Морской бизнес Северо-запада
 
сентябрь 2004
информация об издании
информация об издании
Порты Санкт-Петербурга
Порты Ленинградской области
Порты Северо-Запада
Терминальные комплексы
Судостроение, судоремонт
Современные технологии
Гидротехнические сооружения
Экология
Строительство и городское хозяйство



ИМПЕРАТИВ СТРАТЕГИИ - БЕЗОПАСНОСТЬ

Стратегической тенденцией развития мировой нефтегазовой индустрии является переход к освоению ресурсов морского дна. Разработанная учеными ГНИНГИ МО РФ в сотрудничестве с рядом ведущих предприятий страны, входящих в состав Ассоциации «Морские технологии и безопасность», комплексная система обеспечения безопасности придает высокую инвестиционную привлекательность проектам на российском континентальном шельфе.

О разработках российских ученых, обеспечивающих эффективное освоение нефтегазовых шельфовых проектов, рассказывает профессор А. Н. Добротворский – заместитель начальника ГНИНГИ МО РФ.

– Александр Николаевич, опыт работ многих стран на морских нефтегазовых месторождениях насчитывает несколько десятилетий. Там созданы инфраструктура и соответствующие технологии. Для России это дело новое. Насколько реально решение этой важнейшей проблемы?
– В ближайшие десятилетия нефть и газ останутся доминирующими энергоносителями: по прогнозам на их долю к 2030 году будет приходиться до 70% производимой энергии.
Освоение углеводородного потенциала континентального шельфа для России является необходимым условием обеспечения энергетической независимости страны и возможности проведения активной внутренней и внешней политики.
Это положение закреплено в «Морской доктрине Российской Федерации на период до 2020 г.».

– Но реализация шельфовых проектов невозможна без крупных инвестиций...
– Реализация шельфовых проектов невозможна без привлечения очень крупных инвестиций. Известно, что в период до 2030–40 гг. необходимо привлечь до $130 млрд.
Это непростая задача. Но если требуемые параметры будут обеспечены, то уже к 2015 году на российском шельфе может добываться до 10% нефти и 35% газа от общего объема мировой добычи.

– Кто может выступить инвестором в данных проектах?
– Столь высокие параметры могут быть обеспечены только международными финансовыми институтами – банками, финансово-промышленными объединениями. Но для этого нужно обеспечить необходимый уровень безопасности.
Реализация морских нефтегазовых проектов считается одной из наиболее опасных областей человеческой деятельности, ущерб от крупных аварий и катастроф в ней достигает $100– 10 000 млн.
При этом на российском шельфе риски освоения месторождений выше, чем в других районах Мирового океана из-за исключительно сложных природно-климатических условий и необходимости использования уникального оборудования и технологий.
Уровень рисков (под рисками в данном случае понимается вероятность возникновения нештатной ситуации, помноженная на ее потенциальные последствия) в значительной степени определяет инвестиционную привлекательность проектов.
Европейские правила в сфере обеспечения безопасности предусматривают создание системы сквозной комплексной оценки рисков и управления ими на всех этапах реализации проекта: от концептуального проектирования до утилизации объекта. Если такая система не создана, то банки, инвестиционные и страховые компании неохотно и с большой осторожностью рассматривают возможность своего участия в конкретном нефтегазовом проекте.

– Возможно ли создание систем управления рисками?
– Задача освоения шельфовых месторождений в значительной степени зависит от наличия системы, регламентирующей морскую деятельность с позиций безопасности. И такая система, призванная минимизировать риски, обеспечить соблюдение современных требований по обеспечению экологической и промышленной безопасности, демпфировать другие составляющие общей угрозы безопасности, создать финансовый ресурс для устранения последствий аварий и катастроф, нами разработана.
Комплексная система обеспечения безопасности (КСБ) – это сбалансированная совокупность нормативных положений, проектных, технических и организационных решений и практических мероприятий, обеспечивающих сквозную оценку и управление рисками на всех этапах освоения нефтегазовых месторождений континентального шельфа России.

– Вами разработан некий обобщенный вариант КСБ, предполагающий ее настройку на каждый проект?
– Действительно, разработан инвариантный облик системы, при реализации конкретного проекта осуществляется так называемая объектовая настройка КСБ, учитывающая его конкретное местоположение, природно-климатические условия, потенциальные запасы сырья и т. д.
Сегодня ведется работа по подготовке нормативно-правовых актов в сфере КСБ, начата практическая реализация системы на региональном, отраслевом и объектовом уровнях.
Подчеркну, что это не абстрактные рассуждения, это совершенно понятный и конкретный комплекс мероприятий, обеспечивающих снижение потенциального ущерба на каждом этапе до разумно осуществимого уровня, благодаря чему достигается устойчивое равновесие между безопасностью, функциональными возможностями и стоимостью объекта.

– Как обеспечивается участие российских предприятий в нефтегазовых проектах?
– Руководители ряда крупнейших российских компаний считают, что эффективным механизмом осуществления инвестиционного процесса может быть режим СРП, предусматривающий 70-процентное участие российских предприятий.
Мы вышли на практическое решение задачи: уровень безопасности должен поддерживать инвестиционную привлекательность этих проектов, а одним из механизмов привлечения средств является режим соглашения о разделе продукции.
Предприятия широкого спектра деятельности (проектирование, мониторинг обстановки, производство и поставка оборудования) получают возможность участвовать в нефтегазовых проектах.

Эффект от внедрения КСБ:
• минимизация рисков возникновения аварийных и внештатных ситуаций;
• повышение эффективности и степени участия российских подрядчиков в работах по освоению морских месторождений, в том числе на условиях СРП;
• повышение инвестиционной привлекательности проектов освоения нефтегазовых месторождений на континентальном шельфе России;
• координация деятельности государственных учреждений, органов государственного контроля, администрации субъектов федерации, специализированных экологических подразделений компаний, осуществляющих добычу и транспортировку углеводородов на морских акваториях;
• создание системы страхования, обеспечивающей максимально полное возмещение затрат на ликвидацию последствий аварий и катастроф;
• снижение технологической зависимости России при освоении шельфовых месторождений и морской транспортировке углеводородов;
• создание принципиально новых условий для развития высокотехнологичных отраслей промышленности России.

Беседовала Светлана Соснова

СПб, Кожевенная линия, д. 41
Тел./факс +7 812 322-2113
E-mail:

Developing of hydrocarbon potentials of continental shelf is a strategic aim of Russia, a necessary condition of its economic independence.
Science investigators of GNINGI MO of Russian Federation have worked out a complex system to provide security and high investment attractiveness of shelf oil-and-gas projects.
Practical realization of this complex security system will make it possible to minimize risks, guarantee following of all modern requirements to ecology and industrial security, dump constituents of general danger and create financial resource to avoid consequences of accidents and disasters.

It is well known that in the period up to 2030–2040 we have to up to $ 130 billions investments. This is not a simple task. But if the required conditions will be provided, then up to 10% of oil and up to 35% of gas of total volume of the world output may be mined on Russian shelf to 2015.
Nowadays a definite work is being carried out to prepare normative and legal statements in the KSB sphere as well as practical realization of the system on the branch, regional and object levels.
The mode of SRP, making provision for 70% of Russian enterprises participation, may be an effective mechanism for realization of the investigation process.


поиск по сайту

 



© Строительство и городское хозяйство в Санкт-Петербурге и Ленинградской области
при использовании материалов сайта ссылка на http://stroygorhoz.ru обязательна

e-mail: