![]() |
![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() |
О художественной подсветке зданий и сооружений сказано и написано уже немало.
Достаточно добавить, что в условиях короткого петербургского дня она исполняет
еще и прочие функции, помимо чисто декоративных, служа дополнительным источником
освещения.
За последний год дело художественной подсветки значительно продвинулось вперед, благодаря поэтапной реализации программы 'Светлый город'. Однако среди специалистов-энергетиков порой слышны и критические голоса. Так, в Комитете по энергетике и инженерному обеспечению (КЭИО) считают, что концепция декоративной подсветки северной столицы могла бы быть несколько иной.
Поясним: речь здесь идет равно как о технической, так и о художественной, стороне дела.
Говоря о первой составляющей проблемы, следует, прежде всего, отметить несовершенство многих применяемых в подсветке осветительных приборов и источников света. К сожалению, отечественная продукция пока практически не может конкурировать с признанными корифеями этого рынка - марками 'Филипс', 'Осрам', 'Цумтобель-Штафф' и им подобными. А вот российские осветительные приборы производства, например, Лихославльского завода в среднем через 7 месяцев эксплуатации требуют сервисного обслуживания или ремонта.
К тому же, как говорят специалисты КЭИО, существуют определенные технические требования к соответствующей технике, соблюдающиеся далеко не всегда. Так, любые светильники, расположенные стеклом кверху (к примеру, подсветка, вмонтированная в тротуар), должны быть 67 класса защиты плюс антивандальное исполнение, стеклом вниз - 65 класса, если они расположены не под козырьком или навесом.
Определенные претензии имеются к выбору внешнего вида самой осветительной арматуры и местам ее размещения на фасаде (крайне желательно, чтобы светильники были наименее заметны). Характерный пример такого неудачного выбора - здание клиники эстетической медицины 'Меди' на Невском проспекте. Недаром подобные светильники получили в народе пренебрежительное название 'горшков' и 'совков'.
Неграмотное расположение еще и создает эффект так называемых 'световых столбов' и 'пятен', когда фасад здания зрительно дробится на отдельные фрагменты. Тем не менее, соседние учреждения, расположенные по соседству с клиникой, избрали такой же метод подсветки. В результате теперь на Невском можно наблюдать своеобразный монотонный световой штакетник.
Памятники архитектуры подстерегает еще одна опасность: нарушение правил эксплуатации, в частности порядка замены ламп. Поэтому в центре города нередко можно увидеть пятнистый фасад, разукрашенный всеми цветами радуги. Пример - холдинг 'Ленинец' на Московском проспекте у одноименной станции метро.
К сожалению, даже импортные лампы частенько перегорают неодновременно (так, сегодня на здании итальянского консульства на Театральной площади не горит часть ламп). Отечественные источники за время работы вообще теряют до 80 процентов мощности. К тому же каждая партия ламп, как правило, отличается от другой по цветовому оттенку. Именно поэтому все источники света необходимо менять планово, целиком во всей системе. Ранее заниматься этим было некому: парадоксально, но подсветка, в которую были вложены немалые средства, сразу после включения оставалась без хозяина. Не так давно к исправлению ситуации были приняты соответствующие меры: теперь в КЭИО при выдаче технического задания в обязательном порядке в этот документ вносится пункт об обслуживании.
Существует и иной подход к подсветке: напомним, что главный художник города Иван Уралов не однажды высказывал мнение о том, что фасады следует подсвечивать не точечно, а по принципу сплошной заливки светом. Кроме того, проектные решения должны быть ансамблевыми, то есть разработанными для группы зданий, а не отдельных памятников, благо архитектура нашего города позволяет это сделать.
Любопытно, но сплошная световая заливка также имеет свои недостатки: пустые темные проемы окон создают эффект 'блокадного города'. Чтобы избежать появления таких ассоциаций, все окна должны иметь светлую подложку - хотя бы жалюзи: предпринять такое на практике в массовом порядке вряд ли представляется возможным.
Еще одна сторона вопроса - подключение подсветки к электропитанию. Достаточно часто для этого используются и без того перегруженные домовые сети. Между прочим, проблему эту не раз озвучивал председатель Комитета по содержанию жилищного фонда Владимир Хренов. Конечно, систему можно запитать и от внешней линии, однако здесь фактическим хозяином городских электросетей выступает ГУП 'Ленсвет', которому роль естественного монополиста дает возможность требовать также и монополии на выполнение архитектурно-художественной подсветки.
Итак, одной из наиболее вероятных причин разнобоя в подходе к созданию единой концепции наружной подсветки Петербурга можно назвать отсутствие здоровой конкуренции в отрасли световых услуг. Интересно, что при этом на рынке сформированы и успешно действуют достаточно профессиональные предприятия, которым вполне по силам выполнить необходимые работы - от проектирования до подключения. Никто не спорит, что программу 'Светлый город' надо реализовывать: однако все участники этой деятельности должны быть поставлены в равные условия.
'Мы все за то, чтобы наш город был светлым, и не только к 300-летию', - говорят в Комитете по энергетике и инженерному обеспечению.
Комитет по энергетике
и инженерному обеспечению.
Тел. 312-14-15