Концептуальный подход
Развитие мостового хозяйства будет вестись системно и комплексно
Впервые в истории Петербурга разработана и принята Концепция развития мостового хозяйства. Документ имеет колоссальное значение для дальнейшего развития мегаполиса, транспортные связи которого во многом зависят от состояния переправ.
У нас в гостях один из авторов нового документа, директор ГУП «Мостотрест» Юрий Петров.
– Юрий Александрович, какие главные задачи призвана решить Концепция развития мостового хозяйства Петербурга?
– Надо сказать, что само создание этого документа уже явилось решением одной большой задачи – теперь содержание и развитие мостового хозяйства города будет вестись системно. Петербург – город мостов. А между тем за все время его существования ни разу еще не было единой программы, отражающей состояние и потребности мостового комплекса.
Отрадно, что и правительство города, и мостовики, понимая необходимость создания такого документа, объединили свои усилия. В подготовке Концепции приняли участие ЗАО «Институт Стройпроект», Гипростроймост, НИИ Территориального транспортного развития, НИИ мостов, профессора В. А. Быстров и Г. А. Богданов, а также ГУП «Мостотрест».
Действие программы рассчитано на 10 лет. За это время нам предстоит значительно улучшить техническое состояние существующих искусственных сооружений, а также построить ряд ключевых развязок, которые существенно повлияют на транспортную обстановку в городе.
– Что необходимо для этого предпринять?
– Чтобы вывести мостовое хозяйство на должный уровень, надо разработать правила игры.
Тогда мы сможем эксплуатировать его в нормальном режиме, выдерживать межремонтные сроки, своевременно проводить профилактику, плановые ремонты.
А для этого нужна новая система содержания и надзора.
Давно пора уйти от устаревших способов осмотра и диагностики состояния сооружений, ведения паспорта вручную. Работа в этом направлении уже ведется. Приобретается необходимое оборудование, обучаются специалисты.
Кроме того, необходимо создать новую нормативную базу. Последний раз нормы обновлялись в 80-х годах прошлого века.
Между тем транспортная обстановка в городе кардинально изменилась: возросла интенсивность движения, многократно выросли нагрузки. Многие наши мосты уже не отвечают современным требованиям по грузоподъемности. Таких сооружений у нас около 80. А по всем существующим мировым стандартам должно быть не более 7% от всего количества. Пропускная способность большинства мостов, особенно в исторической части города, также весьма ограниченна.
– Значит, городу опять предстоят ремонты, реконструкции и, как следствие, закрытие проезда по мостам?
– Мы проанализировали, пересмотрели и оценили состояние всего мостового хозяйства. Конечно, оно у нас в относительном порядке. Однако долгие годы мостовикам не выделялось достаточных средств, ремонтные работы в большинстве своем носили авральный характер. Сегодня, чтобы привести все мосты к нормативному состоянию, требуется увеличить темпы капитального ремонта.
Совсем недавно мы могли себе позволить капитально отремонтировать не более 1–2 мостов в год. В этом году таких объектов уже 5. В соответствии с новой Концепцией предполагается увеличить эту цифру до 15.
И чем раньше мы выполним эту работу, тем дольше будут служить городу мостовые сооружения, тем меньше закрытий и внеплановых ремонтов ожидает автомобилистов.
Что касается реконструкции больших разводных мостов, то должен отметить, что в Петербурге отношение к ней всегда было более чем серьезным и ответственным. Многие мосты являются частью магистралей непрерывного движения и должны соответствовать современным нагрузкам. Поэтому все проекты разрабатывались не только с учетом требований сегодняшнего дня, но и с перспективой дня грядущего.
В приложении к Концепции составлен график реконструкции старых мостов.
– Какие меры для улучшения транспортной обстановки в городе предусмотрены в Концепции?
– В первую очередь строительство ключевых развязок.
Начато возведение путепровода Александровская ферма – уже в следующем году он начнет функционировать. Это позволит существенно разгрузить путепровод на Сортировочной, намного легче станет Володарскому мосту, который работает сегодня на пределе возможностей. Тогда мы сможем вплотную заняться и профилактическими работами на этих сооружениях.
– Какие «болезни» мостового хозяйства требуют срочного вмешательства?
– Одним из важных направлений в Концепции является совершенствование и модернизация оборудования разводных и других дорожных сооружений.
В Петербурге немало транспортных тоннелей. Эти сложные подземные сооружения в условиях наших слабых грунтов подвержены затоплению. Поэтому все они снабжены насосными установками. Насосы, отработавшие более 30 лет, морально и технологически устарели и уже не справляются со своими функциями.
Мы начали модернизацию и замену старого оборудования. Так, три тоннеля: на пл. Победы, Новомосковский и Гренадерский – уже оснащены самой совершенной техникой.
В целях безопасности дорожного движения во всех тоннелях проведено стационарное круглосуточное освещение. Но осветительные системы давно не отвечают современным требованиям энергопотребления. Сегодня, в век энергосберегающих технологий, слишком расточительно использовать старое оборудование.
Затраты города на освещение тоннелей могут быть значительно меньшими. Наша задача – обеспечить максимальную эффективность ассигнований, выделяемых на содержание мостового хозяйства.
– Юрий Александрович, можно хотя бы приблизительно подсчитать, сколько копеек с каждого рубля доходит сегодня до моста?
– Давайте попробуем. 35–40% сразу «съедают» налоговые отчисления. Кроме того, еще 30% средств затрачивается на содержание ГУП «Мостотрест» и производственной базы. Так что не более 20%, или, если хотите, 20 копеек уходит непосредственно на сами мосты и тоннели.
В будущем мы предполагаем довести эту цифру до 50%.
Однако, чтобы реализовать наши планы, необходима крепкая материальная база. Поэтому одним из положений Концепции является реконструкция производственной базы ГУП «Мостотрест» образца 1968 года. В этом году вводится в эксплуатацию первый пусковой комплекс.
Мы получаем административный корпус, новую газовую котельную взамен дизельной, современные очистные сооружения. Эти меры опять-таки позволят снизить затраты на содержание мостового хозяйства. К примеру, сегодня мы вынуждены платить высокий природоохранный налог на загрязнение реки Охты, на берегу которой располагается производственная база «Мостотреста». С вводом новых очистных сооружений эта проблема уйдет.
– Когда горожане почувствуют экономический эффект от реализации новой политики в мостовом хозяйстве?
– Основной экономический эффект возникает в результате снижения времени перевозок, времени пассажиров в пути, снижения затрат на содержание сооружений.
Я думаю, что уже через пару лет представители бизнеса, занимающиеся грузовыми перевозками, ощутят положительный эффект. Сегодня, когда они приходят в ГУП «Мостотрест» оформлять разрешения на проезд по мостам, мы вынуждены изыскивать для них обходные пути.
Проезд через центр города весьма ограничен из-за малой грузоподъемности старых мостов. Объезд же означает дополнительный расход бензина, времени и пр.
Кстати сказать, в следующем году закончится реконструкция Аничкова, Варшавского, Измайловского мостов, что позволит в ночное время в исторической части города открыть проезд для грузовых автомобилей.
Еще одной оценкой эффективности нашей работы явится снижение числа непредвиденных ремонтов на мостах. Сегодня это достаточно серьезная проблема для города. Однако после капитальных ремонтов, замены элементов мостовых конструкций увеличится надежность и срок службы городских переправ.
Если же говорить о рентабельности, то через десять лет реализации Концепции развития мостового хозяйства мы планируем выйти приблизительно на 23% доходности.
– Юрий Александрович, по вашему мнению, что необходимо для эффективной реализации Концепции?
– Без рабочего органа невозможно продвинуть ни одну, даже самую совершенную, идею. Нужен механизм реализации, а его-то как раз сегодня и нет. Я считаю, что необходимо создать рабочую группу, в которую должны войти представители комитетов экономики и финансов, перспективной политики, представитель контрольно-счетной палаты, депутат ЗАКС и технические специалисты. Эта группа должна все
10 лет курировать и осуществлять надзор за реализацией Концепции.
Проблема в том, что каждый год при формировании бюджета нам приходится снова и снова доказывать необходимость выделения ассигнований на те или иные положения Концепции. Это в корне неверно.
Документ должен работать вне зависимости от волеизъявления тех или иных чиновников. Когда будут созданы такие условия, останется только задача здорового лоббирования освоения денежных средств, обеспечения их быстрой и эффективной работы.
Сводные показатели эффективности реализации мероприятий Концепции развития и приведения в нормативное состояние дорожных сооружений Санкт-Петербурга до 2015 года
№
п/п |
Наименование показателя |
Значение показателя |
1 |
Стоимость инвестируемых средств, млн.руб. |
32 490,7 |
2 |
Социально-экономический эффект за 30-летний период, млн.руб. (без НДС) в том числе: |
67 291,6 |
2.1 |
От сокращения времени пребывания в пути |
26 207,3 |
2.2 |
От снижения себестоимости поездок |
34 667,6 |
2.3 |
От снижения аварийности |
6 416,7 |
3 |
Экологический эффект, млн.руб. |
1 758,9 |
4 |
Показатели эффективности, в том числе: |
|
4.1 |
Чистый дисконтированный доход, млн.руб |
43 669,6 |
4.2 |
Срок окупаемости с начала реализации мероприятий Концепции, лет |
12,8 |
4.3 |
Индекс доходности |
2,70 |
4.4 |
Внутренняя норма доходности, % |
24,4 |
Елена Рачкова
Тел. (812) 710-6056