгляд, как можно переломить эту ситуацию?
– Я бы предложил городу раз и навсегда отдать средства на капитальный ремонт в распоряжение ТСЖ. Предварительно необходимо провести тщательную экспертизу, оформить акт, в котором указать все болевые точки, подсчитать, сколько денег уйдет на их устранение, и перечислить средства на расчетный счет ТСЖ. А уж ТСЖ пусть само ими распоряжается, и не нужно думать, будто оно не сможет этого сделать правильно. По крайней мере, у жильцов будет свобода в выборе подрядчика. Существуют независимые эксперты, способные осуществить акт приемки выполненных работ.
При таком подходе государство раз и навсегда решит вопрос с капитальным ремонтом и наконец выйдет из роли дойной коровы. Я уверен, как только иссякнет поток бюджетных денег, ГУЖА немедленно отпустит на свободу все дома. Ему не захочется возиться со старым фондом, изыскивать средства на его ремонт.

– Получается, что перспективы развития для частных компаний не очень-то радужные?
– Частный предприниматель, конечно, выживет, с рынка не уйдет, просто роль его будет не столь значительна, и развиваться он будет крайне медленно. Но, если все будет оставаться таким образом, в ближайшие 5–10 лет никаких сдвигов в сфере ЖКХ не произойдет. К тому же сегодня у нас появилась еще одна напасть в лице Жилищной инспекции. Создана она была с благой целью – учить и контролировать. Однако вместо разъяснений, рекомендаций и предписаний она усвоила только один принцип работы – штраф. Причем превзошла в этом вопросе даже СЭС. Так, за невывезенный вовремя контейнер с мусором СЭС налагает штраф в размере 10 тыс. рублей. А у Жилищной инспекции минимальный размер штрафа – 40 тысяч.
Откуда нам брать такие деньги? Средняя зарплата дворника – 6 тыс. рублей, скольким дворникам можно заплатить, чтобы они лучше работали! Ведь эти деньги приходится изымать из бюджета дома. Почему не начать с разъяснений и предупреждений, почему сразу предъявляется бланк на 40 тыс.? Невозможно поверить, что все это делается без ведома Жилищного комитета. Получается, что кто-то дал установку на штрафы? Это же самая настоящая опричнина в системе ЖКХ!

– Виктор Федорович, а как вы оцениваете опыт работы зарубежной частной компании на нашем рынке?
– Немецкая компания пришла сюда вовсе не для того, чтобы разгребать наши помойки. Она пришла сюда за деньгами, которые можно получить в результате грамотного учета расходов энергии. Они хотят внедрить у нас теплоучет, привезти свое оборудование, продать его нам, смонтировать, обслуживать. Это замечательно.
Но почему разница в тарифах и фактическом расходе должна оседать в бюджете этой компании? Вот этого я не приемлю. Она должна уходить в бюджет ТСЖ и идти на покрытие расходов по содержанию и ремонту дома, то есть возвращаться к жильцам, которые уже ее оплатили. Я считаю, что жильцы, которые платят совсем немаленькие коммунальные платежи и являются нашими работодателями, достойны более честного и уважительного отношения.

Елена Рачкова


Новости

подписка на новости сайта

 


поиск по сайту

 

Реклама на сайте











© Строительство и городское хозяйство в Санкт-Петербурге и Ленинградской области
при использовании материалов сайта ссылка на http://stroygorhoz.ru обязательна