Заклятые друзья
Конкуренция и конкурентоспособность
На строительном рынке Петербурга бытуют два диаметрально противоположных
мнения.
Первое, что питерским компаниям приходится выживать в условиях жестокой
конкуренции.
Второе, что настоящей конкурентной борьбы в нашем городе как не было,
так и нет.
Долгое
время строительный рынок Петербурга был закрыт от любой атаки извне.
Местные строители росли и развивались почти в тепличных условиях. Квартиры
скупались с фундамента, рентабельность превышала разумные пределы. Даже
нынешние 10–15% для жилищников и 10% (и выше) для генподрядных организаций,
работающих в области промышленного и гражданского строительства, для
зарубежного рынка большая роскошь.
Структурированные западные компании привыкли выживать и работать
в более жестких условиях, при рентабельности 3–5%.
Петербург встал на позицию конкуренции с июня 2004 года, когда начала
действовать система земельных торгов.
В город пришли зарубежные и московские строительные компании, обладающие
большей финансовой мощью и доступом к кредитным ресурсам.
Как считают в «Союзпетрострое», в условиях торгов при дефиците «пятен»
под застройку доступ к земле местным средним и малым строительным компаниям
оказался перекрыт.
– Эти компании вымываются с рынка и либо разоряются, либо уходят в
другие регионы, – констатирует гендиректор
«Союзпетростроя» Лев Каплан. – К тому же федеральный закон № 214 ограничил
доступ строителей к средствам дольщиков.
Первые признаки реальной конкуренции проявились в 2005 году,
когда на фоне стагнации рынка жилья развернулась борьба за клиента.
Компании, кто раньше, а кто позже, начали процесс пересмотра своих
позиций на рынке, поиск неиспользованных ресурсов. Это и укрупнение
бизнеса путем слияний (например, «Альфа-Лидер»), и выход компаний на
фондовый рынок («Северный город», «М-Индустрия»), переход небольших
фирм от инвестиционно-строительной деятельности к выполнению только
генподрядных функций, участие в ипотечных и околоипотечных программах,
работа в других российских регионах и за рубежом, уход в промышленное
строительство.
– В условиях растущей конкуренции выход надо искать в специализации
компаний, – считает руководитель департамента капитального строительства
ЗАО «Менеджмент Компания ПСБ» Игорь Шепель. – Не должно быть универсальных
компаний. Два-три специализированных направления – это еще реально,
но все делать хорошо невозможно. Что касается выстраивания холдинга,
то это отнюдь не расширение сферы деятельности. Это та же специализация,
выделение компаний, каждая из которых занимается своим делом.
Факторы конкурентоспособности
Существует множество факторов, повышающих конкурентные преимущества
генподрядной организации. Это и грамотное управление строительным процессом,
высокий уровень менеджмента, наличие квалифицированных кадров, надлежащее
качество выполнения работ, четкое соблюдение договорных сроков. Это
и страхование строительных рисков, наличие лицензий, положительной кредитной
истории, успешное участие в различных строительных конкурсах, рейтингах,
получение сертификатов в области качества и экологии.
Одни факторы играют важную роль для победы в тендере, другие
пока работают лишь на имидж.
Например, в числе причин внедрения системы управления качеством ИСО
серии 9001 названы достижение равных условий с конкурентами и превосходства
над ними, рост «силы» на переговорах, завоевание доверия заказчика,
наведение организационного порядка и т. д. В тендерной документации
требование о наличии у генподрядчика сертификата встречается редко.
Однако строители, вышедшие на московский рынок или работающие с зарубежными
партнерами, сталкиваются с ним постоянно.
В Петербурге появились первые генподрядчики, которые по собственной
инициативе стали создавать специальные подразделения, рассматривающие
вопросы качества долевого строительства и соблюдения технологий не только
на уровне дома в целом, но и на уровне каждой квартиры.
По мнению иностранных инвесторов, важным показателем конкурентоспособности
генподрядчика является его готовность работать и заключать контракты
на выполнение строительных работ на условиях FIDIC (условия международного
договора-подряда, разработанные Международной федерацией инженеров-консультантов).
Другими важными моментами являются наличие у генподрядчика достаточных
ресурсов, чтобы строить большие объекты, как ИКЕА, завод Тойота и т.
п., способность выдержать график работ, опыт строительства подобных
объектов.
Как правило, претендент должен предъявить инвестору уже реализованный
им в качестве генподрядчика проект аналогичного уровня. Конкурентным
преимуществом в этих случаях может стать даже наличие в компании специалистов,
свободно говорящих по-английски.
Практика свидетельствует, что наличие собственной производственной базы,
строительного ресурса у генподрядчика приветствуется.
Но востребованы и услуги генподрядчика как профессионального
организатора строительного процесса.
Негативно на конкурентоспособность генподрядчика влияют такие факты,
как приостановка деятельности лицензии, наличие рекламаций со стороны
заказчика, претензий со стороны потребителей, последнее в основном касается
сроков и качества строительства.
Между двух полюсов: цена и качество
Усиление конкуренции на строительном рынке Петербурга позволяет надеяться,
что желание генподрядчика сэкономить деньги будет проявляться не в замене
качественных материалов более дешевыми и низкосортными, а в улучшении
организации труда. Пока же приходится констатировать, что качество жилищного
строительства оставляет желать лучшего.
В 90 случаях из ста цементная стяжка выполняется с браком. Претензии
к кровле выявлены в 80% случаев, к монолитобетонным конструкциям – в
60%, в каждой второй сдаваемой квартире некачественно выполнены штукатурные
работы.
При таком уровне качества нашим строителям грех роптать на «пришлых»
конкурентов.
Важным фактором конкуренции остается цена. Она же является главным
мерилом при выборе генподрядной организации в ущерб другим показателям.
Это не может не вызывать серьезного беспокойства. Дальнейшее культивирование
тезиса «чем дешевле – тем конкурентоспособней» – это путь в никуда.
Выход в разумном сочетании всех факторов конкурентоспособности.
На фоне недостаточных темпов строительства, ажиотажного спроса на жилье
и инфляции за первую половину текущего года стоимость квадратного метра
жилья выросла в среднем на 50 процентов. Президент Ассоциации строителей
России Николай Кошман уверил прокуратуру, что ни о каком ценовом сговоре
строителей речи быть не может, так как большая конкуренция на рынке
Москвы и Петербурга «делает это крайне маловероятным». Проблема состоит
в том, что повышение цен не сопровождается повышением качества строительства.
Наталья Соколова