Морской бизнес Северо-запада
 
сентябрь 2004
информация об издании
Порты Санкт-Петербурга
Порты Ленинградской области
Порты Северо-Запада
Терминальные комплексы
Судостроение, судоремонт
Современные технологии
Гидротехнические сооружения
Экология
Строительство и городское хозяйство

 



Бункерный бизнес выходит из «тени»

Доля «серых» бункеровщиков в объеме продаж бункерного топлива в акватории Петербурга оценивается на уровне 40%. Один из способов повышения качества и легальности этого бизнеса – разработка Регламента осуществления погрузочно-разгрузочной деятельности в отношении нефтепродуктов.

Планируется довести объем бункерных услуг в порту до 2,4 млн тонн в год.

О развитии бункерного бизнеса в порту Санкт-Петербург рассказывает генеральный директор ОАО «ЛенморНИИпроект» Николай Сидоренко.

– Весной 2004 года Нефтяной клуб Санкт-Петербурга обратился к городской администрации с предложением разработать Регламент осуществления бункерной деятельности. Наш институт поддержал эту идею, которая логично вытекает из принятия федерального закона о техническом регулировании. Сейчас мы пытаемся состыковать позиции всех заинтересованных сторон.

Замечу, что разработкой технических требований к бункеровке институт начал заниматься еще в 2003 году, получив соответствующее задание от городского Комитета экономического развития, промышленной политики и торговли. К сожалению, бункеровка, являющаяся неотъемлемой частью портовой инфраструктуры, не имеет даже четкого определения.
Важность принятия Регламента, то есть единых правил для всех бункеровщиков, признана и руководством МЧС. В такой деятельности, как заправка судов топливом, регламентироваться должны технические и экологические требования, требования промышленной безопасности и т. д.

Первым шагом в этом направлении станет разработка регионального регламента. Дискуссия по этому вопросу проходит в рамках секции портового развития, созданной при Морском совете при губернаторе.

Рынок бункерных услуг в 2004 году (по данным «ББК»)
ООО «Балтийская бункерная компания» – 21%
ОАО «ЭКО «Феникс Холдинг» – 16%
ООО «Контур СПб» – 12%
ООО «ЛУКОЙЛ-Нева» – 11%
ООО «Невский мазут» – 8%
Прочие – 32%

Цена вопроса

Надо иметь в виду, что число судозаходов в порт Петербурга растет, опережая прогнозы. Цена вопроса «где будут заправляться суда – в иностранном порту или у нас?» становится весьма существенной.
В большинстве случаев в иностранных портах, расположенных на Балтике, используется топливо, произведенное из российской нефти и нефтепродуктов. Естественно, что за границей оно дороже, однако многие иностранные суда предпочитают заправляться в том же Порвоо или Вентспилсе.
Причин этому несколько: недостаточный уровень сервиса в российских портах, плохое качество топлива. Этими недостатками страдают в основном «серые» бункеровщики, но они портят имидж всему российскому бункерному бизнесу.

По оценке нашего института, высокий уровень бункерных услуг по части экологической безопасности и качества топлива в Петербургском порту предоставляет Петербургский нефтяной терминал в лице ООО «Балтийская Бункерная компания».
Среди более мелких операторов качеством топлива выделяются компании ООО «ЛУКОЙЛ-Нева» и ОАО «ЭКО «Феникс Холдинг». Всего же только официальных бункеровщиков в порту работает около 20.
Не дремлют и «нелегалы», готовые заправлять суда на любом маленьком непригодном для этих целей причале, куда подгоняют большегрузные автомобили с топливом сомнительного качества, но по низкой цене. Замечу, что в сферу деятельности бункерных компаний входит не только заправка судов, но слив балластных вод, шипшандерские услуги.

Растет интерес к бункеровочной деятельности

В первоначальной генеральной схеме Большого порта Санкт-Петербург должного внимания бункерному бизнесу не уделялось, сейчас мы собираемся развить это направление. К 1,2 млн тонн, которые есть у ПТН, планируется прибавить еще столько же и довести объем бункерных услуг в порту до 2,4 млн тонн в год.
Сколько бункерных компаний должны работать в порту, сказать трудно, однако, несомненно, необходимо присутствие 2–3 базовых операторов.
В Европе основной объем бункерных услуг оказывают 2–3 транснациональные компании, что не мешает работать в этом бизнесе и небольшим частным фирмам.
Сейчас на весь Большой порт Санкт-Петербург приходится лишь одна крупная бункерная база, принадлежащая ПНТ. Именно здесь происходит процесс блендинга – смешивания поступающего с НПЗ топлива с различными добавками, делающими это топливо судовым.
Нашим институтом спроектирована бункерная база для порта Приморск, идет разработка проекта для порта Усть-Луга. Небольшую бункерную базу на «Северной верфи» имеет компания «Феникс». И это все.
Вторая крупная бункерная база в порту Петербург может появиться в 2007 году. В настоящее время институт разрабатывает проект терминала для бункерных операций по заказу компании «Трансбункер» и Кировского завода.
ТЭО проекта мы намерены закончить в сентябре. Терминал планируется разместить на территории завода, на месте старого хранилища ГСМ. Территория к строительству уже подготовлена.
При благоприятном стечении обстоятельств первая очередь терминала емкостью 12 тыс. куб. м может быть построена к концу 2005 года, вторая очередь позволит увеличить емкостной парк до 50 тыс. куб. м единовременного хранения (с учетом потребностей самого Кировского завода).
Чтобы быть конкурентоспособными, бункерные базы, помимо собственных, должны иметь независимые лаборатории, как принято по международным стандартам. Только в этом случае можно рассчитывать на сотрудничество с крупнейшими судовладельцами мира.
Об интересе к бункерному бизнесу свидетельствует большое количество заказов, поступающих в наш институт на сертификацию причалов в качестве нефтеналивных.

Тел. (812) 103-4010

Russian bunkering business in the whole suffers due to unsatisfactory service and poor quality of fuel supplied by “grey” fuelers.
One of the ways to increase the quality and to legalize bunkering business is development of Regulations for oil products loading and unloading activities.

Regional Regulations are being developed by Section of Port Development, established at Marine Council under the authority of the Governor of Saint Petersburg.

It is planned to develop bunkering business and increase volume of bunkering services from 1.2 to 2.4 mln tons per year, says Nikolay Sidorenko, Director General, PC LenMorNiiproekt.

Right now the port has only one large bunkering base, owned by Saint Petersburg oil terminal.
The next one can be created in 2007. This is a joint project of Transbunker Company and Kirovsky Plant.
The terminal is planned to be situated on the plant territory on the site of former combustive – lubricating materials storage.

The future bunker business enjoys a lot of acquirements and orders coming to our institute to register moorages as oil tankers.


поиск по сайту

 



© Строительство и городское хозяйство в Санкт-Петербурге и Ленинградской области
при использовании материалов сайта ссылка на http://stroygorhoz.ru обязательна

e-mail: