Морской бизнес Северо-запада
 
сентябрь 2004
информация об издании
информация об издании
Порты Санкт-Петербурга
Порты Ленинградской области
Порты Северо-Запада
Терминальные комплексы
Судостроение, судоремонт
Современные технологии
Гидротехнические сооружения
Экология
Строительство и городское хозяйство



Ворота в Арктику открываются в Архангельске

Крупнейший на севере России морской портт Архангельск основан более 420 лет назад в устье реки Северная Двина, впадающей в Белое море. Порт называют "Воротами в Арктику", через него проходят транзитные грузы из Европы в страны Дальнего, Среднего и Ближнего Востока.
Архангельск - порт круглогодичной навигации. С декабря до конца апреля проводка судов осуществляется ледоколами.

Судам есть где развернуться…

Архангельский морской порт принимает суда с осадкой до 9,2 метров, длиной до 175 метров. В порту 151 причал, из них 31 причал принадлежит предприятиям лесной промышленности, 22 – Морскому торговому порту, 6 – речному порту, 2 – рыбному. Тремя причалами владеет ОАО «НК «Роснефть» – Архангельскнефтепродукт», 87 остальных принадлежат другим организациям.

…Но грузообороты упали

В 2003 году грузооборот порта составил около 3 млн 80 тыс тонн, из них около 1 млн 460 тысяч тонн пришлось на экспорт нефти и нефтепродуктов, 620 тысяч тонн – на экспорт пиломатериалов, около 65 тысяч тонн – на экспорт угля. Среди других экспортно-импортных грузов: черные и цветные металлы, металлопрокат, трубы, картон, целлюлоза, оборудование, контейнеры ИСО, химические и опасные грузы. Ранее порт перерабатывал большие объемы импортного зерна, но сейчас зерно не закупается. В январе 2004 года грузооборот порта Архангельск составил всего 231,9 тыс. тонн. Это 87,2 % от грузооборота за тот же период 2003 года.

Интерес нефтяников растет

Гордостью архангельского порта является нефтяной терминал с объемом емкостей для хранения нефтепродуктов более 200 тыс. куб. м, построенный ОАО «НК «Роснефть»–Архангельскнефтепродукт». Терминал имеет свои железнодорожные подъездные пути, два причала с возможностью приема танкеров дедвейтом до 25 тыс. тонн. Начатая в 2003 году реконструкция терминала позволит увеличить перевалку до 4 млн тонн в год.

Министерство окажет помощь порту в загрузке мощностей

Крупнейшая в порту стивидорная компания – ОАО «Архангельский морской торговый порт» – имеет производственные мощности для переработки до 4,5 млн тонн различных грузов, однако загружена всего на 25–30%. У порта есть резерв для увеличения грузооборота на базе имеющихся мощностей.
На состоявшейся в апреле 2004 года встрече министра транспорта и связи РФ Игоря Левитина с главой администрации Архангельской области Николаем Киселевым был затронут вопрос расширения перевалочных мощностей порта Архангельск. Министр и губернатор договорились внимательно изучить все возможные варианты, в том числе проект строительства нового глубоководного терминала к северу от Архангельска. В случае осуществления такого проекта удастся существенно снизить транспортные расходы, связанные с ледокольной проводкой судов.

Оптимистичные прогнозы

Грузооборот через Архангельск будет расти за счет ускорения темпов освоения арктических месторождений углеводородов. Кроме этого рост ожидается и за счет увеличения перевалки грузов Дудинского направления, где «Норильский никель» прогнозирует увеличение грузопотока через порт Архангельск до 500 тысяч тонн в год.
В 2003 г. «Норильский никель» и НК «Роснефть» подписали меморандум о взаимном сотрудничестве в развитии морского порта Архангельск. Компании намерены решать вопросы по углублению судоходного канала, развивать территорию портового района «Экономия» с созданием на ней базы снабжения для разработки месторождений, сотрудничать в области модернизации железнодорожных путей.
Позитивно скажется на загрузке северных портов и строительство железнодорожной магистрали «Белкомур», призванной обеспечить кратчайший выход регионов Сибири и Урала к портам Архангельска, Мурманска и Финляндии. Не исключено, что в 2005 году этот проект получит федеральное финансирование. Около 40% всех затрат готов профинансировать ЕБРР.
В прошлом году объемы переработки контейнеров в порту Архангельск выросли почти на треть – до 90 тысяч тонн. Специалисты утверждают, что будущее порта именно за данным видом деятельности. Главный козырь Архангельска в конкурентной борьбе за контейнерный вид грузов – наличие мощного современного терминала с пропускной способностью 75 тыс. TEUs в год. Пока он работает едва ли в четверть своей реальной мощности, но полная загрузка может быть достигнута уже к 2006 году. Это станет возможным в том числе и за счет контейнеризации части лесопромышленных грузов, а также перераспределения грузопотока из перегруженного уже сейчас порта Санкт-Петербург.
Будут способствовать повышению грузооборота в порту Архангельск и разрабатываемые новые правила пропуска судов через государственную границу.

В настоящее время стоимость захода судов в порт Архангельск в 3,9 раза выше, чем в Мурманск и в 1,88 раза выше, чем в Санкт-Петербург. Увеличению грузооборота мешает высокий уровень фрахтовых ставок из-за значительной стоимости судозахода морских судов в порт, так как ледокольный и канальный сборы в Архангельске одни из самых высоких в России.

Наталья Дмитриева

Тел. (8182) 65-4384

Archangelsk in the North of Russia is called “the gates to Arctic” as many polar expeditions and ships, supplying Arctic and Northern regions of Russia begin their route just from here.
Besides, many transit cargoes from Europe to Far, Middle and Near East go through Archangelsk port. The point is, Archangelsk is all-the-year-around port. The pilotage by icebreakers is usually carried out from December to the end of April.

The port turnover of goods was about 3 mil 80 thou tons in 2003, and around 1 mil 460 thou tons consisted of oil export, 620 thou tons of timber, about 65 thou tons of coal. It should be mentioned that working out of container cargo increased to one third.
Specialists claim that containers would dominate in Archangelsk port in the nearest future.

Turnover of goods in Archangelsk would go up due to developing Arctic deposits of hydrocarbons.
A possibility to develop and widen port powers is being considered now, and we may witness a building of new deep-water terminal to the north of Archangelsk.


поиск по сайту

 



© Строительство и городское хозяйство в Санкт-Петербурге и Ленинградской области
при использовании материалов сайта ссылка на http://stroygorhoz.ru обязательна

e-mail: