Ордер на стройплощадку
Госстройнадзор латает «правовые дыры»
Со второй половины июня 2007 года Служба Госстройнадзора и экспертизы Санкт-Петербурга начала выдавать ордера на производство работ, связанных с нарушением благоустройства в пределах участков, предоставленных для строительства.
В связи с принятием закона «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 29 декабря 2006 года № 232 кардинально изменился порядок осуществления государственного строительного надзора (СГХ № 92).
В результате в первой половине 2007 года было выявлено большое количество неурегулированных вопросов, как при осуществлении строительного надзора, так и во взаимоотношениях между заинтересованными сторонами.
Выступая на зональном совещании Ростехнадзора, начальник Службы государственного строительного надзора и экспертизы Санкт-Петербурга Александр ОРТ, отметил, что Службе пришлось выпустить целый ряд нормативных документов, которые направлены на исполнение Постановления № 145 Правительства РФ об экспертизе и № 232 ФЗ.
В рамках Службы завершено формирование нового отдела, он осуществляет пожарный, санитарный и экологический надзоры. Уже в июне-июле сотрудники этого подразделения провели 242 проверки на объектах строительства, по итогам которых выдано 192 предписания об устранении нарушений.
На встрече со строителями в «Союзпетрострое» Александр Иванович сказал, что появилось очень много разных трактовок в части исполнения федеральных законов. Это связано с тем, что не вся информация доходит до заинтересованных лиц. Так, состав требуемых для выдачи разрешения на строительство документов видоизменился, так же как и сама процедура выдачи.
Руководящие документы
Напомним, что утверждены и вступили в силу новые руководящие документы по вопросам государственного строительного надзора. Они детализируют работу органа государственного строительного надзора и самих застройщиков.
Например, в РД-11-04-2006 впервые утверждается программа проведения проверок органа государственного строительного надзора. С марта этого года введены обязательные извещения о начале строительства, реконструкции, капитальном ремонте объекта капитального строительства не позднее чем за 7 дней до начала работ.
Это принципиально, поскольку многие застройщики приступают к строительству, не дождавшись заключения государственной экспертизы, то есть нарушают закон.
РД-11-04-2006 также утверждает этот новый порядок приемки объекта.
Если раньше объект сдавался госкомиссии, которая выдавала соответствующий акт, то сейчас после завершения строительства орган Гостройнадзора в течение 10 дней выдает заключение о соответствии построенного объекта утвержденному проекту, и затем – разрешение на ввод в эксплуатацию.
РД-11-03-2006 вводит ряд новых журналов ведения работ. Невыполнение данного руководящего документа влечет за собой правовые последствия. РД-11-05-2007 и РД-11-02-2006 разработаны для застройщиков. Им необходимо ознакомиться с этими руководящими документами и использовать в своей работе.
Что касается сроков проведения экспертизы, то по жилищным проектам она не должна превышать 45 дней, по прочим объектам – 90 дней. Если Служба пользуется услугами ведомственных экспертов (экологи, СЭС и пр.), то им на выдачу замечаний дается 10 суток по жилью, 25 – по прочим объектам.
По словам Александра Орта, если застройщик получает отрицательное заключение, у него есть 14 дней, чтобы все исправить. В этом случае повторное рассмотрение документов проходит бесплатно. Если же застройщик не уложился в две недели, то дальнейшая работа с ним ведется на платной основе. Введено в обиход и понятие «проект повторного применения». Если проект однажды прошел экспертизу, затем был по каким-то причинам законсервирован, а потом «разморожен» без внесения существенных изменений, то получение заключения по нему упрощается и ускоряется.
Законодатели забыли о подготовительном периоде
В ходе изменения государственного контроля за строительством обнаружились и правовые пробелы.
Так, в январе в Петербурге не было выдано ни одного разрешения на подготовку строительства. Дело в том, что ранее подготовительные работы предусматривались законодательством как самостоятельный вид работ. Но в связи с изменением ГК они были отнесены к строительству.
Однако согласно процедуре получения разрешительной документации застройщик не сможет получить разрешение на строительство до тех пор, пока не проведет подготовку земельного участка, разработает проект, получит положительное заключение государственной экспертизы. Чтобы восстановить логику процесса оформления документации, необходим был документ, разрешающий проведение подготовительных работ.
Соответствующие изменения были внесены в Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 5 июня. Теперь застройщику будут выдавать специальные ордера на временное нарушение благоустройства – в границах участка, предоставленного для целей строительства, реконструкции и капитального ремонта. По окончании работ эти ордера будут закрываться.
В июле Александр Орт подписал приказ об утверждении правил подготовки и проведения работ, связанных с изменением благоустройства, состава этих работ, порядка осуществления контроля за их производством. Этот приказ носит временный характер. Он будет действовать до вступления в силу соответствующего распоряжения Службы.
Ордер включает в себя две части. Первый ордер выдается на период, который раньше назывался подготовительными работами.
Второй ордер открывается по заявлению застройщика, если речь идет о переносе сроков выполнения работ по благоустройству территории. Например, деревья зимой посадить невозможно, поэтому застройщик пишет заявление о переносе сезонных работ. Оба ордера открываются по заявлениям. Закрываются – либо по заявлению, либо по истечении срока. Если необходимо продлить срок – пишется новое заявление с указанием причин переноса.
В соответствии с первым ордером можно производить следующие работы: снос зеленых насаждений, устройство подъездных дорог, устройство бытовок, испытание пробных свай, демонтаж тех строений и сооружений, которые находятся на площадке.
Полномочия Службы по части Госстройнадзора находятся в пределах строительной площадки. Все, что располагается за забором, – сфера компетенции ГАТИ и других органов государственной власти. За ГАТИ остается также вынос коммуникаций из зоны строительства.
Некоторые итоги
Обновленная Служба государственного строительного надзора и экспертизы Санкт-Петербурга с удвоенными силами взялась за наведение порядка в строительной сфере.
За 7 месяцев этого года было проведено около 1900 проверок качества строительства. В том числе и комплексных. Были выявлены 78 объектов со значительными дефектами (18 – в июле), 214 объектов, строящиеся без разрешения (25 – в июле). За первые три месяца текущего года было рассмотрено более 500 жалоб.
Самым многочисленным нарушением стало «строительство без разрешения». Компании не пугают даже значительно увеличившиеся суммы штрафов. В списке нарушителей не только «середнячки», но и лидеры строительного рынка Петербурга. Только в июле за это нарушение было выписано 25 штрафов. К наиболее злостным нарушителям применялись меры судебного воздействия.
Так, 18 июля Приморский районный суд постановил признать ООО «СК «С.Э.Р.» виновным в совершении административного нарушения и назначить ему административное наказание в виде приостановления деятельности по строительству жилого дома на срок до 90 суток. Это первое за историю судебной практики Петербурга решение о наказании компании-застройщика за строительство без разрешения. В процессе рассмотрения находятся порядка 15 подобных дел.
Также среди распространенных видов нарушений несоблюдение требований нормативных документов при производстве строительно-монтажных работ (только в июле 20 штрафов). И ввод в эксплуатацию объектов без разрешения (за июль- 4 штрафа). Отмечается также недостаточно высокое качество поступающих на экспертизу проектов.
В июле Служба Госстройнадзора и экспертизы выдала 46 разрешений на эксплуатацию, 35 разрешений на строительство, 30 ордеров на временное изменение благоустройства.
Наталья Соколова
По материалам Службы Госстройнадзора и экспертизы Санкт-Петербурга и «Союзпетростроя»
Мнения специалистов:
К каждому крановщику инспектора не приставишь!
Антон Грушев, генеральный директор ЗАО «Омега»:
– На мой взгляд, роль государства в вопросе контроля качества строительства сильно преувеличена. Если увеличить количество надзорных органов, то не факт, что ситуация станет лучше… Улучшать качество строительства, в первую очередь, надо на уровне заказчика…
Игорь Шергин, заместитель генерального директора «Главстрой СПб»:
– Чтобы обеспечить должное качество строительства, необходимы, во-первых, квалифицированные работники, во-вторых, нормальный технический надзор за строительством. Я имею в виду контроль со стороны заказчика. Никакой государственный надзор с этой задачей не справится…
Людмила Василевская, начальник отдела качества и новых технологий
ФГУП УСС-32:
– Вопросы повышения качества строительства должны решаться на уровне компании. Чем выше проверяющие инстанции, тем меньше от них толку… (СГХ № 92)