![]() |
![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() |
Завершилась крупнейшая на Северо-Западе выставка, которую поддерживали Государственный Комитет РФ по строительной, архитектурной и жилищной политике, Правительство Санкт-Петербурга, Правительство Ленинградской области, Ассоциация экономического взаимодействия территорий Северо-Запада РФ, АВОК. Сегодня публикуется краткий отчет о пятидневной работе форума.
ПЕТЕРБУРГ РАПОРТУЕТ ПЕРВЫМ
Губернатор Санкт-Петербурга В. А. Яковлев:
- Мне очень приятно обращаться к участникам выставки как к коллегам. Ведь строительное дело я пока еще не забыл, да и сейчас приходится заниматься им чуть не ежедневно. Особый вес событию придает то, что наряду с выставкой на этот раз проводится 1-й Международный конгресс по строительству.
Мне доставило огромное удовольствие приветствовать наших коллег Северо-Западного региона, со всей России, представителей наших соседей из города Хельсинки, практически всех консульств, присутствующих в нашем городе. Интерес к созиданию был всегда. Если мы строим - значит, живем. В нашей Ассоциации 'Северо-Запад' очень активно работает Комитет по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству, объединяя наши территории, объединяя наши правительства.
Приведу некоторые факты, говорящие об инвестиционном климате нашего города, Северо-Запада и других территорий Российской Федерации. Очень часто говорят о негативе, а вот о позитиве - очень слабо и мало. Но давайте оглянемся, посмотрим, что же делается на наших территориях?
В 1996 г. в нашем городе было принято принципиальное решение: не повышать налоги. Налог на прибыль по стране тогда разрешалось устанавливать до 24 процентов. У нас он был меньше, а сегодня он составляет 18 процентов. Мы принципиально не ввели 5-процентный муниципальный налог на прибыль. И в результате этого увеличились оборот и поступления в наш городской бюджет. Если бюджет 1996 г. был 11 млрд. рублей, то в этом он достиг 44 млрд. руб. И при этом, что 8 млрд. руб. при перераспределении налогов в прошлом году ушло из Петербурга в бюджет федеральный.
Одной из главных составляющих является инвестиционный пакет. Как сделать так, чтобы он был понятен для всех? И чтобы в этом процессе участвовали и наши и иностранные представители? Мы создали при губернаторе Санкт-Петербурга Совет по инвестициям. На нем решаются все вопросы, оговариваются и приятные и не очень приятные стороны этого взаимного процесса.
Совсем недавно мы провели заседание правительства по инвестициям. И еще раз увидели, как много бюрократизма в вопросах согласования. В результате инвестор страдает от подобного общения с ним. Но все же понимание сторон есть. А если понимание есть, и процесс улучшится. В результате обсуждения я дал поручение упростить процедуру согласования всех взаимных требований. Я уверен, что наш строительный комплекс, все наши комитеты и бизнесмены в состоянии все эти процессы отрегулировать.
В результате ряда мероприятий в Санкт-Петербурге последние годы сдается по 1 млн. кв. м жилья. Не случайно у нас появляются новые объекты инженерной инфраструктуры. Не случайно на острове Белый построен первый завод по переработке твердых осадков, построенный по самой современной технологии. У нас созданы такие пивоваренные производства, как 'Балтика', 'Степан Разин', 'Бочкарев', построенные в основном руками наших строителей.
Посмотрите, какие объекты начинаем сейчас осуществлять в городе: Кольцевая автомобильная дорога (восточное ее полукольцо будет готово к 2003 г.) от Горской через Ржевку, через Неву до соединения с дорогами киевского и московского направлений. Цена вопроса - 20 млрд. руб. В работу включилось огромное количество строительных организаций и производств, подрядных организаций. И ожидается большое количество поступлений через налоги в городскую казну.
Меня удивляет, когда некоторые политики утверждают: не надо строить таких объектов! Лучше раздадим эти деньги людям. Они не понимают, что раздавать-то нечего. И никогда такие деньги не придут в город, если не будет что-то строиться. Страна может расцветать, если видны башенные краны.
От редакции. Еще в дни работы выставки в Петрозаводске губернатор Санкт-Петербурга Владимир Яковлев и председатель правительства Республики Карелия Сергей Катанандов подписали протокол к соглашению о сотрудничестве. Одно из основных положений протокола - поставка строительных материалов (щебня и песка) для строительства Кольцевой автодороги.
НАШ ПАРТНЕР - РЕСПУБЛИКА КОМИ
Заместитель руководителя Секретариата заместителя главы Республики Коми (РК), министра Архстройэнерго (Министерство архитектуры, строительства, коммунального хозяйства и энергетики) А. И. Наседкин:
- Строительный комплекс Республики Коми представляют более 1300 частных компаний. Большинство из них возникло в последние годы в ходе приватизации. Более 600 компаний представляют собой средние предприятия, а остальные - малые. Раньше у нас в республике действовало 4 мощных министерства, которые ушли со сцены. У многих предприятий на местах резко сократилось количество заказов, и фирмы выживали, кто как мог.
Такая ситуация продолжалась до 1999 г. Но 2000-й г. стал переломным: впервые существенно вырос объем подрядных работ. Нашим строительным комплексом тогда было освоено капитальных вложений более 15 млрд. руб. Из них половина - подрядным способом. Отмечу, что из республиканского бюджета было выделено около 1 млрд. руб. Все это обеспечило рост по сравнению с 1999 г. в три с лишним раза по бюджету. У нас появились новые школы, поликлиники, социальное жилье.
Отмечу, что при нашем министерстве имеется фонд развития жилищного строительства, который решает вопросы переселения северян на Северо-Запад России, на юг нашей республики и далее до Краснодара включительно. Сейчас в этом фонде около 200 млн. руб.
Подчеркну, что подряды на все социальные объекты проходят через тендер по всем европейским стандартам. Одна особенность: если победу одержал внешний генподрядчик, он обязан привлекать на субподряд местных строителей.
В различных районах РК оставалось много недостроенного жилья. Но за последнее время нам удалось сократить его объемы с 800 тыс. кв. м до 300 тыс. кв. м. В прошлом году мы ввели по республике 250 тыс. кв. м жилья. А нынче мы эту проблему решим окончательно - попытаемся сдать в эксплуатацию 300 тыс. кв. м жилья.
Практически все оно будет выделяться для социально незащищенных слоев населения - за счет ссуд и субсидий. Они будут выдаваться населению на основе соответствующей статьи в бюджете. Кстати, в РК практически решены жилищные проблемы ветеранов войн.
Новое строительство в республике чаще всего ведется по долевому участию. Таким образом возводятся не только многоквартирные жилые дома, но и коттеджи, которые пользуются заметной популярностью среди наших новоселов. Особенно активно строятся новые дома в Усинске - городе нефтяников.
Хотелось бы отметить, что за последние годы значительно улучшилось архитектурное качество новостроек. Существенно преобразился их внешний облик, а в отделке квартир произошли коренные перемены. Во многом этому способствовало производство многих строительных материалов на месте. Я бы выделил кирпичное производство в Ухте, где научились изготовлять хороший лицевой кирпич. Начато производство теплоизоляции из базальта на линиях типа Парок. Чаще и лучше строители стали использовать дерево. Налажен у нас выпуск стеклопластиковых труб диаметром от 50 до 300 мм и стеклопластиковой арматуры. Оборудование позволяет увеличить их диаметр до 1200 мм для нужд коммунального хозяйства и нефтехимической промышленности. У этих труб - высокие эксплуатационные свойства, защищающие стенки труб от парафинов. Недостающие материалы и оборудование мы завозим из Европы.
Но есть негативные тенденции, которые, как я узнал на выставке, свойственны и остальным регионам Северо-Запада. У нас тоже резко увеличилась себестоимость жилья на первичном рынке: она приблизилась к 7 тыс. руб. за 1 кв. м. Поэтому многие подрядчики делают минимальный уровень отделки, а новосел чистовую отделку выполняет сам или заказывает по дополнительному договору. К сожалению, на жилье, строящееся на бюджетные средства, цена одного квадратного метра квартир еще меньше - 4-5 тыс. руб. И строители, получившие такой подряд, выживают за счет других заказчиков. Медленно, но верно в РК приживается ипотека типа той, что оправдала себя в Самаре и Вологде. Расчеты показывают, что нам нужен стартовый капитал около 100 млн. руб. Если он появится, все пойдет нормально.
Тем не менее, мы много строим на селе: в 2000 г. - около 90 тыс. кв. м. Это стало возможным за счет ссуд и субсидий, а также льгот: при заготовке леса на корню в РК есть щадящая сетка налогов в зависимости от площади дома. Словом, в зависимости от ситуации максимально идем навстречу. Исходя из этих обстоятельств, в 2001 г. планируем построить на селе не менее 100 тыс. кв. м.
Такая гибкая и результативная политика диктуется недостатком кадров. При населении РК в 1300000 человек у нас строителей осталось всего 32 тысячи. А ведь 10 лет назад их было 80 тыс. Систему кадров у нас начали возрождать с прошлого года по указу президента РК в широком диапазоне - от менеджера до рабочего. Созданы специальные программы на основе модульной системы с отрывом от производства. Республика пошла на это, но и сами предприятия вкладывают средства: всего 11 млн. руб. Прилагаются и усилия для обеспечения этих специалистов современным жильем.
Примета сегодняшнего дня - получение кредитов РК. Для своих потенциальных партнеров мы выпустили каталог инвестиционных проектов по разделам: лесопромышленный комплекс, лесная отрасль, строительство. Этот буклет мы представляем при каждом удобном случае. И итоги такой работы обнадеживают: кредиты идут даже из Франции. Кроме того, мы разместили около 30 млн. долларов наших облигаций.
Характерно и то, что у нас появились крупные партнеры типа Лукойл. Они вкладывают значительные средства на социальные нужды в местах своей дислокации. Создается собственная горнорудная отрасль. Определенный импульс строительному комплексу РК придала и железная дорога от Урала до Архангельска, которая пройдет через Сыктывкар. Для ее строительства создано акционерное общество, учрежденное рядом регионов Северо-Запада. Строительство начато, идет поиск инвесторов. Подобного коммерческого объекта в наших краях еще не знали. Кроме того, своими силами за год мы строим до 150 км автодорог в твердом покрытии.
КАРЕЛИЯ ОТКРЫТА К СОТРУДНИЧЕСТВУ
Павел Чернов, заместитель председателя правительства Республики Карелия, заслуженный строитель России:
- В 2000 г. вложения в капитальное строительство в нашей республике составили около одного миллиарда рублей. Сегодня в строительном комплексе Республики Карелия трудятся примерно 12,5 тысяч человек.
Основные профильные направления их деятельности достаточно традиционны. Прежде всего, это производство гранитного щебня высокого качества. Его мы поставляем на строительство Московской кольцевой автодороги объемом примерно в 2 миллиона кубометров в год. За пределами нашей республики хорошо известна и продукция наших деревообрабатывающих заводов.
Кроме того, успешно работают собственные производства кирпича и керамики. В жилищном строительстве Карелии преобладают дома коттеджного типа по канадскому образцу, а также пятиэтажки - панельные и кирпичные. В целом в прошлом году в республике было введено в эксплуатацию 80 тысяч квадратных метров жилья.
Говоря о промышленном строительстве, следует отметить сооружение газопровода Петрозаводск-Кондопога, где мы работаем в партнерстве с Газпромом. Осуществляется и реконструкция деревообрабатывающих производств в Сегеже и Кондопоге. Кроме того, в прошлом году было построено 120 километров железной дороги.
В ближайших планах - строительство в Петрозаводске бассейна с аквапарком. В бюджете 2001 г. на строительство выделяется 200 миллионов рублей, однако мы рассчитываем и на инвесторское участие. Среди основных инвесторов - все тот же Газпром, а также Министерство путей сообщения в лице Октябрьской железной дороги. Закона об инвестициях в Карелии нет, но в самое ближайшее время мы принимаем закон об ипотечном кредитовании.
ТЕМПЫ СТРОИТЕЛЬСТВА НАРАСТАЮТ
Леонид Дубинский, председатель Комитета по строительству и инвестициям администрации Архангельской области:
- В прошлом году мы построили 150 тысяч квадратных метров жилья, в этом году - планируем ввести больше. В целом же за последнее время можно отметить рост темпов строительства на 15-20 процентов, а также увеличение объемов капитальных вложений в стройиндустрию. Эффект достигается и за счет экономии: недавно, например, мы перевели цементный завод с мазутного топлива на угольное.
В бюджете 2001 г. на строительство выделяется 312 миллионов рублей. Это не так уж и много, если учесть, что в строительном комплексе занято 16 тысяч человек.
Основная стройка региона - газопровод Нюксеница-Архангельск протяженностью 650 километров. Уже освоено 147 километров, и осенью мы сдадим этот участок. Также предстоит протянуть нитки на космодром Плесецк и в Северодвинск. Делу способствует и сотрудничество с Всемирным банком, который выделил нам кредит в 1,3 миллиона долларов. Эти средства планируется использовать на совершенствование экологических технологий.
ВПЕРЕДИ РОССИИ ВСЕЙ
Виктор Чикишев, президент областного союза строителей Тюменской области, бывший заместитель губернатора области по строительству:
- Можно сказать, что строительный комплекс Тюменской области функционирует достаточно успешно. За прошлый год только в рамках капитального строительства нами было освоено 70 миллиардов рублей. В 2000 г. в эксплуатацию было введено более 800 тысяч квадратных метров жилья, 450 километров автомобильных дорог. Кстати, по этому показателю Тюменская область занимает первое место в России.
В целом в строительном комплексе занято около 250 тысяч человек. Среди приоритетных строек региона хотелось бы назвать недавно завершенный мост через Обь возле Сургута, где подрядчиком выступил трест Мостострой-11, завод по выпуску керамической плитки. Инвестиционную политику области диктует специфика региона. Основные наши инвесторы - Газпром, Лукойл и подобные ему нефтемагнаты.
К сожалению, в нашей области до сих пор отсутствует закон об инвестициях. Правда, у нас есть наработки по закону об ипотеке, выполненные совместно со Сбербанком. Что касается льгот застройщикам, которые также практически отсутствуют, то здесь мы намерены подготовить законодательные предложения.
Отчет подготовили Зоя Шпанько и Валентин Воронов
Выставочная площадь составила почти 15000 кв. м, десятую часть ее заняли
117 зарубежных фирм из 26 стран. Всего приняло участие в выставке 645 фирм.
Посетителей-специалистов было 49311, в том числе зарубежных - 5007 человек.
Всего посетителей выставки было 60633, из них 7520 - зарубежных.
Страны-участницы: Австрия, Англия, Армения, Беларусь, Бельгия, Болгария,
Венгрия, Германия, Грузия, Дания, Израиль, Иран, Испания, Италия, Казахстан,
Канада, Кипр, Китай, Латвия, Литва, Норвегия, Польша, Португалия, Румыния, США,
Турция, Узбекистан, Украина, Финляндия, Франция, Чехия, Швеция, Швейцария, Эстония.
МЕЖДУНАРОДНЫЙ СТРОИТЕЛЬНЫЙ ФОРУМ ИНТЕРСТРОЙЭКСПО 2002
Специализированные выставки:
МЕСТО ПРОВЕДЕНИЯ: Санкт-Петербург, выставочный комплекс Ленэкспо в Гавани, Павильоны: 1,2,3,4,5 (Россия, 199106, Санкт-Петербург, В.O., Большой проспект, 103). Дата проведения: 23-27 апреля 2002 ОРГАНИЗАТОРЫ: ВАО 'ЛЕНЭКСПО', ВО 'РЕСТЭК'
Адрес:
199106, Санкт-Петербург,
В.О., Большой пр.,103
'ИНТЕРСТРОЙЭКСПО'
Телефон/факс: +7-812-325-75-70;
E-maill:
Internet:
![]() ![]() |