Строительство и городское хозяйство в Санкт-Петербурге и Ленинградской области
Новости фирм Выставки Управление инвестиций Об издании Подписка на журнал Новости сайта
№ 89 октябрь 2006
подписка на новости сайта
 
инвестиции
лидеры строительного рынка
районы Петербурга
тендеры
крупные строительные объекты
каталог строительных объектов
информационные статьи
Дороги, мосты, тоннели
Энергосбережение
поиск по сайту  
 

Другие наши издания:

Под контролем
Испытано и рекомендовано

В № 88 нашего журнала мы начали обсуждение новой «Концепции обеспечения качества в дорожном хозяйстве», принятой Министерством транспорта РФ. Важная роль в достижении высших стандартов в дорожном строительстве отводится лабораторному контролю.

Концепция определила основное направление развития дорожно-строительной отрасли как переход к обеспечению качества на всех этапах строительства. Не случайно одной из задач в п. 2.2. «Качество производства дорожных работ» записано обязательное обеспечение всех дорожно-строительных организаций необходимой лабораторной базой для оценки качества выполняемых работ и применяемых материалов.

Строительство дорог превратилось сегодня в наукоемкую отрасль промышленности. Автомобильная дорога представляет собой сложный комплекс сооружений для безопасного и удобного движения автомобилей с расчетными скоростями и нагрузками.
За последние годы в дорожно-строительной отрасли произошли разительные изменения в вопросах контроля качества. По данным компании EuroTest, специализирующейся на оснащении дорожников испытательными лабораториями и оборудованием, еще в 2000 году большинство подрядных организаций проводили периодический выборочный контроль качества работ и материалов.
Сегодня политика многих крупных компаний дорожно-строительного комплекса нацелена на создание собственных лабораторий.

Нередко мнение начальника лаборатории или начальника отдела контроля качества становится решающим в ходе строительства или приемки. Сооружение и эксплуатация хорошей дороги требует не только применения современной дорожно-строительной техники, но также специальных приборов и оборудования для контроля качества дорожно-строительных работ и материалов. ФДА «Росавтодор» был принят ряд документов, регламентирующих вопросы контроля качества от «входного контроля материалов и изделий» до «лабораторного обеспечения мониторинга дорожных работ, технологий и материалов».
Сейчас можно с уверенностью сказать, что ни один этап строительства не остается без внимания, не обходится без постоянного всеобъемлющего лабораторного контроля. От проекта до церемонии разрезания «дорожной ленты» пролегают многие «километры» испытаний.

Все начинается с входного контроля, с определения соответствия применяемых материалов существующим стандартам и нормативам.
С ростом автоматизации и механизации производственных процессов возрастает роль лабораторного контроля характеристик исходных материалов и конечной продукции. Так, качество асфальтобетонной смеси зависит не только от качества составляющих компонентов, но и от точного соблюдения технологии ее производства.

Что касается контроля качества работ в процессе их выполнения, то при возросших темпах строительства и повышении требований к мониторингу все более востребованными становятся приборы и оборудование для неразрушающего и экспресс-контроля.
То есть контролирующее оборудование нередко выходит за рамки стационарной лаборатории. Сейчас широко применяются ультразвуковые приборы, позволяющие определять прочность изделия, глубину пролегания арматуры, влажность материалов и пр. Все лаборатории непременно должны пройти аккредитацию, иметь необходимые сертификаты соответствия.

Мнение специалиста

Заместитель главного инженера ЗАО «ВАД» Валерий Анатольевич Борисенко:

– Качество дорог зависит от того, в какой степени соблюдается технологический процесс, насколько соответствуют применяемые материалы проекту, соблюдаются ли строительные нормы. Определить это без многочисленных испытаний и проверок невозможно. Сегодня все крупные компании владеют современными технологиями, укомплектованы хорошей техникой. При должном технологическом контроле мы добиваемся европейского качества наших дорог.

Наличие собственной лаборатории даже для крупной компании является весьма затратной статьей. Требуется не только обновление оборудования, но и периодическая его калибровка, приведение к соответствию нормам и стандартам. Помимо этого лаборатории должны быть укомплектованы штатом квалифицированных сотрудников. Тем не менее содержание собственной службы лабораторного контроля оправдывает себя.

Тревожит другое – ГОСТы, СНиПы, разработанные 20–30 лет назад, безнадежно отстали от жизни, и давно нужны новые, учитывающие требования (материалы, механизмы, технологии) сегодняшнего дня.

Кстати, новая концепция не явилась для нас революционным документом, многое в ней отражает существующее положение дел в дорожно-строительной отрасли. Оснащенность техникой, лабораторным оборудованием, внедрение системы менеджмента качества – сегодня практически все крупные компании выстраивают свою работу в соответствии с этими требованиями. Концепция скорее призвана еще раз акцентировать внимание дорожно-строительных организаций на проблеме качества. Она является неким стимулом для повышения конкурентоспособности и ответственности.

Елена Рачкова

Тел. (812) 328-8754



Реклама на сайте





© Строительство и городское хозяйство в Санкт-Петербурге и Ленинградской области
при использовании материалов сайта ссылка на http://stroygorhoz.ru обязательна