![]() |
![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() |
В настоящее время добыча, переработка и продажа нефти являются приоритетными с точки зрения фискальных и инвестиционных интересов государства. Бесперебойную деятельность нефтедобывающего и нефтеперерабатывающего комплекса, а также продажу нефти за рубеж обеспечивает ОАО 'АК 'Транснефть'. На вопросы корреспондента журнала 'Строительство и городское хозяйство СПб и Ленинградской области' отвечает вице-президент 'Транснефти' С. В. Григорьев.
- Сергей Викторович, какими достижениями отмечен прошедший год для ОАО 'АК 'Транснефть'?
- Коллектив 'Транснефти' в минувшем году одержал немало трудовых побед, но самая важная, бесспорно, - завершение строительства и ввод в эксплуатацию первой очереди БТС. 27 декабря 2001 г. торжественная церемония пуска первой очереди Балтийской трубопроводной системы состоялась на нефтеналивном терминале. В церемонии приняли участие Президент России В.В. Путин, заместитель Председателя Правительства РФ В.Б. Христенко и другие официальные лица. Столь высокий статус участников мероприятия - свидетельство огромной значимости БТС для отечественной экономики.
Новое экспортное направление транспортировки нефти по системе БТС в полной мере отвечает национальным интересам страны. Также как и введенный нами в июне 2001 года 260-километровый нефтепровод Суходольная-Родионовская, позволяющий перекачивать нефть в Новороссийский порт, минуя территорию Украины.
- Решение масштабных задач такого уровня по плечу самым мощным организациям. Какое место в экономике России занимает ОАО 'АК 'Транснефть'?
- На сегодняшний день 'Транснефть' - это самая большая в мире трубопроводная
компания, аналогов ей просто нет. По магистралям 'Транснефти' перекачивается
97% российской нефти. Общая протяженность нефтепроводов составляет около 48
тыс. км. В систему входит 322 нефтеперекачивающие станции, резервуарный парк
общей емкостью 12,6 млн. куб. м.
В составе ОАО 'АК 'Транснефть' одиннадцать основных региональных дочерних акционерных
обществ, которые занимаются непосредственно перекачкой нефти, и ряд вспомогательных
структур. Среди них: предприятие по осуществлению диагностики трубопроводной
системы 'Диаскан', в обязанности которого входит анализ текущего состояния трубопроводов,
контроль за изменениями условий эксплуатации. В числе предприятий холдинга -
проектный институт, а также ряд организаций, которые занимаются, к примеру,
прокладкой трубопроводов под руслами рек, лизингом, закупками специального оборудования.
'Связьтранснефть' - своего рода узел коммуникаций 'Транснефти' и других нефтегазовых
предприятий страны. По своей мощности и объемам оказываемых услуг она уступает
только Министерству связи и информатизации.
Ежегодно через систему трубопроводов 'Транснефти' проходит более 300 млн. тонн
нефти. В 2001 году нашим получателям в стране и за рубежом было доставлено 341,6
млн. тонн углеводородного сырья, причем по тарифам, которые значительно ниже,
чем во всех сопредельных государствах.
Одним из главнейших направлений деятельности компании является поддержание высокого
уровня надежности и безопасности системы, особенно с учетом того, что почти
две трети магистралей были построены свыше двадцати лет назад. По статистике
аварийности - 00,4 на каждые 1000 км - наши трубопроводы надежнее, чем аналогичные
системы в Европе и Америке.
Комплексная программа диагностики, капитального ремонта, технического перевооружения
и реконструкции, осуществляемая в 2001 г., реализована по разным позициям на
140-190%. Все затраты 'Транснефть' обеспечивает за счет собственных средств
или кредитов. Деловая репутация компании, ее динамизм, прозрачность и открытость
в сотрудничестве с партнерами снискали доверие во многих международных и отечественных
финансовых институтах.
В прошлом году платежи в федеральный и региональный бюджеты составили 21,182
млрд рублей, или почти в полтора раза больше, чем в 2000 г.
- А с учетом влияния на другие отрасли экономики страны?
- Президент ОАО 'АК 'Транснефть' Семен Михайлович Вайншток говорил не так давно,
что благодаря резкому росту цен на нефть произошел залповый приток денег в страну.
Нефтяные компании увеличили объем заказов машиностроительным заводам. Это, в
свою очередь, отразилось и на других отраслях промышленности. Машиностроители
даже не могут выполнить все заявки. Чтобы купить буровую по предоплате, надо
стоять в очереди около года.
Можно ли считать это всплеском экономики? Можно ли говорить, что у нас хорошие
буровые, что производители конкурентоспособны, а их технологии могут соревноваться
с западными? Нет! Можно утверждать лишь то, что сегодня спрос превышает предложение.
Поэтому, если сейчас наша промышленность не воспользуется сложившейся ситуацией
для того, чтобы модернизировать производство и качественно улучшить ассортимент
продукции, то после падения цен на нефть мы все окажемся в новом витке кризиса.
Нефть - основа не только российской экономики, за счет транзита 'черного золота'
по своим территориям живут некоторые соседние государства. Однако уже в ближайшее
время положение должно измениться: с вводом новых нефтепроводов зависимость
нашей страны от сопредельных государств резко уменьшится, а сотни миллионов
'транзитных' долларов останутся в России.
Сегодня существует уникальная возможность разгрузить Новороссийский порт, причем
за счет небольших вложений. Мы работаем над реализацией нового перспективного
маршрута, который пройдет через Белоруссию, Украину, Словакию, Венгрию и Хорватию
к Адриатическому морю на глубоководный порт Омишаль, что также позволит существенно
диверсифицировать риски и уйти от Босфора. Более того, учитывая, что условия
Омишаля позволяют грузить танкеры водоизмещением до 500 тысяч тонн, это может
кардинально изменить всю существующую географию поставок нефти. В этом случае
становится выгодно экспортировать нефть не только в Европу, но и в Северную
Америку.
В портфеле компании находится еще один крупномасштабный проект - транспорт нефти в восточном направлении с перспективой выхода через наши дальневосточные порты на страны Азиатско-Тихоокеанского региона. Сейчас идет работа по технико-экономическому обоснованию маршрутов, в том числе из вновь осваиваемых районов Восточной Сибири.
'Транснефть' одновременно работает и по так называемому 'южному' направлению. Речь идет о проекте транспортировки российской и казахстанской нефти в Иран. Проект вызывает большой интерес у наших среднеазиатских соседей.
Каждый новый проект - это вовлечение в сотрудничество десятков и сотен тысяч людей самых различных профессий, это новые рабочие места, это стабильное наращивание производственных мощностей. Причем не только в нефтедобыче и на транспорте, но и в металлургии, машиностроении, химии, связи, приборостроении, связи и т. д. Строительство, как известно, вообще играет роль локомотива в развитии многих отраслей народного хозяйства, а крупномасштабное строительство, трубопроводное, - в особенности. Например, первая очередь Балтийской трубопроводной системы проходит по четырем областям России - Тверской, Новгородской, Ярославской и Ленинградской. Ее инфраструктура уже вызвала к жизни целый ряд новых предприятий и социальных объектов, включая порт в Приморске и таможенно-пограничный пункт пропуска. По оценкам экспертов, за 20 лет эксплуатации БТС в казну поступит около 400 млн. долларов, при этом большая часть - примерно 260 млн. долларов - только в виде налогов в бюджет Ленинградской области.
Мы гордимся, что в определенной степени выступаем инициаторами подъема и развития немалого сегмента российской экономики, в данном случае на Северо-Западе.
- Расскажите, пожалуйста, подробнее о стратегии ОАО 'АК 'Транснефть'.
- Стратегическое значение деятельности 'Транснефти' достаточно наглядно иллюстрируется созданием БТС. Распад СССР лишил Россию нефтяных терминалов на Балтике. Экспортный поток шел через латвийский Вентспилс и литовский Бутинге. Пользуясь положением монополистов, прибалтийские государства многократно завышали транзитный тариф. Кроме того, перспектива активизации освоения нефтяных запасов Тимано-Печорского региона, а также других районов Западной Сибири, Урало-Поволжья и Казахстана сделала актуальным вопрос поиска оптимального пути транспортировки объемов сырья, которое будет добываться.
Проект, на начальном этапе задумывавшийся как политический, благодаря обстоятельной проработке в 'Транснефти', стал главным образом экономическим. Как подчеркнул Президент В.В. Путин на недавно состоявшейся встрече с С.М. Вайнштоком, мы должны полностью 'деполитизировать' БТС, добиться ее высокой эффективности прежде всего как коммерческого предприятия. В январе текущего года, в первый месяц функционирования, через систему прошло свыше 1,1 млн. тонн. Таким образом, все разговоры о якобы проблематичности выхода на проектные показатели остаются на совести тех, кто изначально не верил в целесообразность БТС для российской экономики. В середине года начнется строительство второй очереди, после чего ее производительность вырастет до 18 млн. тонн в год, а в дальнейшем позволит нарастить ежегодный транспорт углеводородов до 30 млн. тонн.
В движении российской нефти в Новороссийск прослеживалась до недавнего времени аналогичная ситуация. Мы много раз обращались к украинской стороне с просьбой пересмотреть тарифы на транзит нашего сырья, поскольку они просто не укладывались в разумные рамки. К сожалению, диалога не получилось, и мы вынуждены были искать другое решение. Русские долго запрягают, но быстро ездят. За очень короткий срок, втрое меньше, чем по нормативам, на новой технологической основе был построен нефтепровод Суходольная-Родионовская со всей своей сложной инфраструктурой. В результате экономический (и полагаю, также стратегический) интерес страны оказался соблюден.
Мы намеренно не касаемся геополитических аспектов БТС или Суходольной-Родионовской. 'Транснефть' исповедует жесткое правило: наша сфера - это четкое, исключающее всякого рода неожиданности функционирование трубопроводной системы, ответственное и добросовестное исполнение своих обязанностей по транспорту углеводородов. Разумеется, с учетом государственных интересов. Все остальное давайте оставим профессиональным политикам и дипломатам.
Беседовал Олег Громичук
тел. 8 (095) 951-4889,
факс 8 (095) 953-5525