Строительство и городское хозяйство в Санкт-Петербурге и Ленинградской области
Новости фирм Выставки Управление инвестиций Об издании Подписка на журнал Новости сайта
№ 89 октябрь 2006
подписка на новости сайта
 
инвестиции
лидеры строительного рынка
районы Петербурга
тендеры
крупные строительные объекты
каталог строительных объектов
информационные статьи
Дороги, мосты, тоннели
Энергосбережение
поиск по сайту  
 

Другие наши издания:

ГРЯДЕТ ОТМЕНА ЛИЦЕНЗИРОВАНИЯ?
Что впереди?

С 1 января 2007 года, согласно федеральному закону от 2 июля 2005 года № 80-ФЗ, лицензирование строительных организаций, осуществляющих проектирование, строительство зданий и сооружений и инженерные изыскания, должно быть упразднено.
Предполагается, что ему на смену придут другие критерии оценки надежности компаний.
Но пока этих критериев нет.
Напомним, что лицензирование строительной деятельности было введено в 1991 году постановлением Правительства Российской Федерации. Цель его – обеспечить безопасные условия проживания, жизнедеятельности человека. Таким образом, была внедрена государственная система защиты интересов граждан.

По данным Федерального лицензионного центра при Росстрое, на российском строительном рынке сегодня работает примерно 189 тысяч лицензированных организаций. И более 12 тысяч индивидуальных предпринимателей.
Это, считают специалисты, говорит в пользу сложившейся системы лицензирования.

В защиту существующего порядка регулирования рынка можно привести тот факт, что по российским СНиПам работают Дания и Норвегия. По нашей схеме лицензирования работает половина Европы, не говоря уже о Востоке.

Система дает всем, кто собирается заниматься тем или иным видом строительной деятельности, четкие представления о требованиях и ответственности. В лицензии же указано все: ИНН, юридический и фактический адрес фирмы, фамилия руководителя, виды работ, которые компания может выполнять.

Единство мнений

Поэтому то, что строительная деятельность оказалась в числе тех, где государство снимает с себя ответственность за качество, результаты труда, безопасность, вызвал у многих профессионалов рынка отрицательную реакцию.

«Мы не сторонники быстрой отмены лицензирования, – говорил в апреле этого года на «круглом столе» «Отмена лицензирования: лучше поздно, чем никогда?» генеральный директор строительной компании «Северный город» Э. Тиктинский. – Надо наработать замещающие механизмы и методики и постепенно их переносить на саморегулируемый уровень». По его словам, замещение обязательного лицензирования, если уж это необходимо сделать, должно быть постепенным.

Еще более определенно высказался против отмены лицензирования генеральный директор ООО «ИСК ВИКИНГ» кандидат педагогических наук действительный член Международной академии информатизации В. Ершов:
«Отменять лицензирование нельзя, наоборот, надо подойти к этому вопросу строже. В строительных организациях должны работать специалисты, минимум – 70% от общего числа. В нашу отрасль нельзя допускать случайных людей, иначе мы рискуем стать жертвами жуликов, которые наспех возведут коробки, продадут горожанам и уедут, оставив граждан высказывать недовольство власти...» (СГХ, № 87).

Не поддерживают отмену лицензирования и петербургские власти.
«Я считаю, что этот шаг недостаточно продуманный и неверный, – говорил в интервью нашему корреспонденту вице-губернатор Санкт-Петербурга А. Вахмистров. – Лицензирование – это как раз тот рычаг, с помощью которого мы можем влиять на качество строительства, его законность и так далее. Ведь когда вы приходите в поликлинику к врачу, вы не просите его показать диплом и лицензию – само собой подразумевается, что если врач работает в поликлинике, он имеет все необходимые документы, а значит, обладает необходимыми знаниями, навыками». (СГХ, № 73)

Вопросами качества строительства и безопасности людей обеспокоен и А. Орт, начальник Службы государственного строительного надзора и экспертизы Санкт-Петербурга, который называет пути решения проблемы:
«Сегодня проверять лицензионные требования на объектах благоустройства и на отделочные работы и им подобных вряд ли нужно. Это должно подтверждаться квалификацией исполнителей, которые руководят работами на стройке. Лицензии надо оставить на ответственные конструкции – на фермы, на балки, перекрытия, на то, что обеспечивает безопасность объекта. От косо наклеенных обоев зависит не устойчивость здания, а имидж фирмы.
В целом же строительный бизнес и его успехи зависят от постепенного перехода к саморегулированию». (СГХ, № 77)

Можно подытожить, что основной довод сторонников лицензирования таков: на строительный рынок после отмены лицензирования сможет выйти любой, кто пожелает.
В расчет не будет приниматься ни опыт, ни наличие средств для ведения строительных работ, ни достаточное количество техники и квалифицированного персонала. А это в конечном итоге
может негативно отразиться на всей отрасли.

Главный элемент

Сторонники отмены лицензирования строительной деятельности приводят в качестве аргумента тот факт, что у риэлтеров это произошло несколько лет назад и ничего страшного не случилось. Хотя многие опасались прихода на рынок продаж недобросовестных продавцов жилья.
На наш взгляд, сравнение не совсем корректно. В случае с риэлтерами можно говорить о финансовой, юридической защищенности людей. А ведь строительная деятельность напрямую связана с обеспечением жизнедеятельности граждан.

Существует мнение, что лицензирование на руку крупным компаниям, основным игрокам на рынке строительства. Но ведь саморегулируемые организации (СРО), которые должны быть созданы и которые должны стать своеобразным гарантом качества строительства, не исключают членства в своих рядах средних и даже небольших фирм.

Ведь главный элемент тактики саморегулирования – создание некоммерческих партнерств, куда будут входить любые добросовестные строительные компании. Контроль качества работ должен осуществляться не директивно, насаждаясь «сверху», а на основании взаимной ответственности строителей перед потребителями и профессиональным сообществом. К сожалению, до сих пор остается неясным, станет ли будущий федеральный закон «О саморегулируемых организациях» единой, «рамочной», конструкцией, описывающей принципы взаимоотношений государства и некоммерческих партнерств. Или же будет необходимо разрабатывать законопроект для каждой отрасли отдельно.

В идеале должна быть выработана такая схема, при которой, пользуясь словами Германа Грефа, «вход на рынок будет стоить три копейки, но ответственность компания должна будет нести на 3 доллара».
Пока существуют два варианта проекта закона о СРО, назовем их условно московским и петербургским, которые должны обеспечить такую ответственность. Оба имеют плюсы и минусы. Предстоит огромная работа согласительной комиссии.
Но когда примут закон – неизвестно, а отмена лицензирования грядет 1 января 2007 г.

На наш взгляд, по всем объективным показателям время отмены лицензирования еще не пришло. Однако принимать решение о переносе сроков начала реализации нормы закона могут не строители и не представители исполнительной власти, а сами законотворцы. А они с этим не спешат.

Впрочем, о том, что думают по этому поводу сами участники строительного процесса, читайте ниже.

Сергей Велень



Реклама на сайте





© Строительство и городское хозяйство в Санкт-Петербурге и Ленинградской области
при использовании материалов сайта ссылка на http://stroygorhoz.ru обязательна