Строительство и городское хозяйство в Санкт-Петербурге и Ленинградской области
Новости фирм Выставки Управление инвестиций Об издании Подписка на журнал Новости сайта
№ 95 август 2007
подписка на новости сайта
 
инвестиции
лидеры строительного рынка
районы Петербурга
тендеры
крупные строительные объекты
каталог строительных объектов
информационные статьи
Дороги, мосты, тоннели
Энергосбережение
поиск по сайту  
 

Другие наши издания:

Зачем дому новый паспорт?
Современные методы управления в сфере ЖКХ

В связи с ежегодно увеличивающимися суммами ассигнований на капитальный ремонт жилого фонда остро встает вопрос об эффективности использования выделяемых средств.
Вместе с тем любое управленческое решение должно основываться на достоверной информации, получению которой способствует новая система паспортизации.

3,5 млн рублей затрачено на разработку программы;
6–8 рублей за 1 кв. м стоит первичное обследование усредненного многоквартирного дома
(всего таких домов в Санкт-Петербурге около 19 000).
До 30% средств позволяет экономить новая система планирования работ и услуг в сфере содержания и ремонта жилья только за счет своевременности проведения работ по капитальному ремонту.
А есть еще текущий ремонт…

По мнению председателя комиссии Общественной палаты по вопросам регионального развития и местного самоуправления В. Глазычева, необходим содержательный контроль и аудит за выделяемыми средствами на капремонт и расселение аварийного жилья.

Вопрос о создании системы учета и контроля за расходованием бюджетных средств и состоянием жилого фонда назрел давно. Еще большую актуальность он приобрел 3 года назад в период активного создания товариществ собственников жилья (ТСЖ). В процессе передачи дома в управление нередко обнаруживалось отсутствие или недостаточность технической документации.
Многие руководители УК и ТСЖ не могли представить реальную картину того хозяйства, что поступало к ним в управление. А тем более просчитать рентабельность и вести профессионально грамотную эксплуатацию зданий.

В интервью нашему журналу (СГХ № 89) бывший депутат Законодательного собрания Санкт-Петербурга Михаил Амосов подчеркивал необходимость проведения тотального обследования жилого фонда: «Проблема отсутствия технической документации на дома, передаваемые в управление ТСЖ, известна давно. И актуальна она вообще для всего городского хозяйства. Мы ведь не имеем реальной картины того, чем же сегодня владеем....».

Последняя тотальная инвентаризация зданий была произведена в 1969–1980 гг. институтом «ЛенжилНИИпроект», соответственно, информация о техническом состоянии жилищного фонда города давно устарела.

Между тем нельзя сказать, что в течение долгих десятилетий в этом направлении ничего не предпринималось. Технические паспорта на недвижимость были и имеются сегодня. Они предназначены для внесения объектов недвижимости в различные реестры. Содержащейся в них информации вполне достаточно при продаже здания (помещения), смене собственника и т. д. Однако главный недостаток этих документов в их статичности.
Другими словами, в паспорте ПИБ (ГУ ГУИОН) зафиксировано техническое состояние дома на момент строительства или обследования.

Проблемой получения информации, необходимой для грамотного управления недвижимостью, озабочены все: работники коммунальных служб, управляющих компаний, депутаты, городское правительство.

С 2000 года Жилищный комитет Санкт-Петербурга предпринимает попытку создать полноценный документ, на основании которого работа по управлению имуществом станет прозрачной и максимально эффективной.
Новый документ должен отражать объективное техническое состояние зданий и динамику его изменений в результате проводимых мероприятий по содержанию и ремонту, замене коммуникаций и пр.

Разработка концепции и программного продукта была поручена специалистам кафедры экономики и менеджмента в городском хозяйстве Санкт-Петербургского государственного инженерно-экономического университета. В 2006 году работа была закончена.
– Мы создали информационную систему, которая позволяет принимать управленческие решения в отношении жилого фонда на разных уровнях. А также контролировать эффективность работы управляющих организаций по каждому многоквартирному дому, – говорит один из разработчиков системы, доцент кафедры городского хозяйства Санкт-Петербургского университета Александр Олтяну. – Новый паспорт содержит около 400 параметров (для сравнения, стандартный ПИБовский
документ имеет не больше 120 параметров). Это не столько технический, сколько технико-экономический документ. Он позволяет оценить качественное состояние дома в динамике, его потребительские свойства. И вовремя принять меры, чтобы не допустить их ухудшения. Кроме этого, параметры паспорта позволяют рассчитывать необходимую численность работников на каждом доме в зависимости от его состояния в конкретный период времени и т. д.

Как работает система? Как минимум два раза в год управляющими компаниями должны проводиться плановые технические осмотры (обследования) зданий, входящие в плату за техническое обслуживание. Все изменения в электронном виде вносятся в готовую программу, которая сама оценивает техническое состояние конструктивных элементов здания в сравнении с нормативным и выдает готовое решение о необходимости проведения тех или иных видов работ. Система сама рассчитывает примерную стоимость этих работ (по капитальному ремонту) с погрешностью не более 3–5%.
Кроме того, программа позволяет осуществлять мониторинг даже частичного вмешательства в состояние здания. Для этого в паспорт необходимо включать данные о проведении всех ремонтных и аварийных работ.

Таким образом, для управляющих компаний, а также для руководителей ТСЖ, среди которых сегодня мало профессионалов, это отличный инструмент, позволяющий грамотно эксплуатировать и содержать общее имущество.

Уникальность программы заключается в том, что она не только помогает принимать решения на уровне собственника, эксплуатирующей компании, но и осуществлять контроль за работой коммунальных организаций.
В соответствии с дальнейшей иерархией управления имуществом меняется и уровень программы. Без преувеличения этот документ позволяет увидеть объективную картину технического «здоровья» дома в режиме реального времени на всех ступенях управления: отдельного дома, в ГУ ЖА, администрации района и города.

Кроме того, в программе заложена возможность получения информации, необходимой для принятия стратегических решений.
К примеру, если, согласно обработанным данным паспортов, наибольшее количество аварийных ситуаций или отказов происходит в системах горячего водоснабжения, значит, необходима их модернизация. А потому требуется соответствующее решение по данной группе домов.

Новая система уже вступает в действие. Начиная с 2006 года специалисты университета проводят обследование жилого фонда, заполняют базовые документы и вносят информацию в программный продукт.
К концу 2007 года около 2,5 тысяч многоквартирных домов во всех районах города будут внесены в программу.
После того как город получит реальную картину того, чем же на самом деле он сегодня владеет, можно будет перейти к формированию жилищно-коммунальной политики. То есть понемногу отходить от практики латания дыр к профилактическим мерам, к долгосрочному планированию бюджета. Тогда не придется в срочном порядке изыскивать средства на ликвидацию аварийного и предаварийного состояния целых сегментов городского хозяйства. Зная, например, что нормативный срок службы фасадов составляет 6 лет, а их капитальный ремонт проведен в 2005–2007 годах, администрация города заранее озаботится изыскать ассигнования на реализацию соответствующей адресной программы к 2011 году.

Создать эффективный, работающий инструмент для планирования в сфере ЖКХ – это одна сторона решения проблемы. Однако необходимо создать еще и грамотного, эффективного пользователя программы.
Сегодня уже подготовлена согласованная с Жилищным комитетом программа обучения работников жилищно-коммунальной сферы работе с новым программным продуктом. Специалисты оценили удобство, простоту, а также качественно новый уровень управления, выйти на который им помогает информационная система.

Средства, которые город затрачивает сегодня на разработку и внедрение современных методов управления и инновационных технологий, окупятся в скором времени грамотным содержанием и эксплуатацией зданий. Жилой фонд Петербурга достаточно неоднородный и непростой в обслуживании. Он требует профессионального подхода и логичного, эффективного управления.

Елена Рачкова

Тел. (812) 572-4683



Реклама на сайте





© Строительство и городское хозяйство в Санкт-Петербурге и Ленинградской области
при использовании материалов сайта ссылка на http://stroygorhoz.ru обязательна