Российским мостам и дорогам – новое качество
От контроля к обеспечению
Вопрос качества российских дорог с каждым годом становится все более
актуальным. Сегодняшний уровень их состояния не отвечает потребностям
экономики страны.
Для исправления ситуации требуется комплексный подход ко всем сложившимся
в отрасли проблемам.
С этой целью Министерством транспорта РФ принята «Концепция обеспечения
качества в дорожном хозяйстве»
Прокомментировать
этот документ мы попросили первого заместителя генерального директора
ЗАО «Институт «Стройпроект» Александра Смирнова.
– Александр Юрьевич, в чем заключается основная идея новой
концепции?
– Значение концепции в том, что она определила ключевое направление,
в котором должна развиваться дорожно-строительная отрасль. Любое транспортное
сооружение может быть признано качественным только тогда, когда оно
удовлетворяет конечного потребителя. Такой подход к определению качества
отражает мировую тенденцию.
Мы должны четко представлять себе не только как будем возводить то или
иное сооружение, но также зачем и почему оно будет именно таким.
К примеру, однажды мне удалось побывать в Португалии и увидеть там великолепную
автомагистраль, связывающую Альгамбру и Лиссабон. Несмотря на то, что
эта дорога построена с применением самых современных технологий и материалов,
почти никто по ней не ездит. Эта платная трасса не востребована в стране
с низким уровнем жизни, нет потока людей, которым необходимо курсировать
между побережьем и столицей. Можно ли назвать такое сооружение качественным?
Кого оно удовлетворяет, кроме самих строителей?
Проблему качества необходимо решать еще на стадии планирования и проектирования.
Насколько транспортное сооружение будет востребовано, экономически оправдано.
Неслучайно наукоуправление говорит, что самые глубокие, непоправимые
ошибки совершаются именно на уровне руководства.
– Как же в соответствии с новым документом предполагается
решать этот вопрос?
– Концепция предлагает как минимум построение систем менеджмента качества
(СМК), соответствующих нормам ИСО серии 9000. На начальном этапе этот
менеджмент можно рассматривать как систему организации и управления
качеством, дополнительную к существующей технологии и общему менеджменту.
Новый документ уже принят Росавтодором, разработан и план мероприятий
по его реализации, рекомендован к применению. Теперь подрядные организации
начнут создавать у себя внутренние системы менеджмента качества. Каждый
будет решать этот вопрос индивидуально. Концепция определила главное
– ориентацию на потребителя. Именно на это должны быть направлены усилия
всех производителей материалов и услуг.
В достижении качества весьма эффективен переход от контроля
к обеспечению. Он возможен на основе комплексного анализа качества
в дорожном хозяйстве, выделения ключевых направлений деятельности, приоритетов
и планирования целевых мероприятий. Наилучшие достижения в этой области
реализуются в высоких технологиях, где измерения и контроль проводятся
на начальных и основных этапах производства. Развитие этого подхода
резко снижает брак и на приемочный контроль остается функция не отбраковки,
а подтверждения качества.
Такой подход позволит существенно повысить прозрачность механизма деятельности
дорожного хозяйства. Его можно будет оценить на основе показателей,
связанных с транспортно-эксплуатационным состоянием сети автомобильных
дорог.
– Какие проблемы отрасли требуют первоочередного решения?
– Во-первых, предлагается изменить систему финансирования.
Годовое планирование себя не оправдывает. Реализация больших проектов
требует времени. Напрямую с этой проблемой связано и низкое качество
проектирования. Инвестиционный цикл проектирования занимает, как правило,
4–5 лет. А в соответствии с сегодняшней системой деньги необходимо освоить
в течение года. Поступают они только в апреле, и уже к декабрю мы должны
выдать готовый результат. Работа в таком режиме качественной быть не
может, поэтому Росавтодор предлагает ввести систему 3-летнего финансирования,
а новая концепция предусматривает перспективное планирование.
Второй
серьезной проблемой является неоправданно растущая стоимость материалов.
Пока нет механизмов государственного регулирования цен. Монополисты
диктуют свои условия, понимая, что щебень или песок невыгодно везти
из других регионов. Также обстоит дело и с металлоконструкциями: в I
квартале 2004 года цены на них повысились в 1,5 раза. Как защитить дорожно-строительный
рынок от произвола поставщиков? К сожалению, сегодня этот процесс не
управляем.
Неизвестно также, как отразится на состоянии рынка новый федеральный
закон о закупке для государственных нужд. Он фактически отменяет предъявление
квалификационных требований к подрядчику, открывая возможности для фирм-однодневок.
Путем демпинга они могут отодвинуть в сторону профессионалов. А каково
будет качество их услуг и материалов, неизвестно.
Серьезные опасения вызывает и грядущая отмена лицензирования.
Наличие лицензии не является гарантом надежности и профессионализма.
Но по каким критериям оценивать фирму? Вероятно, в этом вопросе ведущую
роль должны играть профессиональные союзы, саморегулирующие сообщества.
Однако необходимо выработать механизм, страхующий заказчика от недобросовестных
исполнителей. Возможно, стоит обратиться к зарубежному опыту.
К примеру, существует система, при которой с каждого платежа у подрядчика
удерживается 10% суммы. 5% возвращаются после сдачи объекта, а остальные
остаются в распоряжении заказчика на весь гарантийный срок. Если в течение
него проблем не возникло, деньги полностью возвращаются подрядчику.
В противном случае они могут быть потрачены на ремонт. В любом случае,
необходимо выработать механизм ответственности и контроля.
– Когда же начнется реализация нового документа?
– Она уже началась. К примеру, в Петербурге недавно
была принята своя концепция развития и приведения в нормативное состояние
дорожных сооружений города до 2015 г. Она определила приоритеты именно
с учетом развития транспортной системы города. Сегодня этот документ
является своеобразным генеральным планом, по которому будет развиваться
дорожно-мостовая отрасль. Несомненно, он будет корректироваться, меняться,
но он определил главное – системность и комплексность подхода.
Кстати, в мостостроительном комплексе региона система внутреннего
контроля качества уже работает и дает результаты. На этом рынке
остались только высокопрофессиональные фирмы. Работают не только питерские,
но и иногородние организации. Востребованы те, кто сильнее, кто может
предложить продукт, удовлетворяющий потребителя на 100%. Увеличение
гарантийных сроков также свидетельствует о повышении качества и ответственности
компаний. Изменился и подход к содержанию транспортных сооружений. Сегодня
все больше внимания уделяется грамотной эксплуатации, позволяющей продлить
их жизненный цикл.
Так что сама жизнь диктует концептуально новый подход к повышению качества
российских дорог. Думаю, результаты действия нового документа мы увидим
уже в ближайшем будущем.
Елена Рачкова