Морской бизнес Северо-запада
 
сентябрь 2004
информация об издании
Порты Санкт-Петербурга
Порты Ленинградской области
Порты Северо-Запада
Терминальные комплексы
Судостроение, судоремонт
Современные технологии
Гидротехнические сооружения
Экология
Строительство и городское хозяйство

 



«ВЫСОЦК– ЛУКОЙЛ-II»: экспорт нефтепродуктов, основанный на взаимовыгодной основе

Ввод в эксплуатацию распределительно-перевалочного комплекса (РПК) нефтепродуктов «Высоцк–Лукойл-II» позволит в значительной степени снизить зависимость отечественного экспорта нефти и нефтепродуктов от ранее входивших в состав СССР Прибалтийских стран.

Стоимость этой зависимости составляет почти треть экспортной цены на нефть. Реализация проекта полностью вписывается в экономическую политику Северо-Запада России и стратегию развития Ленинградской области как крупного транзитного центра, связывающего Россию с Европой и США.
С учетом экономической и стратегической значимости объекта для компании «Лукойл» и Северо-Западного региона в целом строительство идет ускоренными темпами. За два года была построена и 16 июня 2004 года сдана в эксплуатацию первая очередь терминала мощностью 4,7 млн т в год. Полным ходом идет работа по подготовке к эксплуатации второй очереди, которая позволит выйти на проектную мощность около 12 млн т нефти и нефтепродуктов в год.
Номенклатура переваливаемых продуктов:
• первая очередь – нефть, мазут;
• всего РПК – нефть, мазут, дизельное топливо, бензин.
Через терминал в Высоцке компания «Лукойл» планирует осуществлять поставки нефтепродуктов на свои автозаправочные станции в США.

На церемонии закладки камня на месте будущего терминала, которая состоялась 28 июня 2002 года, президент компании «Лукойл» Вагит Алекперов подчеркнул, что новый терминал в Высоцке позволит экономить на каждой тонне экспортной продукции от 5 до 7 долларов.

Строительство РПК на о. Высоцк под Выборгом на условиях «под ключ» ведет ЗАО «ЛУКОЙЛ–Нефтегазстрой» совместно с американской инжиниринговой компанией FLUOR CORPORATION. Общая площадь будущего терминала около 130 га, в настоящее время занято около 90 га.
В проекте предусмотрено два причала, один из которых запущен в эксплуатацию и может принимать до 175 судов в год. Пока к терминалу могут швартоваться танкеры дедвейтом 20 тыс. тонн. По завершении дноуглубительных работ к причалам смогут подходить суда дедвейтом до 50 тыс. тонн, после выхода терминала на проектную мощность –
суда дедвейтом 80 тыс. тонн.

Нефть и нефтепродукты поступают на РПК в основном по железной дороге. В летний период предусмотрена доставка мазута танкерами типа «река–море» дедвейтом 6 тыс. тонн. Слив продуктов будет осуществляться на двусторонней эстакаде – по 36 вагонов с каждой стороны.
На терминале для хранения нефтепродуктов планируется по технологии «стакан в стакане» построить 17 резервуаров емкостью по 20 тыс. м3 . Емкости имеют двойные стены, исключающие протечки, и стоят на поддонах, предохраняющих почву и грунтовые воды. РПК в Высоцке станет единственным пока в России нефтеперевалочным комплексом, имеющим такой большой по объему резервуарный парк, выполненный в двухстенном варианте, что обеспечивает дополнительную степень защиты от аварийных розливов нефти и сокращает в 1,5 раза занимаемую ими площадь.
В настоящее время в эксплуатации 8 резервуаров, работает одна из двух сливных железнодорожных эстакад, оборудованная бетонными лотками, исключающими случайное попадание нефтепродуктов в почву.

При строительстве терминала «ЛУКОЙЛ» предпринял беспрецедентные меры по охране окружающей среды. Министерство природных ресурсов РФ, изучив проектную документацию, дало положительное заключение и признало проект отвечающим требованиям российского законодательства в области охраны окружающей среды и природных ресурсов. За соблюдением международных экологических норм при строительстве терминала наблюдают зарубежные экологические организации из соседних стран Балтии.
Терминал оборудован современными системами для очистки сточных вод. После очистки часть воды используется для производственных нужд, часть очищается до параметров, разрешенных для сброса в водоемы высшей рыбохозяйственной категории, и возвращается в Финский залив.
Противопожарные меры включают в себя системы орошения резервуаров, установки пенотушения и водяную завесу на причальных сооружениях. По техническому оснащению и мерам защиты окружающей среды РПК «ЛУКОЙЛ» входит в число самых экологически защищенных портов мира.

На терминале построена 104-метровая башня для размещения системы управления движением судов. Локальная навигационная система РПК является составной частью СУДС всего Финского залива. Предусмотрена лазерная швартовка судов, которая гарантирует точность всех передвижений в акватории терминала. Современное навигационное оборудование позволит РПК войти в глобальную морскую систему спасения и бедствия.
Технологический флот терминала, состоящий из 5 судов, включая нефтесборщики, 4,8 км заградительных бонов и 25 скиммеров, позволит быстро локализовать и устранить любые аварийные розливы нефтепродуктов. В акватории терминала постоянно дежурит буксир.

РПК «Высоцк–Лукойл-II» будет принимать только суда, оборудованные системой возврата газов, имеющие двойной корпус, изолированные системы для балластных вод и груза и современное навигационное оборудование.
Компания «Лукойл» на возвратной основе финансирует работы на ряде объектов, являющихся федеральной собственностью. После проведения дноуглубительных работ (общая стоимость около 38 млн евро) в федеральную собственность будут возвращены: прилегающая акватория, судоходный путь длиной 40 миль, искусственная дамба от о. Высоцк до о. Детинец, современная система управления движением судов и безопасности навигации. По такой же схеме в рамках проекта строится ряд железнодорожных объектов, в частности обход Выборга, который позволит вывести со станции города составы с опасными грузами, следующие в угольный порт Высоцк.

Финансирование строительства идет из нескольких источников, включая кредит американского частного инвестиционного фонда HBK Fund в размере $225 млн сроком на 12 лет. Гарантом по кредиту в размере $130 млн выступило государственное агентство США по страхованию частных инвестиций за рубежом OPIC–OVERSEAS PRIVATE INVESTMENT CORPORATION. Организатор финансирования – банк «Кредит Сюисс Ферст Бостон» дал гарантию в размере $75 млн.
«ЛУКОЙЛ» впервые привлек кредитные средства на столь длинный период. Со своей стороны ОPIC впервые в своей практике профинансировал проект, в котором 100% акционерного капитала принадлежит российской компании.

Сейчас управление РПК осуществляет одноименная компания «РПК Высоцк–Лукойл-II». С начала сентября через терминал было перевалено более 350 тыс. т нефти и более 200 тыс. т вакуумного газойля. Ежедневно терминал принимает до 3 железнодорожных составов с нефтью. На терминале работают более 400 человек рабочих и служащих. Параллельно продолжается строительство второй очереди терминала.
ОАО «РПК–Высоцк–ЛУКОЙЛ-II» зарегистрировано в Ленинградской области. Ожидается, что в 2005 году компания внесет в местный бюджет более 100 млн рублей налоговых платежей.

Подготовлено по материалам пресс-службы компании «Лукойл» Ирина Бодина

Putting into operation the distribution and trans-shipment complex (RPK) of oil products called “Vysotck–LUKOIL-II” will make it possible to significantly decrease the dependence of Russian export of oil and oil products upon the former Baltic republics now Baltic independent states.
Realizing of this project completely fits into the economic policy of North-West of Russia and the strategy of Leningrad region development as a major transit center, connecting Russia with Europe and the USA.
One hundred per cent of RPK actions belong to LUKOIL company.

The first stage of the terminal building was completed in two years and was put into operation on June 16, 2004.
The capacity of the terminal is 4,7 mln tons per year. Putting into exploitation the second stage will make it possible to achieve the project capacity of about 12 mln tons yearly.
The erection of RPK in a turnkey condition is carried out by LUKOIL Neftegazstroy joint company together with American engeneering company FLUOR CORPORATION.
The project provides for two moorages, one of them is completed and is ready can take 175 ships a year.
After finishing the dredging works the moorages will be capable to take ships with deadweight up to 50 thousand tons, and after the completion of the project – up to 80 thousand tons.
RPK is the only Russian oil trans-shipping complex with so great reservoir park, constructed in a two-wall version.


поиск по сайту

 



© Строительство и городское хозяйство в Санкт-Петербурге и Ленинградской области
при использовании материалов сайта ссылка на http://stroygorhoz.ru обязательна

e-mail: