Васильевский остров обретает фасад
Проект «Морской пассажирский терминал»
На намытых территориях в западной части Васильевского острова уже осенью начнется строительство основных зданий и сооружений Морского пассажирского терминала.
Более 29 млрд рублей – общий объем инвестиций в проект, в том числе:
23,4 млрд рублей – привлеченные средства инвесторов,
5,7 млрд рублей – средства федерального бюджета.
Предстоит освоить 2 млрд 610 млн рублей, после чего останетсяне более 300 млн рублей федеральных средств.
Финансирование ООО «Терра Нова», основного инвестора проекта, как и в прошлом году, составит 2 млрд рублей.
Самый спорный, до сих пор являющийся предметом жарких дебатов, гидротехнический проект «Морской фасад Санкт-Петербурга» этим летом обретет реальные контуры. В июле основные работы по намыву территории для морского пассажирского порта в западной части Васильевского острова будут завершены. После чего объявят конкурс на строительство первых двух зданий – терминалаи центрального управления.
Об этом заявил на пресс-конференции по поводу начала очередного сезона дноуглубительных работ вице-президент ООО «Управляющая компания «Морской фасад» Серик Жусупов.
Планируется, что в этом году будет создано 40–50 га новой территории, в итоге общая площадь намыва составит
80 га, почти половина из которых предназначена под терминал.
На сегодня выполнено более 70% от общего объема работ – почти завершены строительство подходного канала и реконструкция Петровского фарватера. (В 2006 г. была намыта территория площадью 35 га, выполнен технологический канал на акватории морского порта для строительства причалов, завершено строительство подъездной технологической дороги, сооружена разделительная дамба). В этом году будут выполнены практически все основные работы, финансируемые из федерального бюджета (дноуглубительные работы).
Летом также планируется провести конкурс на выполнение дополнительного дноуглубления подводных каналов и акватории до 11 м, чтобы порт мог принимать современные пассажирские суда. Первый пусковой комплекс (6-й и 7-й причалы для приема двух круизных лайнеров одновременно и центр управления) планируется запустить в 2008 году. Однако вспомогательные суда могут начать швартоваться уже этой осенью.
Тепло, еще теплее
Год назад на страницах нашего журнала вице-президент компании ООО «Управляющая компания «Морской фасад» С. Жусупов сказал: «Морской фасад Санкт-Петербурга»… ускорит решение проблемных вопросов с энергообеспечением Васильевского острова, будет способствовать появлению новых и реконструкции существующих источников электро-, тепло- и водоснабжения.
Мы также надеемся, что новая территория станет примером образной, яркой архитектуры, которая будет достойно отражать цели и стимулы развития современного европейского города, которым является Санкт-Петербург» (СГХ, № 86).
Что касается яркой архитектуры, то в октябре на повторное утверждение Градостроительным советом будет представлен проект планировки территории общественно-делового центра, отправленный в декабре прошлого года на доработку. Кстати, высотный регламент новых территорий допускает строительство небоскребов до 300 метров, правда, «отдельными вкраплениями».
Строительство объектов планируется начать в 2008 году.
Преобразования в энергетической сфере уже начались. Василеостровская ТЭЦ-7, обеспечивающая остров теплом, вошла в число приоритетных объектов программы преобразования Ленинградской энергосистемы в рамках Соглашения Правительства Санкт-Петербурга и РАО «ЕЭС России»; стала одним из основных объектов инвестиционной программы ОАО «ТГК-1».
На теплоэлектроцентрали уже начались подготовительные работы. Ее ждет модернизация с расширением первой очереди и строительством второй очереди на новой площадке. Преображенная станция будет обеспечивать надежным теплом и электроэнергией остров, в т. ч. намытые территории.
Застраховать риски…
По информации StrahovkaInfo.ru, в начале февраля страховая компания «ПАРИ» застраховала комплекс строительно-монтажных работ в рамках первого этапа создания морского пассажирского порта в Санкт-Петербурге на сумму свыше 10,5 млрд рублей.
Кроме того, ряд крупных иностранных и российских компаний участвуют в перестраховании проекта. А лидирующим перестраховщиком выступает Мюнхенское перестраховочное общество. Застрахованный этап работ включает в себя дноуглубительные работы по реконструкции фарватера для создания подхода к терминалу и акватории порта, образование территории и возведение гидротехнических сооружений пассажирского терминала. По данным портала, «ПАРИ» имеет рейтинг класса А «Высокий уровень надежности».
Между прочим, строительные риски при реализации не менее масштабного и значимого проекта – достройки Комплекса защитных сооружений — не застрахованы.
Заплатить налоги…
В 2006 году ООО УК «Морской фасад» заплатило 64 млн рублей в бюджеты разного уровня в качестве компенсации за причиненный экологический ущерб. Как пояснили специалисты, это были выплаты за замутнение акватории Финского залива (50 млн рублей) и за нанесенный ущерб рыбным запасам (14 млн рублей). Негативное воздействие объясняется характером работ и определяется повышенным количеством взвешенных веществ. Все т. н. экологические платежи были произведены в рамках существующего законодательства, аналогично тому, как другие предприятия платят за загрязнение воздуха.
…и строить дальше
Напомним, в рамках проектов «Морской пассажирский терминал» и «Развитие территории Васильевского острова» планируется образовать территорию общей площадью свыше 470 га, где 35 га займет собственно терминал. На остальной территории разместятся общественно-деловой центр, жилые кварталы и социальные объекты.
Ожидается, что к 2012 г. будет создан современный комплекс сооружений международного уровня по приему морских пассажирских судов длиной свыше 300 метров с пропускной способностью 1,5 млн пассажиров в год.
Имущество комплекса будет находиться в собственности ООО «Пассажирский порт Санкт-Петербург «Морской фасад», единственным собственником которого станет город. В соответствии с принятым законом общий объем финансирования мероприятий программы по выкупу Санкт-Петербургом обеспеченного облигационного займа инвестора, планируемого к размещению в 2008–2011 годах, составит 5,915 млрд рублей. Объем финансирования мероприятий по выкупу Санкт-Петербургом у акционеров инвестора голосующих акций в 2012 г. составит 1,1 млрд рублей.
Общая стоимость проекта оценивается в 3 млрд долларов. Всего на намывных территориях предполагается построить свыше 1,5 млн кв. метров офисных площадей, 3 млн кв. метров жилья, торговые, развлекательные и социальные объекты.
Кстати, на площадке «Морского фасада» установлена веб-камера, с помощью которой губернатор может в режиме online наблюдать за работами, ведущимися в западной части Васильевского острова…
Подготовила Светлана Соснова