300 лет Флагману российского судостроения
Санкт-Петербург строился не только как новая столица Российской империи,
но и как мощный форпост государства на Балтике. Петр I отвел основополагающую
роль в создании флота Адмиралтейским верфям, которые по замыслу императора
должны были стать крупнейшим судостроительным предприятием. И его ожидания
со временем полностью оправдались.
Переходный период
Экономические реформы 1990-х гг. прошлого века не могли не отразиться
на отечественном судостроении, оказавшемся в критическом положении.
Перед Адмиралтейскими верфями встали вопросы конверсии. Рассматривался
даже вариант работы в сфере коммерческого домостроения. Кроме того,
стало очевидно, что без квалифицированного персонала, современной технологической
базы, использования самых передовых информационных технологий в проектировании
и управлении, а также серьезной социальной поддержки работников крупное
судостроительное предприятие столкнется со значительными трудностями.
Новые ориентиры
Для перспективного развития предприятия руководство выделило два основных
фактора: повышение конкурентоспособности строящихся заказов и реформирование
верфи в высокоорганизованную фирму с сохранением производственного и
кадрового потенциала.
Приоритетными направлениями выбранного курса стало развитие собственной
конструкторско-технологической базы, а также внедрение современных информационно-компьютерных
технологий управления производством и системы качества предприятия,
соответствующей международному стандарту ISO 9002.
Организация производства
Среди главных составляющих по совершенствованию подготовки и организации
производства были определены прежде всего увеличение использования САПР
и наработка баз данных по создаваемым проектам с унификацией применяемых
конструкторских решений. Важную роль сыграло усовершенствование технологии
изготовления и сборки конструкций, а также системы материально-технического
обеспечения и финансирования постройки судов за счет использования информационных
технологий. Было внедрено номенклатурно-календарное планирование на
базе полученной в ОСАПР информации. Современная система учета трудозатрат
и прогрессивных форм оплаты труда стимулировала выполнение работы в
намеченные сроки.
Результат – налицо
Выполнение мероприятий по плану технического перевооружения верфи
обеспечило модификацию мощности, улучшение технологий производства,
организацию рабочих мест. Реализация данных задач позволила значительно
сократить сроки постройки судов без привлечения средств, необходимых
для технической реконструкции предприятия.
Сегодня производственные мощности предприятия – это два открытых наклонных
стапеля, пять крытых эллингов и два плавучих дока, что позволяет строить
первоклассные суда дедвейтом до 70 тысяч тонн.
Новые проекты и направления
Генеральным направлением работы ФГУП «Адмиралтейские верфи» является
производство, модернизация и проектирование судов гражданского назначения
различных типов.
Сегодня надводное судостроение верфи направлено прежде всего на строительство
танкерного флота.
Основной гражданской продукцией первоначально стали танкеры – продуктовозы
дедвейтом 28,4 тыс. тонн (проект 15 966). В 1994 году передано заказчику
первое из семи судов серии танкеров «Пулково». В 1997 году предприятие
приступило к строительству танкеров ледового класса дедвейтом 20 тыс.
тонн (проект 20 070), имеющим двойной корпус и способным преодолевать
сплошной лед толщиной 0,5 метра со скоростью 1,5–2 узла.
Танкеры арктического плавания, построенные на «Адмиралтейских верфях»,
могут перевезти до четырех сортов различных грузов, причем без ледокольного
обеспечения при работе на Северном морском пути. За последние годы на
верфи построены пять судов для нефтяной компании ОАО «Лукойл-Арктик-Танкер»:
«Астрахань», «Магас», «Калининград», «Саратов», «Усинск».
По заказу ОАО «Совкомфлот» предприятие строит в настоящее время серию
танкеров-продуктовозов дедвейтом около 47 тыс. тонн (проект 05-55).
Военный заказ
Верфи последовательно сохраняют специализацию в области подводного
кораблестроения и производства морской техники. Кроме того,
вместе с командованием Северного флота предприятие поддерживает в эксплуатации
все ранее построенные корабли.
В глубины океана
Дополнительным направлением работы верфи является создание
глубоководных аппаратов. Первый российский глубоководный аппарат
третьего поколения «Русь» с глубиной погружения 6 тыс. метров сегодня
проходит модернизацию, с учетом практики спасения экипажей с аварийных
подводных лодок. Завершается строительство аналогичного аппарата «Консул»
для Министерства природных ресурсов РФ в целях добычи руд со дна океана.
В содружестве с наукой
ФГУП «Адмиралтейские верфи» уделяют большое внимание развитию связей
науки и производства. Учитывая исторически сложившуюся роль Санкт-Петербурга
как центра судостроительной науки России, руководство предприятия помогает
сохранять и развивать деятельность научно-исследовательских и конструкторских
предприятий отрасли.
Адмиралтейские верфи, участвующие в Научно-техническом обществе судостроителей
имени академика А. Н. Крылова, совместно с ФГУП ЦКБМТ «Рубин», ФГУП
ЦНИИ КМ «Прометей», ЦНИИ им. академика А. Н. Крылова и рядом других
организаций, реализуют конкретные планы развития отечественной судостроительной
науки. В Ассоциации судостроителей Санкт-Петербурга, объединяющих с
1992 года более 25 промышленных, научных и конструкторских судостроительных
предприятий региона, генеральный директор ФГУП «Адмиралтейские верфи»
Владимир Александров является президентом -председателем наблюдательного
совета.
За 300-летнюю историю на стапелях верфи построено свыше двух
тысяч судов и кораблей. Среди них 298 атомных и дизель-электрических
подводных лодок, 48 танкеров, 17 ледоколов.
Подготовил Сергей Шумкин
Тел. (812) 318-5423,
факс (812) 117-1371
During almost 300 years operating, over 2,000 ships of many
types were constructed at the Shipyard. Those include 298 nuclear
and diesel-electric submarines, 48 tankers and 17 ice-breakers.
Today the enterprise has at its disposal two open stocks, five
slipways with roofs and two floating docks which enable construction
of first-class ships up to 70,000 tones deadweight. Among of priorities
of Admiralty Shipyard are building, modernization and design of
different types of commercial vessels.
The enterprise is currently working on contract from “Sevcomflot”
JSC for construction of a family of tankers for food transportation
47 tones deadweight.
The shipyard is also involved in building of deep submercibles.
The first third generation deep submercible “Russ” capable of
diving 6,000 meters is being currently modernized to fit the latest
requirements of crew safety. |