![]() |
![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() |
Основной проблемой в развитии строительного комплекса Санкт-Петербурга была и остается проблема устойчивого привлечения инвестиций. Жизнь показала, что наибольшая часть средств на возведение жилья вкладывается частными лицами - дольщиками. Специалисты определяют их ежегодный вклад в возведение новых и задельных зданий в сумму полмиллиарда и более долларов США.
Возможно, этот показатель несколько отличается от реальной суммы. Но в том, что он весьма велик, не сомневается никто. Как городские власти помогают дольщику гарантированно вложить свои средства, как помочь строителям и инвесторам стабильно заниматься своим основным делом - возводить доступное и качественное жилье? На эти и другие вопросы нашего корреспондента отвечает заместитель председателя Комитета по строительству А. А. Шабасов.
- Александр Анатольевич, строительный
комплекс ежегодно устойчиво вводит в эксплуатацию около миллиона кв. м жилья.
Этот показатель будет увеличиваться?
- В ближайшие годы он останется примерно на том же уровне. И тут дело не только
в возможностях наших подрядных организаций. Как раз они могли бы вводить и большеквартир.
Подтверждением этого является тот общеизвестный факт, что ряд петербургских
компаний возводит жилье в нашей столице и других регионах России и даже
пытается заниматься строительным экспортом.
- Но почему администрация Санкт-Петербурга
не пытается удержать строителей в городе?
- Вопрос закономерный. А вот ответ на него - не простой. В жилищном строительстве
все определяет главный показатель при строительстве нового жилья - возможность
его быстрой реализации, ликвидность, как ее еще называют. Ведь не секрет, что
более 90 процентов вводимых квартир строится у нас на деньги частного инвестора.
И прежде всего - на средства дольщика. Известно и другое: ни у администрации
города, ни в бюджете страны средств на возведение жилья в Санкт-Петербурге нет
и еще долго не будет.
- Значит, у Комитета по строительству
главной заботой становится сохранение существующего уровня частных инвестиций?
- Да, это так. Соответствующие мероприятия проводил и прежний состав нашего
комитета. И его достижения безусловно достойны уважения. Но сегодня себестоимость
жилья на первичном рынке заметно повышается, и решение этой проблемы становится
особенно актуальным. Поэтому в составе Администрации Санкт-Петербурга руководитель
Комитета по строительству А. И. Вахмистров назначен еще и вице-губернатором,
ответственным за инвестиции.
- И каковы первые шаги?
- Прежде всего была проанализирована ситуация в области градостроительного развития,
в области инвестиционной деятельности. Это были очередные шаги комитета, в результате
которых принято концептуальное решение - комитет определил для себя взгляды
по тому, как изменять действующее законодательство на уровне субъекта РФ. Без
этого двигаться дальше было уже невозможно.
- Что конкретно удалось сделать?
- Выпущен ряд нормативных актов в виде распоряжений губернатора. Среди них -
распоряжение ? 952, которое ведет к сокращению сроков подготовки тендерной документации.
Назову также распоряжение ? 848, которое четко регламентирует объем замены денежных
средств на другие виды передаваемого имущества с соблюдением 50-процентного
соотношения. Оно напрочь перечеркнуло субъективное решение проблемы, и все вопросы
отпали.
Особое значение имеет распоряжение ? 994, о порядке проведения общественных слушаний при новом строительстве, о чем ваш журнал уже писал. Но в ряде СМИ делают вид, что решение общественности является чуть ли не обязательным приговором.
- В чем ошибаются наши коллеги?
- Ни буква этого распоряжения, ни содержание принятых решений не подтверждают
такого вывода. И против ряда публикаций следует возразить. В своих заявлениях
А. И. Вахмистров четко обозначил, что в соответствии с распоряжением ? 994
не житель данной территории определяет окончательно: быть объекту или нет. За
конкретное решение несет всю полноту ответственности городская администрация
во главе с губернатором.
Распоряжение ? 994 подготовлено для того, чтобы действовать в рамках существующего федерального законодательства. Во-первых, в соответствии с Градостроительным кодексом мы обязаны информировать граждан о строительстве. Во-вторых, по закону об экологической экспертизе мы должны учитывать мнение граждан. Информирование происходит повсеместно, и люди знают, в чем дело.
- Почему возникают конфликты?
- Если разговор происходит на уровне нормального общения и конструктивного обсуждения,
если речь идет о разумных расходах инвестора, предложения учитываются. А
все, что высказывается в виде провокаций и спекуляций, даже не попадает в протоколы
таких собраний. Подчеркну и роль владельца земли - администрации города.
Именно она принимает разумное и взвешенное решение в стороне от эмоций. Надо
учиться грамотно работать всем участникам дискуссии: и инвесторам с жителями,
и жителям с инвесторами, администрацией и т. д. Пройдет еще немного времени,
и практика такого общения с населением будет в основном отработана.
Готов привести пример такого сотрудничества. Это распоряжение ? 1292 о застройке кв. 70 не носит всеобщего характера. Оно совсем коротенькое, но дает право заменять 50 процентов перечислений в бюджет на благоустройство данного квартала. Тут мы от деклараций переходим к практике: если идет уплотнение застройки, должны быть проведены реальные компенсационные мероприятия в интересах жителей квартала.
- Какие еще документы вы назовете?
- Остановимся на распоряжении ? 1205 по опционам (подробное сообщение о нем
публикуется в разделе "Тендеры" - ред.). Это один из революционных шагов по
разруливанию ситуации, которая некоторыми искусственно нагнетается. Я не возражаю
против того, что в работе городской ИТК имеются недостатки. Для их преодоления
по предложению нашего комитета и выпущено распоряжение ? 1205. Если новый
порядок проведения тендеров утвердится, мы преодолеем наконец одну из важнейших
наших проблем. Очень хотелось бы, чтобы ваше издание подключилось к этой
акции. Полагаю, что совместными усилиями нам удастся отделить семена отплевел.
И наш город избавится от спекулянтов, и мы переключимся на серьезных инвесторов.
(Условия проведения этого опциона изложены в разделе "Тендеры" - ред.)
- Александр Анатольевич, это уже
делается?
- И вполне реально. Так, на одном из заседаний Городской ИТК принято важное
и, на мой взгляд, вполне справедливое решение. Теперь на заседаниях инвестиционно-тендерной
комиссии перестанут рассматривать предложения компаний, которые нарушают
сроки строительства по уже заключенным инвестиционным договорам на других объектах.
Комиссия, кроме того, приняла решение более жестко подходить к вопросам
предоставления льгот при определении сумм, подлежащих перечислению на развитие
городской инфраструктуры для компаний, строящих жилье для военнослужащих. Ведь
сейчас иногда под маркой строительства жилья для военных очень много компаний
получает землю на льготных условиях. Но получает ли жилье в этих домах военнослужащий
или кто-то другой, неизвестно. Предложение Комитета по строительству таково:
раз средства на строительство жилья для военнослужащих поступают из федерального
бюджета, значит, и льготы станут предоставляться по факту - пропорционально
доле финансирования из Москвы. Остальная часть платежей - на общих основаниях.
- Если позволите, вернемся к проблеме
частного дольщика. События последних месяцев показали - он недостаточно защищен.
Что намечается сделать в этом направлении?
- Дольщики-инвесторы и их средства должны быть надежно защищены. Городские власти
никогда не были против такого предложения. Но данная тематика должна быть
отлоббирована прежде всего застройщиками-инвесторами. Ведь без средств частных
граждан они строить дома не смогут, если намерены заниматься честным бизнесом.
Конкретные шаги в этом направлении предпринимает и достаточно давно Союзпетрострой.
Его руководство считает, что дольщик никогда не должен плакать. В других странах
для защиты индивидуального инвестора создаются специальные фонды. В Голландии,
например, в них состоят тысячи подрядных организаций. И каждая отчисляет фонду
определенный процент от стоимости объекта. Ясно, что, выбирая подрядчика, клиент
не рискнет доверить средства тем, кто не является членом этого фонда - тем и
хороша идея. Путь к созданию такого фонда в Санкт-Петербурге понятен - инициатива
- лоббирование - обоснование - принятие. Есть у нас и очень грамотные депутаты,
знающие эту проблему. Пора браться за ее решение и разрабатывать соответствующий
закон.
- Александр Анатольевич, вы упоминали,
что себестоимость жилья на первичном рынке растет. Значит, затрудняется его
ликвидность?
- Такая проблема существует, и она весьма осложняет ситуацию на первичном рынке
жилья. Это очень неприятно, но тут нет ничего неожиданного. Какой-то бизнес
становится более рентабельным, а какой-то нет. Рынок сам отреагирует должным
образом. И видимо, застройщик должен предпринять определенные шаги по совершенствованию
технологии, снижению себестоимости.
- Но далеко не все в его силах.
Как используется ему в помощь так называемый административный ресурс?
- Административный ресурс состоит в наведении максимального порядка в самом
инвестиционном процессе. Например, известно, что основная часть земель, предназначенных
для новостроек, не обеспечена теплом или канализацией. И без вмешательства органов
власти тут не обойтись. Конкретные шаги предпринимаются, но понадобится несколько
лет для решения проблемы. А о другой части административного ресурса я уже
сказал - подготовка соответствующих законов и распоряжений. И тут мы стараемся
действовать оперативно и в наиболее актуальных направлениях.
Беседовал Валентин ВОРОНОВ
Тел.: 3199585