Трудности переходного периода
Есть ли будущее у жилищной реформы?
Сегодня в жилищно-коммунальной сфере вопросов больше, чем ответов.
Для того чтобы распутать клубок многолетних проблем, необходимы усилия
всех заинтересованных сторон. И у каждой имеется своя точка зрения на
процесс реформирования.
Мы продолжаем разговор о тех проблемах, которые тормозят перестройку
системы ЖКХ. У нас в гостях генеральный директор управляющей компании
«Содружество» Виктор Воробьев.
–
Виктор Федорович, какой вопрос сегодня является наиболее актуальным
для всех организаций, работающих в сфере эксплуатации жилого фонда?
– Вопрос подготовки кадров. Это самая насущная проблема, и с каждым
годом она остановится все острее. Разрушена система ПТУ, а альтернатива
им не создана. Предпринимаются попытки создать обучающий центр. Но,
при 2000 вакансий специалистов-сантехников, группа в 50 человек вряд
ли сможет изменить ситуацию.
Если не принять кардинальных мер, то через несколько лет нас ждет самый
настоящий кризис. На мой взгляд, этим вплотную должен заниматься Жилищный
комитет.
К сожалению, интересы чиновников находятся в другой сфере, в сфере распределения
бюджетных средств. Старый фонд находится в катастрофическом состоянии,
он требует капитального ремонта. Однако даже в этом вопросе нет системности,
четко продуманной программы. Создается впечатление, что деньги выделяются
хаотично, в зависимости от того, какие специалисты присутствуют на рынке.
Есть кровельщики – значит, занимаемся ремонтом кровли, есть сантехники
– трубы меняем. Ни одного дома, в котором бы капремонт был выполнен
полностью, нет.
В этом году мы принимали на обслуживание несколько домов старого фонда.
Так, вместо своих прямых обязанностей – подготовки к зиме, нам пришлось
срочно заниматься капремонтом, причем выполнять его в рамках текущего
ремонта.
– Но ведь на капитальный ремонт старого фонда выделяются
немалые средства из бюджета города, где они?
– Этими средствами распоряжаются ГУЖА, причем по своему усмотрению.
Бюджетные деньги – это мощный рычаг управления, а порой и открытого
шантажа со стороны ГУЖА. В соответствии с городским законодательством,
если ТСЖ уходит от ГУЖА в управление к частной компании, деньги на капремонт
должны передаваться вместе с домом.
На практике все обстоит иначе. Жильцам открыто говорится, что если они
организуют ТСЖ, заключат договор на обслуживание с ГУЖА, то комплексный
капитальный ремонт им обеспечен. Если же они уходят к частным компаниям,
то максимум, что получат, это ремонт кровли или парадной. Он, как правило,
затягивается на несколько лет, чтобы и дальше манипулировать жильцами.
Причем, оставаясь на обслуживании в ГУЖА, жильцы продолжают вносить
коммунальные платежи. Эти деньги сливаются вместе с бюджетными, а уж
в этой мутной воде невозможно понять, из какого источника на самом деле
финансируется капремонт. Разумеется, никто не говорит о воровстве. Бюджетные
средства сегодня достаточно хорошо охраняемы.
Но их используют для шантажа, чтобы удержать в сфере своего влияния
дома и распоряжаться коммунальными платежами граждан.
О какой реформе можно говорить, если Жилищный комитет своими действиями
препятствует развитию предпринимательства в системе ЖКХ? Это частники
уже научились за счет правильного вложения коммунальных платежей содержать
дома в нормальном состоянии, а ГУЖА и Жилкомсервисы умеют работать только
с бюджетом.
–
На ваш взгляд, как можно переломить эту ситуацию?
– Я бы предложил городу раз и навсегда отдать средства на капитальный
ремонт в распоряжение ТСЖ. Предварительно необходимо провести тщательную
экспертизу, оформить акт, в котором указать все болевые точки, подсчитать,
сколько денег уйдет на их устранение, и перечислить средства на расчетный
счет ТСЖ. А уж ТСЖ пусть само ими распоряжается, и не нужно думать,
будто оно не сможет этого сделать правильно. По крайней мере, у жильцов
будет свобода в выборе подрядчика. Существуют независимые эксперты,
способные осуществить акт приемки выполненных работ.
При таком подходе государство раз и навсегда решит вопрос с капитальным
ремонтом и наконец выйдет из роли дойной коровы. Я уверен, как только
иссякнет поток бюджетных денег, ГУЖА немедленно отпустит на свободу
все дома. Ему не захочется возиться со старым фондом, изыскивать средства
на его ремонт.
– Получается, что перспективы развития для частных компаний
не очень-то радужные?
– Частный предприниматель, конечно, выживет, с рынка не уйдет, просто
роль его будет не столь значительна, и развиваться он будет крайне медленно.
Но, если все будет оставаться таким образом, в ближайшие 5–10 лет никаких
сдвигов в сфере ЖКХ не произойдет. К тому же сегодня у нас появилась
еще одна напасть в лице Жилищной инспекции. Создана она была с благой
целью – учить и контролировать. Однако вместо разъяснений, рекомендаций
и предписаний она усвоила только один принцип работы – штраф. Причем
превзошла в этом вопросе даже СЭС. Так, за невывезенный вовремя контейнер
с мусором СЭС налагает штраф в размере 10 тыс. рублей. А у Жилищной
инспекции минимальный размер штрафа – 40 тысяч.
Откуда нам брать такие деньги? Средняя зарплата дворника – 6 тыс. рублей,
скольким дворникам можно заплатить, чтобы они лучше работали! Ведь эти
деньги приходится изымать из бюджета дома. Почему не начать с разъяснений
и предупреждений, почему сразу предъявляется бланк на 40 тыс.? Невозможно
поверить, что все это делается без ведома Жилищного комитета. Получается,
что кто-то дал установку на штрафы? Это же самая настоящая опричнина
в системе ЖКХ!
– Виктор Федорович, а как вы оцениваете опыт работы зарубежной
частной компании на нашем рынке?
– Немецкая компания пришла сюда вовсе не для того, чтобы разгребать
наши помойки. Она пришла сюда за деньгами, которые можно получить в
результате грамотного учета расходов энергии. Они хотят внедрить у нас
теплоучет, привезти свое оборудование, продать его нам, смонтировать,
обслуживать. Это замечательно.
Но почему разница в тарифах и фактическом расходе должна оседать в бюджете
этой компании? Вот этого я не приемлю. Она должна уходить в бюджет ТСЖ
и идти на покрытие расходов по содержанию и ремонту дома, то есть возвращаться
к жильцам, которые уже ее оплатили. Я считаю, что жильцы, которые платят
совсем немаленькие коммунальные платежи и являются нашими работодателями,
достойны более честного и уважительного отношения.
Елена Рачкова