Олимпийские надежды
Пути развития строительных компаний
Если компания планирует развиваться, то неизбежно возникает момент, когда необходимо принять какой-либо из путей развития: один из них – смена вида деятельности, второй – выход на новый рынок.
С приходом в город московских и иностранных строительных компаний, с ростом конкуренции на строительном рынке Петербурга многие специалисты заговорили о необходимости структурной реорганизации местных компаний, о повышении их конкурентоспособности («СГХ» №№ 86, 89).
При этом каждая компания выбирает свой путь дальнейшего развития. Одни предпочитают специализацию, другие выбирают путь слияния и укрупнения. Третьи ищут новое поле для деятельности. Это, например, может быть уход
в сферу промышленного строительства, строительства складских и терминальных комплексов, то есть в сферу, которая начинает активно развиваться. Крупные строительные холдинги переходят к квартальной застройке, к комплексному освоению территории.
Один из путей – выход на региональные рынки (более амбициозный вариант – на зарубежный рынок). Москвичи, например, уже давно и активно работают во многих городах России. Так, мероприятия по реализации программы межрегионального сотрудничества столицы в сфере строительства в 2006 году осуществлялись в 57 городах 6 федеральных округов Российской Федерации и в 11 странах дальнего и ближнего зарубежья. В соответствии с заключенными контрактами было введено в строй более 2 млн кв. м жилья и объектов социальной сферы.
В городе Сочи…
Сегодня одним из самых инвестиционно привлекательных регионов, несомненно, является Сочи. Помимо того, что здесь реализуется федеральная программа по развитию города и горнолыжного курорта, в ближайшее время в Сочи должно начаться грандиозное строительство олимпийских объектов, чтобы достойно принять зимнюю Олимпиаду 2014 года.
Петербургская компания «М-Индустрия» вышла на строительный рынок Сочи в конце 2005 года. Сегодня она ведет строительство жилого комплекса «Дом у Дендрария» (улица Яна Фабрициуса, 700 метров от моря). Это монолитный комплекс, высотой в 20 этажей и общей площадью порядка 20 тысяч кв. метров. Объект включает в себя встроенные коммерческие помещения, выделяемые целевым назначением для обслуживания жителей дома, и паркинг. Реализация квартир в «Доме у Дендрария» началась в июне 2006 года. Сегодня это наиболее востребованный проект на первичном рынке недвижимости города. Стоимость квадратного метра сегодня составляет 3–3,5 тыс. у. е.
По словам президента ГК «М-Индустрия» Магеррама Бехбудова, компания намерена не только строить, но и планомерно развивать социальную инфраструктуру города Сочи, уделяя особое внимание благоустройству. 5 мая была торжественно открыта пешеходная зона вдоль улицы Яна Фабрициуса. Объем инвестиций в проект – свыше 8 млн рублей. Общая площадь мощения составила около 1000 кв. метров. Большое внимание уделено наружному освещению и озеленению территории.
Диверсификация инвестиционного портфеля
В целом компания «М-Индустрия» выбрала смешанную стратегию развития. Структурные преобразования в сфере управления были связаны как с изменениями в структуре финансирования, так и с появлением новых направлений деятельности. Например, в августе 2006 года компания вышла на фондовый рынок, разместив дебютный выпуск 5-летних облигаций объемом 1 млрд рублей.
И в Петербурге…
О путях развития петербургских строительных компаний мы беседуем с директором по развитию ЗАО «Строительное объединение «М-Индустрия» Григорием Усыченко.
– Григорий Викторович, в каких случаях, на ваш взгляд, целесообразно укрупнение компании, в каких – специализация деятельности?
– Структурная реорганизация компании нужна, когда возникает необходимость в более эффективной организации работы. Для компании это прежде всего определение своей ниши на строительном рынке Петербурга.
Что касается крупных компаний – здесь важно управлять направлениями деятельности как портфелем имеющихся активов. Именно комплексная оценка эффективности направления (затрачиваемых материальных и нематериальных ресурсов, соответствия стратегии компании) позволяет принять решение о дальнейшем развитии направления или передаче его на аутсорсинг.
– Что дает нашим строительным компаниям выход на региональные рынки?
– Этот выход дает возможность диверсификации инвестиционного портфеля, что приводит к распределению рисков. В итоге компании получают портфель, обеспечивающий равномерное развитие, не зависящее от критической ситуации в отдельном сегменте или регионе.
– Выход строительных компаний на фондовый рынок – это следствие принятия 214 ФЗ или здесь действуют более глубинные причины?
– Вступление в силу 214 закона привело к возникновению вопроса об обеспечении привычного объема финансирования строительных объектов. Однако могу сказать, что сложившаяся сегодня ситуация – закономерная стадия процесса развития взаимодействия между финансовыми институтами и строительными компаниями. И если бы 214 закон не был принят, со временем мы пришли бы к тому же, возможно, чуть позднее.
– По какому пути развивается компания «М-Индустрия»?
– В настоящее время формирование инвестиционного портфеля компании происходит в соответствии с принятой стратегией развития компании – стратегией расширения профильных направлений в регионах присутствия и оценки инвестиционной привлекательности новых регионов.
В ближайшем будущем мы планируем расширить присутствие прежде всего в Северо-Западном регионе и в Краснодарском крае. В скором времени «М-Индустрия» намерена приступить к реализации ряда знаковых проектов в г. Сочи.
Кроме того, мы собираемся развивать направление строительства коммерческой недвижимости, не снижая при этом значения жилого строительства.
– На ваш взгляд, есть ли необходимость нашим компаниям совершенствовать систему управления строительством?
– Безусловно, система управления строительством нуждается в совершенствовании, однако давать какие-то общие рекомендации нельзя. В группе компаний «М-Индустрия» метод проектного управления внедрен сегодня по всем новым инвестиционным проектам. К тому же сегодня это одно из требований, предъявляемых иностранными инвесторами российским строительным компаниям. Это позволяет осуществлять планирование и управление на уровне, необходимом сегодня при сотрудничестве с западными компаниями.
Наталья Соколова
Тел. (812) 336-9308