![]() |
![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() |
В декабре 1999 г. проходило заседание постоянно действующей научно-практической конференции по проблемам социально-экономического развития Санкт-Петербурга. Оно совпало с двухлетием принятия первого Стратегического плана города.
Стратегический план доказал свою необходимость и значимость, содействовал повышению эффективности управления городом. О плане и его составляющих рассказывает Б. С. Жихаревич, д. э. н., зам. директора проектного бюро "Стратегический план для Санкт-Петербурга" (Леонтьевский центр).
- Борис Савельевич, Стратегический план разрабатывался тогда, когда прежняя система планирования жизни города и его развития уже не действовали, а новые решения только нащупывались. Можно ли утверждать, что готов искомый всеобъемлющий документ?
-Действительно, на первых порах многие считали, что Стратегический план - просто новое название прежде хорошо знакомого долгосрочного перспективного плана социально-экономического развития города. Говорили, что его разработка знаменует возвращение к административной плановой экономике. Но это не так - многое мы делали впервые. Вот почему Санкт-Петербург, завершив 1 декабря 1997 г. разработку Стратегического плана, стал первым городом в России, создавшим документ принципиально нового типа.
- В чем его новизна?
- Стратегический план отличает определенная предметная специфика. Каждый тип планов имеет свой предмет. Стратегический план, несмотря на интуитивно всеобъемлющее название, по сути своей вполне четко определен предметом. Глубоко не правы те, кто считает, что это план обо всем. Строго говоря, его следовало бы сконцентрировать на очень небольшом числе проблем. И, прежде всего, - на ключевых, наиболее перспективных направлениях, выявленных на основе анализа потенциала, сильных и слабых сторон геополитического положения города, возможных сценариев развития внешнего мира. План содержит базовые идеи и видение будущего города, которые дают ориентиры для бизнеса, потенциальных инвесторов, властей и населения, помогая принимать оперативные решения с учетом перспективы.
- Чем еще отличается план?
- Другая его особенность связана с методом его создания на основе партнерства при разработке и реализации. Этот план не является чисто административным документом. Это - договор общественного согласия, свод согласованных, признанных разумными требований от предприятий к Администрации города, договоренность о конкретных мерах, имеющих стратегическую важность для города, которые необходимо предпринять в интересах производителей и населения.
- И соединилось несоединимое?
- В какой-то мере. Но, оказалось, очень трудно соблюсти оба принципа одновременно. С ростом числа участников разработки все больше ощущались попытки расширения плана. Некоторые не желали понимать две вещи. Ведь Стратегический план не отменяет и не подменяет другие виды планов, не является всеохватывающим. У него свой предмет, свои методы. Второй, принципиальный момент - краткость и обозримость Стратегического плана.
- Кто еще пошел за вами?
- Опыт разработки Стратегического плана Петербурга оказался привлекательным для других регионов. Новосибирск, Карелия, Саратов, Омск, Сургут, Воронеж взяли за основу питерский подход. Города Балтии - Вильнюс, Рига, Таллин также с большим интересом знакомились с ним. Важно, что зарубежные эксперты признают Стратегический план Санкт-Петербурга одним из лучших в Европе. Кстати, информация о плане выставлена в Интернет и ежедневно посещается от 100 до 200 раз.
- План создан, а как он действует?
- Важно, что в Санкт-Петербурге создан не только отдельный документ - Стратегический план, но и формируется система стратегического планирования, позволяющая вести мониторинг реализации плана, обеспечивать его актуализацию и обновление.
- Приведите пример.
- Проект реконструкции центра Петербурга, осуществляемый администрацией города на средства займа Всемирного банка под гарантииПравительства РФ, стартовал в апреле 1998 г. и включал в себя два этапа. Подготовительный завершится в конце 2000 г. А второй этап рассчитан на 2001-2006 гг. Недавно Всемирный банк и Правительство РФ приняли решение о включении проекта реконструкции центра города в программу заимствований России на 2001 г.
-Не терял времени и город?
- Да, город сделал многое для того, чтобы сотрудничество было продолжено. Еще при подготовке займа в тесном взаимодействии с руководителями и специалистами Всемирного банка, Госстроя и Минфина РФ была правильно определена конечная цель проекта. С самого начала все участники займа не ставили перед собой задачи решить все накопившиеся проблемы исторического центра. В тексте Федеральной целевой программы "Сохранение и развитие исторического центра Санкт-Петербурга", логическим продолжением которой является наш проект, общая потребность исторического центра в финансовых ресурсах для возрождения определена в объеме около 27 млрд. долларов США! Ни средств городского и федерального бюджетов, ни заемных не хватит для решения столь масштабной задачи. Поэтому все участники займа видят конечную цель сотрудничества в улучшении инвестиционного климата, создании условий, максимально благоприятных для притока частных инвестиций в процесс реконструкции территории центра. Определены наиболее рациональные способы использования подготовительного займа Всемирного банка в размере 31 млн. Сейчас его реализация завершается, и можно говорить о предварительных результатах. Городские власти положительно оценивают ход реализации намеченных мер.
- Чем объясняется эта удача?
- На первом этапе была разработана "Инвестиционная стратегия реконструкции
центра Санкт-Петербурга". На практике городские власти впервые приняли единую
согласованную стратегию развития центра Санкт-Петербурга. Далее началась
реализации мер, определенных в качестве первоочередных по улучшению инвестиционного
климата. В рамках займа сделано следующее:
· принята и разработана программа первоочередных действий по совершенствованию
нормативно-правовых и институциональных условий для инвестиций в недвижимость;
· разработаны и внедряются "Методические рекомендации по подготовке, оценке
и отбору проектов для городской инвестиционной программы";
· создана базовая версия территориальной информационно-аналитической системы
"Развитие исторического центра - возможности для инвестиций" (ТИАС);
· разработаны инвестиционные концепции развития территорий исторического центра
для отбора проектов для финансирования из средств последующего займа Всемирного
банка.
Это обеспечит приток частных инвестиций для дополнения проектов, реализуемых за счет займа Всемирного банка, повысит эффективность бюджетных инвестиций.
- Мы говорим только о будущем?
- Полным ходом реализуются пилотные проекты реконструкции территорий, призванные внести положительные изменения в облик центра города. Объектами реконструкции стали Невский проспект и два квартала, прилегающие к нему. Здесь осуществляются замена инженерных коммуникаций и благоустройство, создаются пешеходные улицы. В центре города появляются земельные участки с оформленной правовой документацией, полностью подготовленные для застройки. Их предложат инвесторам на открытых торгах.
- У нас побывала миссия Всемирного банка?
- Это плановый визит - Санкт-Петербург ведет активную работу по подготовке займа Всемирного банка 2001-2006 гг. Администрация города выполнила подготовительный этап работ по выбору зон и отбору проектов, реализация которых будет осуществляться с привлечением заемных средств. При выборе зон первоочередного развития за основу принималась потребность того или иного участка в реконструкции, его инвестиционная привлекательность, местоположение, транспортная доступность, другие показатели, способные привлечь средства частных инвесторов.
- Что предстоит сделать еще?
- По мнению городской администрации, для повышения инвестиционной привлекательности недвижимости на территории исторического центра проекты реконструкции и благоустройства должны сопровождаться дальнейшей либерализацией законодательства, информационной поддержкой инвестиционной деятельности, повышением эффективности бюджетных инвестиций. Поэтому одновременно с реализацией конкретных проектов продолжится реализация "Инвестиционной стратегии реконструкции центра Санкт-Петербурга".
- Борис Савельевич, вот мы и вернулись к Стратегическому плану?
- А мы от него и не уклонялись. Такой подход позволит создать благоприятные условия для экономического роста на территории центра и увеличения налоговых, арендных и других поступлений в городской бюджет для обслуживания и возврата заемных средств.
- А информация для инвестора?
- Тут сделаны два важных шага. Подготовлен "Справочник застройщика", содержащий описание пока весьма запутанных процедур взаимодействия инвестора-застройщика с властями в ходе получения разрешения и осуществления строительства. Разработана и открыта в Интернете () демо версия Территориальной информационно-аналитической системы (ТИАС) "Реконструкция центра Санкт-Петербурга - возможности для инвестиций". На интерактивной карте представлены данные о 7300 участках, обеспечивающие предварительную оценку привлекательности объектов недвижимости и способствующие планированию дальнейших шагов по подготовке инвестиционного процесса.
Беседовал Валентин ВОРОНОВ
![]() ![]() |