Строительство и городское хозяйство в Санкт-Петербурге и Ленинградской области С 11 октября на сайте  
новое приложение к журналу
 

ПЕРСПЕКТИВЫ. Дороги, мосты, тоннели  

Перпективы. Дороги, мосты, тоннели
Управление инвестиций сообщает
новости фирм
информация об издании
подписка на журнал
инвестиции
лидеры строительного рынка
районы Петербурга
тендеры
крупные строительные объекты
каталог строительных объектов
информационные статьи
Дороги, мосты, тоннели
Энергосбережение


 
Другие наши издания:



Петербургским мостам – системный подход

Впервые в истории города в Петербурге принята Концепция развития мостового хозяйства.
Трудно переоценить значение нового документа для города, транспортные связи которого во многом зависят от состояния переправ.

23% – такова будет рентабельность мостового хозяйства через 10 лет после начала реализации концепции

Проблем много – документ один

В интервью журналу «Строительство и городское хозяйство» (№ 96) директор ГУП «Мостотрест» Юрий Петров сказал: «…само создание этого документа уже явилось решением одной большой задачи – теперь содержание и развитие мостового хозяйства города будет вестись системно. Петербург – город мостов, а между тем за все время его существования ни разу еще не было единой программы, отражающей состояние и потребности мостового комплекса».

Несколько лет назад правительство города и мостовики, понимающие необходимость создания такого документа, объединили свои усилия. В подготовке концепции приняли участие ЗАО «Институт Стройпроект», Гипростроймост, НИИ территориального транспортного развития, НИИ мостов, профессора В. А. Быстров и Г. А. Богданов, а также ГУП «Мостотрест».

За 10 лет действия предполагается значительно улучшить техническое состояние существующих искусственных сооружений, а также построить ряд ключевых развязок, которые существенно повлияют на транспортную обстановку в городе.

По мнению директора ГУП «Мостотрест» Юрия Петрова, для того, чтобы вывести мостовое хозяйство на должный уровень, необходимо кардинально изменить систему содержания и надзора. Это позволит эксплуатировать в нормальном режиме мосты и искусственные сооружения, выдерживать межремонтные сроки, своевременно проводить профилактику, плановые ремонты.
Устаревшие способы осмотра и диагностики состояния сооружений, ведение технических паспортов вручную должны быть заменены на современные методы. И такая работа уже ведется. Приобретается необходимое оборудование, обучаются специалисты.

Одной из главных задач концепции является необходимость создания новой нормативной базы. Последний раз нормы обновлялись в 80-х годах прошлого века.
Между тем транспортная обстановка в городе кардинально изменилась: возросла интенсивность движения, многократно выросли нагрузки. Многие петербургские мосты уже не отвечают современным требованиям по грузоподъемности. Таких сооружений в городе около 80, а по всем существующим мировым стандартам должно быть не более 7% от всего количества. Пропускная способность большинства мостов, особенно в исторической части города, также весьма ограниченна.

Ремонтировать, модернизировать, строить!

Специалисты ГУП «Мостотрест» провели мониторинг состояния мостового хозяйства города. Было признано, что оно находится в относительном порядке, однако долгие годы мостовикам не выделялось достаточных средств, поэтому ремонтные работы в большинстве своем носили авральный характер. Сегодня, чтобы привести все мосты к нормативному состоянию, требуется увеличить темпы капитального ремонта.
Совсем недавно город мог себе позволить капитально отремонтировать не более 1–2 мостов в год. В этом году таких объектов уже 5. В соответствии с новой концепцией предполагается увеличить эту цифру до 15.
И чем раньше будет выполнена эта работа, тем дольше будут служить мостовые сооружения, тем меньше закрытий и внеплановых ремонтов ожидает автомобилистов.

Что касается реконструкции больших разводных мостов, то, как отмечают специалисты (СГХ№ 96), в Петербурге отношение к ней всегда было более чем серьезным и ответственным. Многие мосты являются частью магистралей непрерывного движения и должны соответствовать современным нагрузкам. Поэтому все проекты разрабатывались не только с учетом требований сегодняшнего дня, но и с перспективой дня грядущего. В приложении к концепции составлен график реконструкции старых мостов. Чтобы движение автотранспорта не было парализовано в период проведения работ, принимаются специальные меры. Так, при реконструкции моста Лейтенанта Шмидта был возведен временный мост, да и сами работы были проведены в рекордно короткие сроки. Так что планируемая реконструкция Дворцового моста и остальных переправ не слишком скажется на транспортной обстановке в городе.

реконструкция моста Лейтенанта Шмидта (временный мост)

Новый документ создавался для того, чтобы улучшить транспортную обстановку в городе. Для этого предусмотрено строительство ключевых развязок.
Полным ходом идет возведение путепровода Александровская Ферма. Уже в следующем году он начнет функционировать, что позволит существенно разгрузить путепровод на Сортировочной. Намного легче станет Володарскому мосту, который работает сегодня на пределе возможностей. Тогда у мостовиков появится возможность вплотную заняться и профилактическими работами на этих сооружениях.

Одним из важных направлений в концепции является совершенствование и модернизация оборудования разводных и других дорожных сооружений.
В Петербурге немало транспортных тоннелей . Это сложные подземные сооружения, которые в условиях слабых грунтов подвержены затоплению, поэтому все они снабжены насосными установками. Насосы, отработавшие более 30 лет, морально и технологически устарели и уже не справляются со своими функциями.
Сегодня ведется модернизация и замена старого оборудования. Так, три тоннеля: на пл. Победы, Новомосковский и Гренадерский – уже оснащены самой совершенной техникой.

В целях безопасности дорожного движения во всех тоннелях проведено стационарное круглосуточное освещение. Осветительные системы давно не отвечают современным требованиям энергопотребления.
В век энергосберегающих технологий слишком расточительно использовать старое оборудование.
Затраты, которые город несет на освещение тоннелей, могут быть значительно меньшими. А значит, необходимо обеспечить максимальную эффективность ассигнований, выделяемых на содержание мостового хозяйства.

Обеспечить рентабельность

Пока о действительно эффективном хозяйствовании говорить не приходится. Так, 35–40% средств сразу «съедают» налоговые отчисления, кроме того, еще 30% затрачивается на содержание ГУП «Мостотрест» и производственной базы.
Так что не более 20 % ассигнований расходуется непосредственно на сами мосты и тоннели. В ходе реализации концепции предполагается довести эту цифру до 50%.

Однако для этого необходима крепкая материальная база. Поэтому одним из положений концепции является реконструкция производственной базы ГУП «Мостотрест» образца 1968 года. В этом году вводится в эксплуатацию первый пусковой комплекс. Мостовики получают административный корпус, новую газовую котельную взамен дизельной, современные очистные сооружения. Эти меры опять-таки позволят снизить затраты на содержание мостового хозяйства. К примеру, природоохранный налог на загрязнение реки Охты, на берегу которой располагается производственная база «Мостотреста», уйдет с вводом в строй новых очистных сооружений.

Когда же горожане почувствуют экономический эффект от реализации новой политики мостовиков?

Как сказал директор ГУП «Мостотрест» Юрий Петров (СГХ № 96), основной экономический эффект возникает в результате снижения времени перевозок, времени пассажиров в пути, снижения затрат на содержание сооружений. Я думаю, что уже через пару лет представители бизнеса, занимающиеся грузовыми перевозками, ощутят положительный эффект. Сегодня, когда они приходят в ГУП «Мостотрест» оформлять разрешения на проезд по мостам, мы вынуждены изыскивать для них обходные пути. Проезд через центр города весьма ограничен из-за малой грузоподъемности старых мостов. Объезд же означает дополнительный расход бензина, времени и пр.
В следующем году закончится реконструкция Аничкова, Варшавского, Измайловского мостов, так что в ночное время историческая часть города будет открыта для грузовых автомобилей.

Еще одной оценкой эффективности нашей работы явится снижение числа непредвиденных ремонтов на мостах. Сегодня это достаточно серьезная проблема для города. Однако после капитальных ремонтов, замены элементов мостовых конструкций увеличится надежность и срок службы городских переправ.

Если же говорить о рентабельности, то через десять лет реализации концепции развития мостового хозяйства мы планируем выйти приблизительно на 23% доходности.

Сводные показатели эффективности реализации мероприятий Концепции развития и приведения в нормативное состояние дорожных сооружений Санкт-Петербурга до 2015 года
№ п/п Наименование показателя Значение показателя
1 Стоимость инвестируемых средств, млн.руб. 32 490,7
2 Социально-экономический эффект за 30-летний период, млн.руб. (без НДС) в том числе: 67 291,6
2.1 От сокращения времени пребывания в пути 26 207,3
2.2 От снижения себестоимости поездок 34 667,6
2.3 От снижения аварийности 6 416,7
3 Экологический эффект, млн.руб. 1 758,9
4 Показатели эффективности, в том числе:  
4.1 Чистый дисконтированный доход, млн.руб 43 669,6
4.2 Срок окупаемости с начала реализации мероприятий Концепции, лет 12,8
4.3 Индекс доходности 2,70
4.4 Внутренняя норма доходности, % 24,4

Чтобы документ работал!

Однако без рабочего органа невозможно продвинуть ни одну, даже самую совершенную, идею. Нужен механизм реализации. Сегодня, по мнению Юрия Петрова, требуется создать рабочую группу, в которую должны войти представители комитетов экономики и финансов, перспективной политики, представитель контрольно-счетной палаты, депутат ЗАКСа и технические специалисты. Эта группа должна все 10 лет курировать и осуществлять надзор за реализацией концепции.

Проблема в том, что каждый год при формировании бюджета мостовикам приходится снова и снова доказывать необходимость выделения ассигнований на те или иные положения Концепции. Это в корне неверно. Документ должен работать вне зависимости от волеизъявления тех или иных чиновников. Когда будут созданы такие условия, останется только задача здорового лоббирования освоения денежных средств, обеспечения их быстрой и эффективной работы.

Елена Николаева

Тел. (812) 710 60 56

Комментарий специалиста

Главный инженер проектов ЗАО «Ленпромтранспроект» Владимир
Садовяк:

– Несомненно, уже само появление Концепции носит позитивный характер для планомерного развития транспортной инфраструктуры Санкт-Петербурга. Реализация основных задач этого документа позволит значительно улучшить общее состояние транспортных сооружений. В противном случае стремительно растущий уровень автомобилизации населения и увеличивающийся грузооборот приведет город к транспортному коллапсу. Естественно, результат реализации не будет мгновенным, но планомерное выполнение этапов Концепции в перспективе принесет свои плоды.

Бурное строительство новых сооружений и реконструкция уже существующих, развернутые в последние годы после десятилетия «застоя», требуют обязательного системного подхода. Благоприятно складывающаяся в настоящее время экономическая обстановка позволяет финансировать масштабные проекты и решать транспортную проблему города.
Главное теперь – грамотно распорядиться представившимися возможностями.
В этом смысле крайне важно усилить контроль над качеством выполнения строительно-монтажных работ для соответствия полученного продукта запроектированному.

Не менее важна оценка эксплуатирующей организацией проектной документации с целью повышения эксплуатационных характеристик сооружений.
Говоря о текущем содержании дорожных сооружений, необходимо отметить крайне важную роль качества выполнения данных работ, так как при неудовлетворительном содержании резко снижается срок службы и эксплуатационные характеристики даже новых сооружений.
Реорганизация структуры «Мостотреста» с выделением подразделений по содержанию дорожных сооружений в отдельные коммерческие организации может улучшить ситуацию при наличии конкуренции.

Несколько странно выглядит положение программы капитального ремонта «деревянных мостов, расположенных в центральной части города в непосредственной близости от экскурсионных маршрутов и мест отдыха». Предлагается проведение капремонта таких сооружений с целью создания на них торговых и рекламных площадей.
Вид моста в историческом центре города с рекламными растяжками на перилах и торговых павильонов как-то не вяжется с Петербургским стилем мостостроения.
Да и суммы на ремонт этих сооружений по сравнению с годовым бюджетом ничтожны. Возможно, необходимо искать внебюджетные средства в других направлениях – например, создавать многоуровневые паркинги под эстакадными участками вновь сооружаемых путепроводов и мостов.

к содержанию спецвыпуска

Реклама на сайте

Новости

подписка на новости сайта

 


поиск по сайту

 









© Строительство и городское хозяйство в Санкт-Петербурге и Ленинградской области
при использовании материалов сайта ссылка на http://stroygorhoz.ru обязательна