Информационные статьи
Информация об изданииИнвестицииТендерыИнформационные статьиПолезные ссылкиОбратная связь

Каталог строительных объектов / Стратегия 'Транснефти' - в государственном интересе (? 51)


Стратегия 'Транснефти' - в государственном интересе

В настоящее время добыча, переработка и продажа нефти являются приоритетными с точки зрения фискальных и инвестиционных интересов государства. Бесперебойную деятельность нефтедобывающего и нефтеперерабатывающего комплекса, а также продажу нефти за рубеж обеспечивает ОАО 'АК 'Транснефть'. На вопросы корреспондента журнала 'Строительство и городское хозяйство СПб и Ленинградской области' отвечает вице-президент 'Транснефти' С. В. Григорьев.

- Сергей Викторович, какими достижениями отмечен прошедший год для ОАО 'АК 'Транснефть'?

- Коллектив 'Транснефти' в минувшем году одержал немало трудовых побед, но самая важная, бесспорно, - завершение строительства и ввод в эксплуатацию первой очереди БТС. 27 декабря 2001 г. торжественная церемония пуска первой очереди Балтийской трубопроводной системы состоялась на нефтеналивном терминале. В церемонии приняли участие Президент России В.В. Путин, заместитель Председателя Правительства РФ В.Б. Христенко и другие официальные лица. Столь высокий статус участников мероприятия - свидетельство огромной значимости БТС для отечественной экономики.

Новое экспортное направление транспортировки нефти по системе БТС в полной мере отвечает национальным интересам страны. Также как и введенный нами в июне 2001 года 260-километровый нефтепровод Суходольная-Родионовская, позволяющий перекачивать нефть в Новороссийский порт, минуя территорию Украины.

- Решение масштабных задач такого уровня по плечу самым мощным организациям. Какое место в экономике России занимает ОАО 'АК 'Транснефть'?

- На сегодняшний день 'Транснефть' - это самая большая в мире трубопроводная компания, аналогов ей просто нет. По магистралям 'Транснефти' перекачивается 97% российской нефти. Общая протяженность нефтепроводов составляет около 48 тыс. км. В систему входит 322 нефтеперекачивающие станции, резервуарный парк общей емкостью 12,6 млн. куб. м.
В составе ОАО 'АК 'Транснефть' одиннадцать основных региональных дочерних акционерных обществ, которые занимаются непосредственно перекачкой нефти, и ряд вспомогательных структур. Среди них: предприятие по осуществлению диагностики трубопроводной системы 'Диаскан', в обязанности которого входит анализ текущего состояния трубопроводов, контроль за изменениями условий эксплуатации. В числе предприятий холдинга - проектный институт, а также ряд организаций, которые занимаются, к примеру, прокладкой трубопроводов под руслами рек, лизингом, закупками специального оборудования. 'Связьтранснефть' - своего рода узел коммуникаций 'Транснефти' и других нефтегазовых предприятий страны. По своей мощности и объемам оказываемых услуг она уступает только Министерству связи и информатизации.
Ежегодно через систему трубопроводов 'Транснефти' проходит более 300 млн. тонн нефти. В 2001 году нашим получателям в стране и за рубежом было доставлено 341,6 млн. тонн углеводородного сырья, причем по тарифам, которые значительно ниже, чем во всех сопредельных государствах.
Одним из главнейших направлений деятельности компании является поддержание высокого уровня надежности и безопасности системы, особенно с учетом того, что почти две трети магистралей были построены свыше двадцати лет назад. По статистике аварийности - 00,4 на каждые 1000 км - наши трубопроводы надежнее, чем аналогичные системы в Европе и Америке.
Комплексная программа диагностики, капитального ремонта, технического перевооружения и реконструкции, осуществляемая в 2001 г., реализована по разным позициям на 140-190%. Все затраты 'Транснефть' обеспечивает за счет собственных средств или кредитов. Деловая репутация компании, ее динамизм, прозрачность и открытость в сотрудничестве с партнерами снискали доверие во многих международных и отечественных финансовых институтах.
В прошлом году платежи в федеральный и региональный бюджеты составили 21,182 млрд рублей, или почти в полтора раза больше, чем в 2000 г.

- А с учетом влияния на другие отрасли экономики страны?

- Президент ОАО 'АК 'Транснефть' Семен Михайлович Вайншток говорил не так давно, что благодаря резкому росту цен на нефть произошел залповый приток денег в страну. Нефтяные компании увеличили объем заказов машиностроительным заводам. Это, в свою очередь, отразилось и на других отраслях промышленности. Машиностроители даже не могут выполнить все заявки. Чтобы купить буровую по предоплате, надо стоять в очереди около года.
Можно ли считать это всплеском экономики? Можно ли говорить, что у нас хорошие буровые, что производители конкурентоспособны, а их технологии могут соревноваться с западными? Нет! Можно утверждать лишь то, что сегодня спрос превышает предложение. Поэтому, если сейчас наша промышленность не воспользуется сложившейся ситуацией для того, чтобы модернизировать производство и качественно улучшить ассортимент продукции, то после падения цен на нефть мы все окажемся в новом витке кризиса.

Нефть - основа не только российской экономики, за счет транзита 'черного золота' по своим территориям живут некоторые соседние государства. Однако уже в ближайшее время положение должно измениться: с вводом новых нефтепроводов зависимость нашей страны от сопредельных государств резко уменьшится, а сотни миллионов 'транзитных' долларов останутся в России.
Сегодня существует уникальная возможность разгрузить Новороссийский порт, причем за счет небольших вложений. Мы работаем над реализацией нового перспективного маршрута, который пройдет через Белоруссию, Украину, Словакию, Венгрию и Хорватию к Адриатическому морю на глубоководный порт Омишаль, что также позволит существенно диверсифицировать риски и уйти от Босфора. Более того, учитывая, что условия Омишаля позволяют грузить танкеры водоизмещением до 500 тысяч тонн, это может кардинально изменить всю существующую географию поставок нефти. В этом случае становится выгодно экспортировать нефть не только в Европу, но и в Северную Америку.

В портфеле компании находится еще один крупномасштабный проект - транспорт нефти в восточном направлении с перспективой выхода через наши дальневосточные порты на страны Азиатско-Тихоокеанского региона. Сейчас идет работа по технико-экономическому обоснованию маршрутов, в том числе из вновь осваиваемых районов Восточной Сибири.

'Транснефть' одновременно работает и по так называемому 'южному' направлению. Речь идет о проекте транспортировки российской и казахстанской нефти в Иран. Проект вызывает большой интерес у наших среднеазиатских соседей.

Каждый новый проект - это вовлечение в сотрудничество десятков и сотен тысяч людей самых различных профессий, это новые рабочие места, это стабильное наращивание производственных мощностей. Причем не только в нефтедобыче и на транспорте, но и в металлургии, машиностроении, химии, связи, приборостроении, связи и т. д. Строительство, как известно, вообще играет роль локомотива в развитии многих отраслей народного хозяйства, а крупномасштабное строительство, трубопроводное, - в особенности. Например, первая очередь Балтийской трубопроводной системы проходит по четырем областям России - Тверской, Новгородской, Ярославской и Ленинградской. Ее инфраструктура уже вызвала к жизни целый ряд новых предприятий и социальных объектов, включая порт в Приморске и таможенно-пограничный пункт пропуска. По оценкам экспертов, за 20 лет эксплуатации БТС в казну поступит около 400 млн. долларов, при этом большая часть - примерно 260 млн. долларов - только в виде налогов в бюджет Ленинградской области.

Мы гордимся, что в определенной степени выступаем инициаторами подъема и развития немалого сегмента российской экономики, в данном случае на Северо-Западе.

- Расскажите, пожалуйста, подробнее о стратегии ОАО 'АК 'Транснефть'.

- Стратегическое значение деятельности 'Транснефти' достаточно наглядно иллюстрируется созданием БТС. Распад СССР лишил Россию нефтяных терминалов на Балтике. Экспортный поток шел через латвийский Вентспилс и литовский Бутинге. Пользуясь положением монополистов, прибалтийские государства многократно завышали транзитный тариф. Кроме того, перспектива активизации освоения нефтяных запасов Тимано-Печорского региона, а также других районов Западной Сибири, Урало-Поволжья и Казахстана сделала актуальным вопрос поиска оптимального пути транспортировки объемов сырья, которое будет добываться.

Проект, на начальном этапе задумывавшийся как политический, благодаря обстоятельной проработке в 'Транснефти', стал главным образом экономическим. Как подчеркнул Президент В.В. Путин на недавно состоявшейся встрече с С.М. Вайнштоком, мы должны полностью 'деполитизировать' БТС, добиться ее высокой эффективности прежде всего как коммерческого предприятия. В январе текущего года, в первый месяц функционирования, через систему прошло свыше 1,1 млн. тонн. Таким образом, все разговоры о якобы проблематичности выхода на проектные показатели остаются на совести тех, кто изначально не верил в целесообразность БТС для российской экономики. В середине года начнется строительство второй очереди, после чего ее производительность вырастет до 18 млн. тонн в год, а в дальнейшем позволит нарастить ежегодный транспорт углеводородов до 30 млн. тонн.

В движении российской нефти в Новороссийск прослеживалась до недавнего времени аналогичная ситуация. Мы много раз обращались к украинской стороне с просьбой пересмотреть тарифы на транзит нашего сырья, поскольку они просто не укладывались в разумные рамки. К сожалению, диалога не получилось, и мы вынуждены были искать другое решение. Русские долго запрягают, но быстро ездят. За очень короткий срок, втрое меньше, чем по нормативам, на новой технологической основе был построен нефтепровод Суходольная-Родионовская со всей своей сложной инфраструктурой. В результате экономический (и полагаю, также стратегический) интерес страны оказался соблюден.

Мы намеренно не касаемся геополитических аспектов БТС или Суходольной-Родионовской. 'Транснефть' исповедует жесткое правило: наша сфера - это четкое, исключающее всякого рода неожиданности функционирование трубопроводной системы, ответственное и добросовестное исполнение своих обязанностей по транспорту углеводородов. Разумеется, с учетом государственных интересов. Все остальное давайте оставим профессиональным политикам и дипломатам.

Беседовал Олег Громичук
тел. 8 (095) 951-4889,
факс 8 (095) 953-5525

На главную страницуНаверх