Информационные статьи
Информация об изданииИнвестицииТендерыИнформационные статьиПолезные ссылкиОбратная связь

Каталог строительных объектов / Порт в Усть-Луге - налицо положительная динамика. Расчет на экономическую эффективность (? 52)


Порт в Усть-Луге - налицо положительная динамика.
Расчет на экономическую эффективность

Реализация столь масштабного и сложного проекта, каким является создание современного портового комплекса, требует продуманной инвестиционной политики и слаженной работы всех участников процесса

Строительство портового комплекса в Усть-Луге - проект государственного значения. Его успешная реализация во многом зависит от эффективности инвестиционно-финансовой схемы. Не меньшую роль играет слаженность работы всех участников процесса - и в первую очередь, государственных структур.

О том, как обеспечивается финансирование строительства различных объектов будущего порта мы беседуем с Валерием Израйлитом - председателем правления ОАО 'Компания Усть-Луга' - заказчика-застройщика нового портового комплекса.

- Валерий Соломонович, часто говорят, что порт в Усть-Луге - очередной долгострой, процесс его создания растянулся на 10 лет. Чем это вызвано?

- Говорить, что строительство ведется 10 лет - несколько натянуто. Ведь долгое время оно было попросту заморожено. Только в 2000 - 2001 годах развернулось активное строительство порта и инфраструктуры.

Естественно, до этого были выполнены проработки, сделаны проекты, проведены технические согласования, экологические экспертизы. Непосредственно строительные работы ведутся только последние два года. И уже сделано достаточно много, чтобы изменилась картина как на строительной площадке, так и с точки зрения инвестиционной привлекательности всего проекта в целом.

- В чем это выражается?

- Ранее объемы государственного финансирования на весь порт, включая угольный терминал, составляли 15 млн. руб., затем 26 млн. руб. А в этом году строчка в бюджете - 100 млн., и мы надеемся привлечь еще дополнительно 400 млн. - то есть совершенно другие деньги.

- Как вы добились таких результатов?

- Это произошло благодаря абсолютной финансовой прозрачности компании, которая способствовала увеличению доли государства в ОАО 'Компания Усть-Луга'.

Теперь государство в лице правительства Ленинградской области владеет более чем блокирующим пакетом акций - 27.3%. Его представители вошли в совет директоров.

Мы разработали ряд экономических обоснований целесообразности строительства этого порта.
С помощью правительства Ленобласти и Министерства транспорта вышли на Правительство РФ и смогли его убедить, что строительство порта именно в Усть-Луге является очень важным для России не только с точки зрения стратегических интересов.

Главное - наш проект экономически абсолютно эффективен.
За два года выполнен приличный объем работ - и по объектам береговой инфраструктуры, финансировавшимся за счет собственных и привлеченных средств "Компании Усть-Луга", и по морской части порта, которая финансируется из бюджета.

Велось также строительство угольного терминала - в основном, за счет средств от реструктуризации угольной промышленности и средств Минэнерго. Минтранс тоже выделял средства, но они, преимущественно, шли на создание морской инфраструктуры.

- 'Компания Усть-Луга' не имеет отношения к финансированию строительства угольного терминала?

- Нет. Угольный терминал обособленно стоит в структурированной схеме развития порта в целом. Его хозяйствующий субъект - 'Ростерминалуголь' - не имеет отношения к ОАО 'Компания Усть-Луга', у нас нет его акций. Там - государство, инвестиционная компания 'Соколовская', торговый дом 'Транснефть'.

В свою очередь, 'Компания Усть-Луга' отвечает за инфраструктурные объекты, которые будут обеспечивать жизнеспособность этого терминала.

- Какая часть портового комплекса строится за счет государства?

- Прежде всего, объекты федеральной собственности, относящиеся к безопасности мореплавания - морской канал, акватория, системы управления движением судов, системы навигационного обслуживания. Средства на их создание - это строчки федерального бюджета, внебюджетные фонды - например, Минтранс, средства морских администраций порта.

- А за что отвечает 'Компания Усть-Луга'?

- ОАО 'Компания Усть-Луга' - а точнее, порядка 20 ее дочерних компаний, отвечают за реализацию различных объектов порта. Среди них - энергетика, железнодорожные подходы, связь, автомобильные дороги, перегрузочные комплексы, паромная переправа и ряд других портовых сооружений.

- Финансирование только за счет собственных средств компаний, входящих в ОАО 'Компания Усть-Луга', или есть еще инвесторы?

- Среди наших дочерних компаний есть и такие, часть акций которых принадлежит другим инвесторам. Например, строительство объектов внешнего энергообеспечения порта (общая стоимость проекта - 300 млн. руб.) осуществляет ОАО 'Росэнергопорт'. Ее акционером является ОАО 'Межрегион-Энерго'. Финансирование мы обеспечиваем совместно.

Аналогичным образом привлекаются средства и на строительство терминала минеральных удобрений. Акции ОАО 'Росхимтерминал' принадлежат нескольким компаниям, а мы являемся держателем блокирующего пакета.

'Балтийский паром' - пока на 100% наше дочернее предприятие. Но есть другие инвесторы, желающие участвовать в этом проекте. И если мы продадим акции, привлекая дополнительные средства, то 'Балтийский паром' станет совместной компанией.

Но есть и дочерние компании, 100% акций которых принадлежат ОАО 'Компания Усть-Луга' - в этом случае финансирование обеспечиваем только мы. Например, строительство внутренних железнодорожных подходов ведется исключительно за счет средств 'Компании Усть-Луга'. Отвечает за это направление специализированная компания 'Росжелдорпорт' - наша 100% дочерняя структура. Объем финансирования этого объекта по прошлому году составил 100 млн. руб.

- К слову, о железных дорогах - в феврале Усть-Лугу посетил министр МПС Геннадий Фадеев, и многие СМИ передали, что он был крайне недоволен отсутствием генеральной схемы развития порта. Разве можно работать без схемы?

- Уточним. То, что сказал министр, и то, что прозвучало в СМИ - две совершенно разные вещи.
Схема развития портового комплекса с расположением терминалов и нанесением основных каналов инженерных сетей была разработана 'Компанией Усть-Луга' в прошлом году. Она утверждена правительством Ленинградской области и Морской коллегией министерства транспорта.

Генеральная схема - основополагающий документ для развития всего портового комплекса. Это очень глубокая разработка, очень важная и принципиальная для нас. И я считаю, что она выполнена прекрасно.

В ней, естественно, нет и не могло быть на 1 этапе схемы железнодорожных подходов, за которую отвечает железная дорога. И министр говорил как раз о том, что ближайшая задача МПС - совместно с 'Компанией Усть-Луга' разработать комплексную схему.

Сложность здесь в том, что железнодорожные подходы делятся на две группы. Первая - внешние ж/д подходы, которые разрабатывает МПС. Это подходы к границе порта. Вторая - ж/д путевое хозяйство внутри порта, за которое отвечает 'Компания Усть-Луга'.

По отдельности эти две схемы разрабатывать нельзя - здесь нужна совместная работа, иначе ж/д подходы не будут состыковываться. И министр говорил, что до того, как строить станцию, нужно четко разобраться в маршрутиризации, схеме подходов, в расстановке вагонов, выгоне составов порожняком и т. д.

Это сложная процедура работы на стыке двух ведомств - МПС и Минтранса, отвечающего за внутренние портовые развязки. В данном случае, в соответствии с государственным контрактом, Минтранс поручил это 'Компании Усть-Луга'. И мы вместе с МПС должны разработать схему ж/д подходов.

- Можно ли было сделать ее раньше?

- Начать разработку можно было только после утверждения Генеральной схемы развития порта - то есть, не раньше декабря 2001 г. Но в тот момент в МПС происходила смена руководства. В январе был назначен Геннадий Матвеевич Фадеев. Он подтвердил, что это приоритетная задача - и для МПС, и для 'Компании Усть-Луга'.

Сейчас мы интенсивно работаем над созданием комплексной схемы ж/д подходов порта. Cогласованием проекта с МПС, его разработкой и началом строительных работ - как внутри порта, так и на внешних подходах будет заниматься специальный департамент компании. Естественно, сначала сделают технико-экономическое обоснование, затем - проект, после чего приступим к строительству. Это нормальная плановая работа - очень сложная, нужная и срочная.

- Будут ли строиться новые предприятия вблизи нового порта?

- Есть несколько проектов, связанных с различными видами грузов. Мы предполагаем развитие двух комплексов - портового и припортовой производственно-промышленной зоны, куда войдет целый ряд предприятий. Это значительно повысит эффективность проекта в целом.

Беседовала Ксения Ипполитова
Компания Усть-Луга:
(812) 314 99 72
(812) 315 39 45

На главную страницуНаверх