Работа и надежда
Реализация проекта «Морской Фасад Санкт-Петербурга» началась
Проект «Морской фасад» становится реальностью – ведутся дноуглубительные
работы, подготовлена рабочая документация на строительство первого пускового
комплекса и на образование территории. Планируется, что уже в 2008 году
новый морской пассажирский терминал сможет принимать ежедневно по два
круизных лайнера одновременно.
О достоинствах проекта «Морской фасад Санкт-Петребурга» и специфике проводимых
работ беседуем с вице-президентом компании ООО «Управляющая компания «Морской
фасад» С. Жусуповым.
– То, что большой проект вызывает комментарии, как негативные, так
и позитивные, мы расцениваем как закономерную ситуацию. Это означает,
что проект вызывает интерес.
К протестам нужно относиться разумно, учитывать идеологию проекта,
его конечную цель. Идеология данного проекта проста: крупнейший
культурный центр России, морская столица страны на Балтике не имеет
специализированных причалов для обслуживания круизных судов. Эта ситуация
требует осмысления и разрешения.
Ведь пассажиров, попадающих в наш город морским путем, встречает неприглядное
зрелище грузовых причалов. Хотелось бы, чтобы первое впечатление было
достойно нашего города.
Более того, сегодня проход пассажирских судов угрожает их безопасности,
поскольку рядом с фарватером в постоянном режиме производятся грузовые
работы, причем как генеральных грузов, так и навалочных, и насыпных.
А той небольшой части жителей Васильевского острова, которая ссылается
на ухудшение вида из окон, хотелось бы напомнить, что их дома когда-то
тоже кому-то мешали – совсем не задевая окружающих, нельзя двигаться
вперед. Хочу добавить, что мы открыты любым проверкам и дискуссиям,
наш проект более чем публичный.
– С тем, что Петербургу нужен современный пассажирский
порт, никто не спорит. Оппоненты проекта ставят под сомнение выбор места
расположения и его экологическую безопасность.
– Туристы круизных судов приезжают в город на короткий срок. Поэтому
и место расположения, и инфраструктура должны быть такими, чтобы можно
было быстро добраться до памятников культуры и архитектуры. Этому условию
наш проект соответствует.
Не могу не сказать об экологическом состоянии той территории Невской
губы, на которой планируется строительство порта. Сейчас там находятся
огромные котлованы глубиной от 8 до 11 метров, из которых в 1970-е брали
песок для намывных территорий под жилищное строительство. То есть фактически
все, что попадает в залив в результате жизнедеятельности города, оседает
вблизи Васильевского острова. Только за первые сутки ведения дноуглубительных
работ в районе акватории было поднято со дна до 80 метров труб и строительного
мусора.
Кроме того, поскольку многие рыбы нерестятся на глубинах до 2 метров,
прибрежные воды сильно обеднели.
Когда говорят, что мы занимаем район, важный с экологической
точки зрения, в этом заявлении есть большая доля неведения или лукавства.
Потому что как раз с экологической точки зрения район находится в бедственном
положении.
Нашу работу без преувеличения можно считать не чем иным, как рекультивацией
акватории, ведущей к оздоровлению экологической обстановки, – восстановлению
здесь нормального течения Невы, ее флоры и фауны.
Ведь рассматривались несколько вариантов расположения порта. Исходя
из результатов изысканий, проведенных ЗАО «ЛенморНИИПроект» и НИИ ГТ
«Морстрой», с учетом навигационной целесообразности и экологической
безопасности, Васильевский остров был признан оптимальным местом для
размещения нового порта.
Проект прошел все необходимые согласования на региональном и федеральном
уровнях, получил заключение Главгосэкспертизы и Государственной экологической
экспертизы.
– Серик Даирович, что уже сделано в рамках проекта и планируется
сделать в этом году?
– Строительство будет вестись по этапам. Первый пусковой комплекс (6-й
и 7-й причалы, которые позволят принимать одновременно два судна) планируется
запустить в 2008 году.
Уже разработана рабочая документация по строительству причальной линии
первого пускового комплекса, завершается разработка рабочей документации
по образованию территории. Фактически мы уже начали строительство –
делаем технологический канал в акватории морского порта для строительства
причалов, во второй половине июня приступаем к образованию разделительной
дамбы. Дноуглубительные работы частично выполнены в прошлом году (вынуто
более 1,3 млн куб. метров грунта); на 2006 год запланировано выполнение
дноуглубительных работ объемом 12 млн куб. метров.
Если дноуглубительные работы – работы сезонные, выполняются в период
до зимней навигации, то строительно-монтажные работы, связанные с наземной
частью причалов, будут вестись и в зимний период.
– Чем интересна выбранная технология намыва?
– Подрядчиком на образование территории выбрана голландская компания
«Ван Оорд». Предложенная голландцами технология отличается минимизацией
воздействия на окружающую среду за счет применения оградительных дамб
и полупогружных понтонов, позволяющих грунт не сбрасывать на воду, а
укладывать на дно. С понтона оператор манипулятором регулирует качество
укладки, благодаря чему грунт практически вручную укладывается на нужное
место. Грунт будет завозиться баржами из месторождений «Рудаса». На
западе эти технологии апробированы и активно применяются.
На первом этапе (2006 год) намывается территория до заданного проектного
уровня, затем в течение 3–4 месяцев происходит естественная осадка.
Далее (2007 год) будут проведены геологические обследования и приняты
решения о необходимости мероприятий, связанных с ускоренной консолидацией
грунта до необходимых проектных отметок. Также проверяется усадка подстилающих
грунтов.
В процессе производства работ проводится постоянный экологический мониторинг
и геотехнический контроль.
– Каким может быть участие города в проекте?
– В принципе, город уже принимает участие, так как строительство осуществляется
на его землях – в рамках проекта принято беспрецедентное для России
решение о переводе 476 га водного фонда из федеральной собственности
в собственность субъекта Федерации. Мы надеемся, что это участие будет
конкретизировано в том инвестиционном договоре, который готовится к
подписанию между нашей компанией и городом.
Кроме того, проект «Морской фасад Санкт-Петербурга» является катализатором
реализации другого значимого для города проекта – Западного скоростного
диаметра. Он ускорит решение вопросов с энергообеспечением Васильевского
острова, будет способствовать появлению новых и реконструкции существующих
источников электро-, тепло- и водоснабжения.
Мы также надеемся, что новая территория станет примером яркой архитектуры,
которая будет достойна современного европейского города, которым является
Санкт-Петербург.
Беседовала Светлана Соснова
Тел. (812) 326-9803