Мастер своего дела
Специализация как фактор повышения качества
В последние два года в строительной отрасли Петербурга и России наметилась вполне ощутимая тенденция к обособлению отдельных видов деятельности, к специализации компаний. (Впервые мы к этой теме обратились еще в 2006 г., см. № 86 «Останется только один…») Означает ли это, что на смену «мастеру на все руки» приходит «мастер своего дела»?
С одной стороны, мир стремится к специализации, с другой – к интеграции. Оба процесса удивительным образом уживаются между собой. Эти же тенденции характерны и для строительной отрасли. Еще недавно даже небольшая строительная компания норовила заниматься всем сразу: быть инвестором, застройщиком, генподрядчиком и даже выполнять львиную долю субподрядных работ.
Но ситуация на рынке изменилась, участки под строительство стали доступны далеко не всем. Обострилась конкуренция, появились ограничения в жилищном строительстве, пришли крупные инвестиции.
В этой ситуации выходом для многих малых и средних компаний стала специализация. По мнению аналитиков ИКФ «АЛЬТ», не у всех компаний хватит ресурсов улучшать бизнес во всех направлениях. Свой вывод они сформулировали следующим образом: «Рынок станет более структурированным, а большая часть игроков – узкоспециализированными. В рамках новой структуры рынка компаниям нужно занять то место, которое максимально соответствует их компетенциям, и сосредоточиться на совершенствовании этих компетенций».
Ориентация компаний на избранные сферы деятельности не могла не сказаться на повышении профессионального уровня работников, более глубоком знании предмета. Появилась мобильность
в плане изучения и внедрения в практику новых материалов и технологий. Причем специализация активизировалась и внутри холдинговых структур.
По мнению руководителя департамента капитального строительства ЗАО «Менеджмент Компания ПСБ» Игоря ШЕПЕЛЯ, выстраивание холдинга – это не расширение сферы деятельности, это та же специализация, выделение компаний, каждая из которых занимается своим делом. «Не должно быть универсальных компаний, – считает он. – Два-три специализированных направления – это еще реально, но все делать хорошо невозможно» (СГХ № 88).
Специализация отраслевая и технологическая
– Различают два вида специализации в строительстве – отраслевую и технологическую. Отраслевая заключается в сосредоточении деятельности на возведении объектов определенной отрасли или вида строительства, например электростанций, металлургических заводов, жилых домов. Технологическая специализация – это производство отдельных видов строительных и монтажных работ, необходимых при возведении определенной части зданий и сооружений, например земляных работ, устройства фундаментов, монтажа железобетонных конструкций и т. п.
С появлением большого количества инвестиционных проектов у компаний появилась возможность сконцентрироваться на возведении однородных объектов. Например, на малоэтажном строительстве или создании торгово-развлекательных центров. Так, за плечами ООО «Стройкомплекс» целая сеть магазинов «Пятерочка», «Лента» и других ТК.
Сегодня активизировался спрос на складскую недвижимость, и на наших глазах рождаются компании, готовые специализироваться в этом секторе. А строители дорог уже давно и прочно держатся за свои профильные объекты.
С технологической специализацией все намного проще. И проблема здесь лежит в несколько другой плоскости – правильно скоординировать работу технологически специализированных компаний на объекте. Чтобы не получилось, как в истории, рассказанной Аркадием Райкиным, про сшитый в ателье костюм. Один кроит рукава, другой пришивает пуговицы, третий – карманы, а в результате выходит совершенно уродливый костюмчик.
Как заметил в одной из своих статей заместитель председателя секции «Экономика строительства» РНТО строителей И. А. БОГДАНОВ, сегодня формируются и удачно работают множество мелких и средних предприятий строительного сектора. Специализируются они на определенных видах работ и достигают именно в данном виде работ максимальной эффективности и качества. «Фактически генподрядчик сегодня становится организацией, осуществляющей функции диспетчера по отношению к субподрядчикам…», – пишет он.
Государство не против, но равнодушно…
Есть у специализации и свои проблемы. Усилия, затраченные на профессиональное развитие, на доскональное изучение всех тонкостей своего дела, приобретение необходимого оборудования, никак не хочет учитывать государство.
В тендере на госзаказ может участвовать любая компания, независимо от того, умеет она выполнять предложенную работу или нет. Выделил город серьезные средства на программу «Фасады Петербурга», и на конкурс ринулись десятки новоявленных фирм, ранее не занимавшихся ремонтом фасадов. Предложили демпинговые цены и получили заказ (СГХ № 93).
Спустя 3–4 месяца начальнику отдела колористки фасадов КГА Полине СМОРОДИНСКОЙ и ее коллегам приходится чуть ли не ликбезы проводить для некоторых «победителей», рассказывая, как нужно ставить леса и ремонтировать фасады. Кто-то умудрился помыть фасад под таким давлением струи, что отвалились куски штукатурки и декора. Другой использовал щелочной раствор и чуть не угробил фасад. «Нам бы хотелось, чтобы на рынке фасадов работали квалифицированные специалисты, а не представители смежных сфер деятельности или вообще люди со стороны», – заявила она.
Тенденция к специализации проявилась и в создании специализированных ассоциаций, которые в свою очередь приступают к разработке профстандартов и сертификации. Среди таких объединений «ДОРМОСТ», Союз стекольщиков, Ассоциация деревянного домостроения и др. В январе 2006 года создан Национальный кровельный союз. В начале 2007 г. появилась Ассоциация фасадных предприятий Санкт-Петербурга, в мае – Ассоциация управляющих инвестиционно-строительными проектами.
Комментарии специалистов
Серик БЕГИШЕВ,
председатель Ассоциации фасадных предприятий Санкт-Петербурга (АФП):
– Ремонтные и реставрационные работы по фасадам требуют глубоких знаний от ИТР и соответствующей квалификации рабочих. Это только на первый взгляд ремонт фасадов – легкое дело, требуется много лет, чтобы понять все тонкости профессии. Но так как 94 ФЗ отменил квалификационный отбор, то в торгах может участвовать любая компания. Чтобы защитить интересы профессионалов, сохранить качество фасадных работ, мы создали свою Ассоциацию. Но необходимо срочно разработать стандарты, чтобы сертифицировать компании, занимающиеся ремонтом фасадов. АФП уже подала заявку на вступление в ССОО, где мы собираемся создать фасадную секцию, в рамках которой будем разрабатывать стандарты.
Виталий МЛЫНЧИК,
директор Ассоциации электромонтажных предприятий Северо-Запада:
– Сегодня популярным становится аутсорсинг. Например, раньше компания «Лукойл» всю «электрику» обслуживала сама. Но количество объектов растет, строятся новые АЗС, нефтехранилища, и компания приняла решение не углубляться в эту сферу деятельности, а привлекать сторонние специализированные организации.
Ведь профессионалы, оборудование и технологии концентрируются, как правило, в специализированных компаниях. Наша Ассоциация объединяет компании, специализирующиеся на «электрике». При этом мы видим, что продолжается углубление специализации. Одни предпочитают заниматься прокладкой кабеля, другие – строительством трансформаторных подстанций, третьи – поставками и монтажом оборудования. Мы хорошо знаем наш узкоспециализированный рынок, и появление новых компаний не проходит незамеченным.
В рамках Ассоциации мы приступили к работе по стандартизации электромонтажных процессов. Наша Ассоциация стала членом Ассоциации «Строительно-промышленный комплекс Северо-Запада», в рамках которой мы собираемся участвовать в работе профильной комиссии.