Наедине с разрухой
Реформы ради людей или реформы ради реформ?
На страницах нашего журнала свое мнение о проблемах ЖКХ открыто высказывают
руководители частных управляющих компаний, председатели ГУЖА, чиновники.
Но в диалоге власти и бизнеса пока неуверенно звучит голос тех, без
кого сам процесс реформ не имеет смысла – товарищества собственников
жилья (ТСЖ).
Ход
преобразований вызывает тревогу в первую очередь у тех, ради кого затевался
весь процесс реорганизации. Недавно состоялся круглый стол, тема которого
отразила сегодняшнее состояние дел в системе ЖКХ: «ТСЖ: наедине с разрухой».
Складывается впечатление, что бизнесмены и чиновники жилищно-коммунальной
сферы не могут найти компромисс во взаимоотношениях. Каждый занимает
свою позицию, уверен в своей правоте и не идет на уступки. А самыми
бесправными и незащищенными в очередной раз оказываются жители, те самые
собственники, у которых никак не получается стать хозяевами.
Алексей Новиков, председатель ТСЖ «Кронверкский проспект, 25»:
– Не секрет, что сегодня жителей отпугивает сама перспектива
создания ТСЖ. Слишком много препятствий сразу же возникает на этом пути.
Начиная от элементарной юридической безграмотности до невозможности
получения дома в управление от ГУЖА. Отсутствие в полном объеме необходимой
технической документации, плачевное состояние самих домов, социальная
неоднородность жильцов – все это только усложняет работу. Но вместо
помощи от заинтересованных комитетов и ведомств мы получаем штрафы и
предписания.
Пока дом находится в управлении Жилкомсервиса, все проверки носят формальный
характер.
Но стоит организоваться ТСЖ, как свою долю хотят получить все:
и пожарники, и газовики, и теплоэнергетики.
Многие не видят преимуществ в самостоятельном управлении своими домами,
опасаются, что в случае создания товарищества город оставит людей наедине
с их коммунальными проблемами.
Когда только начинался процесс создания ТСЖ, мы много слышали о плюсах
этой формы собственности: размещение рекламы, коммерческое использование
внутридворовых и нежилых территорий. Но на деле мы сталкиваемся с сильнейшим
противостоянием чиновников. Город не хочет отдавать землю в частную
собственность. Особенно это касается домов, расположенных в историческом
центре, самых нерентабельных в плане управления.
Виктор Мигунов, председатель ТСЖ «Петровская набережная, 4»:
– Создавая ТСЖ, мы представляли, какой груз ответственности
ляжет на наши плечи, но не ожидали, что столкнемся с таким противодействием
городских властей. 4-я глава нового Жилищного кодекса говорит о том,
что общедолевую собственность многоквартирного дома можно использовать
для восстановления разрушенной инфраструктуры дома. Но владельцы кафе,
ресторанов, магазинов, договариваются с КУГИ, бесцеремонно внедряются
в наши технические помещения, приватизируют их, используют для повышения
личного благосостояния. Дело доходит до того, что они заявляют: трубы,
стояки, которые проходят по территории подвала, нам мешают, поэтому
мы их отрежем, или пусть жильцы доплачивают за неудобство.
Нередко реконструкции, переделки помещений проводятся без необходимых
согласований, с многочисленными нарушениями. Судебные же разбирательства
– процесс затяжной и достаточно дорогостоящий.
Денис Шабуров, главный специалист отдела по работе с ОСЖ Жилищного
комитета:
– Обвинения в адрес Жилищного комитета нельзя назвать обоснованными.
Мы уже несколько лет ведем широкую разъяснительную работу среди населения,
оказываем юридическую помощь в создании ТСЖ, оформлении необходимых
документов. Еще ни одному председателю ТСЖ, обратившемуся к нам за помощью,
не было в ней отказано. В Жилищном комитете два раза в неделю граждан
консультирует юрист.
Управление недвижимостью, грамотное содержание дома требует специальных
знаний. До недавнего времени не существовало таких специалистов, поэтому
по инициативе Жилищного
комитета организованы курсы, на которых проводится обучение председателей
ТСЖ.
Претензии относительно плохого состояния домов необходимо адресовать
не Жилищному комитету, а всем работникам коммунальной сферы за десятки
лет недоремонта. Город сегодня выделяет немалые деньги на капитальный
ремонт домов. Списки первоочередников утверждают районные главы администраций.
Мы же контролируем целевое использование средств.
Вопросы распределения внутридворовых территорий вообще находятся в ведении
Земельного комитета, так же как использование нежилых помещений – в
ведении КУГИ.
Михаил Амосов, депутат Законодательного собрания Санкт-Петербурга:
– Проблема отсутствия технической документации на дома, передаваемые
в управление ТСЖ, известна давно. И актуальна она вообще для всего городского
хозяйства. Мы ведь не имеем реальной картины того, чем же сегодня владеем.
В свое время было решено произвести тотальную инвентаризацию недвижимости.
На эти цели город выделил 18 млн рублей. Деньги ушли в районы, но в
большинстве своем не были использованы по назначению.
Прежде жилищники прикрывались низкими тарифами. Мол, как платите, так
и работаем. Но в условиях постоянного роста квартплаты жильцы платят
немалые деньги и вправе знать, куда же они расходуются. Однако городские
чиновники сегодня делают все, чтобы люди на этот вопрос ответа не получили.
Уже давно мы говорим о необходимости создания для каждого дома так называемого
аналитического счета, чтобы обеспечить прозрачность прохождения денежных
потоков. Но убедить город в создании такой системы пока не удается.
Вопрос передачи земли в частную собственность является одним из самых
болезненных. В Санкт-Петербурге только 15% земли находится в частных
руках.
Дома передаются в управление ТСЖ и ЖСК фактически под обрез фундамента.
Зачастую даже козырьки парадных уже находятся на городской территории.
Даже ЖСК не могут получить землю в собственность по старым документам,
несмотря на то, что существует закон, защищающий права собственности
ЖСК. Но губернатор наложила на него вето.
Теперь жители отказываются платить Жилкомсервисам по уборочной карточке
за территорию, им не принадлежащую. И делают это в соответствии с постановлением
Правительства РФ № 491, в котором сказано, что ТСЖ не имеет права тратить
деньги ни на что другое, кроме как на содержание своего имущества. Складывается
парадоксальная ситуация: город пытается заставить собственников жилья
нарушить закон да еще платить за это. Уже давно необходимо организовать
сплошное межевание жилых кварталов и сделать это за бюджетные деньги.
Не менее острым является вопрос использования нежилых помещений. Так,
заместитель председателя КУГИ господин Чичканов аппелирует к закону
от 1918 года о национализации имущества, который гласит: вся незарегистрированная
собственность принадлежит городу.
ТСЖ фактически лишаются возможности зарабатывать деньги на долевой
собственности. Так чьим адвокатом является КУГИ – собственных интересов
или интересов горожан?
Система распределения денег на капитальный ремонт также требует корректировки.
Сегодня мы разработали законопроект, который предполагает софинансирование
капремонта. 70% мог бы взять на себя город, а 30% – ТСЖ. Это приведет
к более эффективному использованию средств и заставит жителей бережнее
относиться к своему имуществу. Кроме того, система составления адресных
программ, при которой все решения принимает глава администрации, сегодня
уже изжила себя. Необходимо провести независимое обследование жилого
фонда и распределять деньги в соответствии с фактической необходимостью.
Я считаю, что все эти мероприятия носят скорее политический,
нежели юридический характер. Городская политика должна быть
более демократичной, защищать интересы жителей, а не администрации.
Сегодня же получается, что город проводит какие-то реформы в интересах
жителей, но самих жителей никто не слышит и не спрашивает, как им живется
в новых условиях.
Елена Рачкова