![]() |
![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() |
Летом этого года торжественно открылась для проезда первая очередь Смольной набережной - от Большеохтинского моста до Смольной улицы.
Пожалуй, ни одна набережная в городе не строилась так долго - за отсутствием денег работы тянулись почти десять лет и активизировались лишь летом 1997 года. Сегодня на набережной уложено дорожное полотно, по три ряда движения в каждую сторону, тротуары вымощены плиткой, окружающие территории благоустроены на площади более 5 тысяч квадратных метров. Однако все сделанное - примерно треть от общего объема работ. О том, что осталось выполнить для окончательного открытия сквозного проезда, рассказывает главный инженер Дирекции транспортного строительства Комитета по благоустройству и дорожному хозяйству Николай Тихомиров.
-Сегодня на участке длиной более 500 метров от Смольной улицы и далее уже забиты сваи, установлены блоки, забетонирована стенка набережной. Необходимо также протянуть под Невой дюкер от Водопроводного переулка до скважины у Финляндского вокзала. Там сейчас работает "Спецтоннельстрой". Идет прокладка инженерных сетей - канализации и водопровода. Осталось укрепить берег свайным основанием на протяжении почти 800 метров. Работа ведется с расчетом того, чтобы открыть движение по Орловской улице летом следующего года. Для этого предстоит не только построить набережную, но и решить вопрос об обходе находящихся там предприятий (на Орловской улице расположена база "Спецтранса", а далее по берегу - верфь). Кроме того, для лучшей организации движения следует убрать со Смольной улицы автобусное кольцо.
- Известно, что набережная частично разместилась на территориях, отвоеванных у Невы. Насколько безопасно такое вторжение в реку?
-Это действительно так. При строительстве мы отсыпали участок нового берега шириной около 25 метров. Для этого пришлось уложить в реку более трех тысяч кубометров щебня. Что касается самой методики, то она отнюдь не нова. Конечно, мы стремимся сохранять контуры берега, однако подобные методы широко используются при строительстве набережных в регионах, где географические условия сходны с нашими. Практически в каждом случае нового строительства на набережных приходится отвоевывать часть территорий у рек, и это влечет за собой не только дополнительные расходы, но и серьезные гидрологические исследования. Последними нельзя пренебрегать: у специалистов на памяти характерный пример, когда несколько лет назад обвалилась стенка Арсенальной набережной. Спроектированная без учета сильных течений излучины Невы в этом месте, она не выдержала напора воды и рухнула. Однако не следует воспринимать создание намывных территорий, как предвестник экологической катастрофы: это признанный и опробованный метод строительства набережных.
-Решена ли уже проблема обхода водозабора главной водопроводной станции?
-Нет, вид транспортного сооружения на этом месте пока окончательно не определен. Возможно это будет виадук, возможно - обычная дорога. При этом мы должны думать не только об инженерной стороне вопроса, но и о безопасности такого объекта, как главный водозабор города. Коль скоро защитные экраны устанавливаются даже на мостовых переходах над железнодорожными путями, то по нынешним временам необходимо предусмотреть те же меры и здесь. Говоря проще, оградить от террористов. В этом вопросе нас консультирует Госгортехнадзор.
-Какова судьба решетки, призванной заменить знаменитый бетонный забор, долгие годы ограждавший Смольный с тыла?
-Пока ограда установлена меньше чем на половину длины - 120 метров, и тому есть причины. Для того, чтобы смонтировать ее целиком, необходимо полностью вымостить тротуары. Согласно технологии, ограда монтируется на бетонном цоколе, который должен вплотную примыкать к мощению. В литой чугунной решетке предусмотрены ворота напротив парадного спуска к Неве. Выполненные, как и вся ограда, по проекту победителя специального конкурса архитектора Владимира Попова, они чем-то напоминают ворота Екатерининского дворца в Пушкине. Сама ограда также интересна: конструктивно она решена так, что при монтаже последующие элементы как бы надеваются на предыдущие.
-Правда ли, что установке всей четырехсотметровой ограды мешает и безденежье?
- Увы, это так. Достаточно сказать, что до финансовой катастрофы 17 августа вся ограда оценивалась в 2,5 миллиона рублей, сегодня же она стоит более 60 миллионов. В ходе работ по благоустройству хотелось бы также привести в порядок и Александровский сад, расположенный между улицей Смольного и Смольным собором. Сегодня он запущен до крайности, а расположенные в нем постройки по большей части лежат в руинах.
-В какую сумму обойдется строительство всей набережной?
-На сегодня остаточная стоимость составляет примерно 300 миллионов рублей. Существенную долю этой суммы "съедают" затраты на прокладку инженерных коммуникаций (20 процентов) и гранитную облицовку набережных (25-30 процентов).
-Кто проектирует и строит набережную?
-В роли генерального проектировщика выступил институт "Гипроинжпроект". Генеральных подрядчиков двое. Это "Ленмостострой", в обязанности которого входит сооружение свайного основания, ростверков, укладка блоков и обратная засыпка. ЗАО "Возрождение" при поддержке нескольких субподрядчиков отвечает за прокладку сетей, устройство дорожного полотна, облицовку набережных, мощение тротуаров и установку ограды.
В справочнике "Ленинград от "А" до "Я" за 1971 год говорится: "Смольная набережная расположена по левому берегу реки Невы от Большого Охтинского моста до Орловской улицы. Протяженность - 1600 метров. В 1911 году при постройке Большого Охтинского моста на подходе к мосту была сооружена низкая гранитная стенка набережной протяженностью 225 метров. К 1967 году набережная была полностью благоустроена". Насколько устарели эти сведения - покажут ближайшие два года. Если, конечно, у города найдутся деньги.
Дирекция транспортного строительства: 314-92-92