Информационные статьи
Информация об изданииИнвестицииТендерыКаталог строительных объектовПолезные ссылкиОбратная связь

Рубрикатор / Строительство, капитальный ремонт / Дорожное строительство, техника /Как 'скроить' одежды для дорог? Специалисты делятся опытом (? 45)


Как 'скроить' одежды для дорог? Специалисты делятся опытом

Системное конструирование так называемых 'дорожных одежд' с регулированием НДС (напряженно-деформированные состояния) и оптимизацией решений - это основа обеспечения высокого технического уровня и качества строительства дорог

Дорожная одежда, как система, при ее разработке должна включать исследование взаимодействия следующих составляющих ее подсистем:

Подсистема 'расчет и конструирование одежд' тесно взаимодействует с подсистемой 'строительство одежд', связанной с совершенствованием применяемой техники и технологии, применением новых материалов, совершенствованием организации производства. Подсистема 'расчет и конструирование одежд' должна быть тесно увязана с подсистемой 'эксплуатация', отражающей вероятные условия эксплуатационного содержания одежд, прогноз изменения их эксплуатационных качеств.

В современной технологии автоматизированного проектирования дорожные одежды должны разрабатываться с соблюдением следующих основных системных принципов:

  1. многовариантности, основанной на анализе различных технологических схем строительства и возможностей строительных организаций; ожидаемых условий эксплуатации на расчетный срок (min 25-30 лет);
  2. использования современных методов расчета и конструирования одежд (в том числе с учетом грунтово-гидрологических условий);
  3. регулирования НДС и оптимизации конструкций (контроля качества в процессе возведения одежд);
  4. моделирования предстоящих условий эксплуатации одежд (различных режимов эксплуатации);
  5. оценки надежности проектных решений и риска разрушения дорожных одежд;
  6. возможности оперативного изменения (замены) конструктивных решений равноценными (в т.ч. в непредвиденных случаях и сбойных ситуациях).

Многовариантность конструкций одежды в условиях разнообразия строительных материалов, разных видов жестких и нежестких одежд делает задачу определения оптимальной конструкции одежды практически неразрешимой без применения математических моделей и использования ЭВМ.

Создать эффективную конструкцию возможно при выборе ее на основе анализа следующих показателей технического уровня и качества:

Показатели эффективности следует рассчитывать с учетом нормативных документов (например, 'Методических рекомендаций по комплексной оценке эффективности мероприятий, направленных на ускорение научно-технического прогресса' и др.).

Для выбора рационального типа конструкции дорожной одежды с разными покрытиями в СПбГАСУ разработана методика определения варианта конструкции для разных условий эксплуатации с использованием программного комплекса автоматизированного проектирования. В основе этой методики лежит структурная модель системы конструирования, включающая несколько направлений регулирования НДС дорожной одежды. Использован комплекс программных средств, состоящий из инструментальных библиотек прототипов, с помощью которых компонуются расчетные программы. В процессе проектирования конкретного типа дорожной одежды из библиотеки извлекается прототип с наиболее близкими к требуемым параметрами, часть которых модифицируется. В результате получается новый вариант конструкции, соответствующий всем требованиям и ограничениям.

Эта методика мновариантного проектирования использовалась при разработке конструкций из бетонных блоков на М. Конюшенной ул., на М. Садовой ул., при устройстве территории вокруг собора Спаса на Крови, при обновлении Невского проспекта (тротуары).

Сейчас специалистами СПбГАСУ будет решаться задача расчета дорожных одежд на КАДе. Здесь будет много разных вариантов покрытий. В основном, верхним слоем идет асфальтобетонное покрытие. Основание должно быть более мощным, обладать высокой несущей, распределительной способностью. На некоторых участках для препятствия морозному пучению будут использоваться полужесткие слои из наших элементов.

Результаты расчета и конструирования на основе данного программного комплекса показали эффективность использования в дорожной одежде конструктивных слоев, сочетающих требуемую несущую способность с соответствующей ей (рациональной) жесткостью. Они выполняются в одной конструкции из разных материалов (органических, неорганических и синтетических).

Применение в расчетах теории риска в сочетании с известными решениями расчета контактных систем и изменения однородности позволяют рассчитать фактический срок службы дорожной одежды. Карпов Б.Н, профессор, зав. кафедрой автомобильных дорог СПбГАСУ, член Экспертного совета по вопросам строительства КАД, д.т.н.

На главную страницуНаверх