Балтика - «особо чувствительный морской район»?
Активизация
российских транспортных операций на Балтике вызывает обеспокоенность
стран – членов Евросоюза, которые собираются противодействовать этому
путем ужесточения механизмов экологического контроля.
О проблемах мониторинга акватории Балтийского моря и международном
сотрудничестве в области обеспечения экологической безопасности на Балтике
рассказывает заместитель директора по научной работе ГУП НИИ Космоаэрогеологических
методов доктор географических наук Сергей Викторов.
Больше нефти – больше риска
В последние годы в восточной части Финского залива отмечается существенный
рост морских перевозок различных грузов, в том числе нефти и нефтепродуктов,
обусловленный развитием существующих терминалов, строительством новых
нефтяных портов и Балтийской трубопроводной системы – БТС. Если в 1987
году через все российские порты Финского залива проходило менее 20 млн
т нефтепродуктов, то в 2003 году – уже 77 млн т.
Увеличение количества судозаходов танкерного флота означает увеличение
рисков аварий судов и аварийных разливов нефтепродуктов, особенно в
условиях ледового плавания. Отсюда следует необходимость активизации
работ, направленных на развертывание систем экологического контроля
за состоянием моря.
Систематического мониторинга пока нет
Важнейшей частью системы экологического контроля является спутниковый
мониторинг портовых комплексов, прилегающих к ним береговых зон и судоходных
трасс. К сожалению, пока возможности спутниковых систем наблюдения для
данных целей используются неудовлетворительно. Россия единственная из
стран Балтийского региона не проводит систематические авиационные наблюдения
морской и прибрежной среды.
Наука подготовила решение
В НИИКАМ разработана комплексная система спутникового и авиационного
мониторинга портовых комплексов, прилегающих к ним береговых зон и судоходных
трасс с возможностью ее совмещения с существующими региональными системами
управления движения судов (СУДС). Несомненно, что такая аэрокосмическая
система должна строиться на базе широкой международной кооперации.
Еще в 2003 году администрация Петербурга внесла разработанный учеными
Северной столицы проект Соглашения о создании международной системы
специализированного спутникового мониторинга портовых комплексов, прилегающих
к ним береговых зон и судоходных трасс Балтийского моря на рассмотрение
органов Евро-Азиатского транспортного союза, МПР РФ и Минтранса, ХЕЛКОМ.
Однако в министерствах данный аналитический материал так и не был рассмотрен.
Международные организации примут ограничения
Надо признать, что за 30 лет работы Хельсинкской комиссии (ХЕЛКОМ)
экологическая ситуация на Балтике значительно улучшилась. За это время
с участием российских специалистов были разработаны сотни рекомендаций
по очистке вод, по допустимой концентрации вредных веществ, по мониторингу
и т. д. Однако с мая 2004 года общая ситуация в ХЕЛКОМ несколько изменилась,
все участники Комиссии, кроме РФ, стали членами Евросоюза. Это значит,
что экологические нормы и стандарты, действующие на территории ЕС, теперь
будут «продвигаться» и в документы ХЕЛКОМ.
Еще большее беспокойство вызывает позиция Международной морской организации.
На 51-м заседании Комитета по охране морской окружающей среды 2 апреля
2004 года в предварительном порядке принято решение о придании Балтийскому
морю статуса «особо чувствительного морского района» (Particularly Sensitive
Sea Area). Потенциально это серьезный удар по расширению российского
присутствия в секторе перевозок по Балтике нефти и нефтепродуктов.
Уточнения и разъяснения к этому решению предполагается выработать в
течение года. При неблагоприятном развитии событий это решение будет
служить основанием для ограничения морских перевозок, что нанесет существенный
экономический ущерб нашей стране. Ранее такой статус никогда не применялся
к столь крупным объектам, как целое море, и к тому же к столь экономически
значимым.
Экологическая безопасность: необходимы федеральные законы
В
условиях усиливающегося международного прессинга проблема обеспечения
экологической безопасности морских перевозок должна стать составной
частью федеральных программ. Необходима разработка федерального законодательства
в области охраны, использования и интегрированного управления береговыми
зонами РФ.
Безотлагательной задачей является организация всепогодного спутникового
мониторинга портовых комплексов, прилегающих к ним береговых зон и грузонапряженных
судоходных трасс Балтийского моря.
Сейчас делается первый шаг в этом направлении – создание специализированного
центра спутникового мониторинга объектов морского транспорта на базе
Арктического и антарктического НИИ (ААНИИ) в кооперации с другими петербургскими
учреждениями.
В последнее время в РФ и других странах региона Балтийского моря проведены
мероприятия, направленные на повышение безопасности перевозок нефтепродуктов
морским транспортом и на более активное реагирование на аварийные разливы
нефти.
Приморск: загрязнений нет
За три года эксплуатации порта Приморск Балтийской спецморинспекцией
не зафиксировано ни одного случая загрязнения вод. Это подтверждает,
что используемые здесь технологии предотвращения аварий и загрязнений
не уступают лучшим мировым достижениям в этой сфере. В порту Приморск
в обязательном порядке используется двойная боновая защита от загрязнений,
строго проверяется чистота балластных вод, создано специальное хорошо
оснащенное подразделение, отвечающее за сбор нефтепродуктов с акватории
порта в аварийных ситуациях.
Специалисты при этом отмечают рост национальных и локальных сил реагирования
на разливы нефтепродуктов. Однако вызывает беспокойство отсутствие единого
плана ликвидации аварийных разливов нефтепродуктов для всей акватории
Балтийского моря.
Наталья Дмитриева
One can notice a significant increase of sea shipping of different
cargoes in the Eastern part of Finish Bay, including oil and oil
products.
That is why a number of actions to stir up ecology control systems
of the sea were carried out.
NIIKAM Research Institute worked out a system of satellite and
aviation monitoring of port complexes, neighboring costal zones
and navigation canals, including a possibility to combine them
with existing regional systems of ship navigation (SUDS) control.
There is no doubt that this kind of aerospace system has to be
built on the basis of widespread international cooperation.
While there is an increase of national and local protest against
overflow of oil products, we feel worry over the absence of a
unified plan to liquidate emergency overflow of oil all over the
area of Baltic Sea.
In 2003 the St-Petersburg Administration offered a project, worked
out by scientists of the Northern capital. This project concerns
an Agreement to create an International system of specialized
satellite monitoring of port complexes, nearby coastal zones and
navigating tracks of the Baltic Sea to be considered by Europe-Asia
transport Union, Ministries of RF, Ministry of Transport and HELCOM.
However, this analytical offer was not examined in ministries
up to now. |