ТРАНСПОРТ НА КОЛЬСКОЙ ЗЕМЛЕ
Мурманская область сегодня – один из регионов Северо-Запада России
с высокоразвитой промышленной отраслью и транспортной инфраструктурой.
Доля транспорта в структуре валового регионального продукта составляет
примерно 10%.
Губернатор
северного региона Ю. А. Евдокимов убежден, что далеко не все возможности
отрасли используются в полной мере.
– Юрий Алексеевич, какую роль в экономике региона играет
транспортный комплекс?
– За последние годы число работающих на транспорте постоянно увеличивается.
И сегодня в отрасли трудятся около 39 тысяч человек, или 9% от общего
числа занятых в экономике области.
С учетом выгодного геополитического и геоэкономического положения Мурманская
область имеет серьезные конкурентные преимущества для вложения инвестиций
в реализацию транспортных проектов:
– коммерческое использование Северного морского пути;
– строительство нефтепровода Западная Сибирь – Мурманск, нефтеперегрузочных
и нефтеперерабатывающих комплексов;
– модернизация и техническое оснащение Мурманского и Кандалакшского
морских торговых портов.
– Какие направления развития транспортного комплекса вы
бы выделили в качестве приоритетных? На какой основе расставляются эти
приоритеты?
– В последнее время на транспорте и вокруг него произошло и происходит
немало позитивных событий. Транспортный комплекс является одной из лидирующих
по темпам роста отраслей, привлекающих крупные инвестиции. И это не
осталось без внимания президента России и правительства Российской Федерации,
которые дали соответствующие поручения для разработки транспортной стратегии
Российской Федерации.
Проект этой стратегии рассматривался в октябре текущего года под председательством
В. В. Путина на заседании Государственного Совета. Определены приоритеты
развития транспортного комплекса, ключевые направления развития отрасли,
значимые для нашего региона.
Среди них:
•реформа системы управления в Арктической транспортной системе;
•восстановление инфраструктуры, обеспечивающей безопасное судоходство
на трассе Северного морского пути;
•проектирование и строительство атомных ледоколов нового поколения;
•создание систем безопасности мореплавания;
•создание новых российских мощностей по экспорту нефти на побережье
Баренцева моря, в том числе строительство нефтепровода из Западной Сибири.
– Вокруг последнего проекта сломано немало копий, но определенности
в его судьбе так и нет. Как вы считаете, реальны ли его перспективы?
– Недостаточная развитость собственных трубопроводных экспортных направлений
приводит к ежегодным потерям бюджета в размере около $200 млн, связанным
с транзитными поставками нефтепродуктов через страны Балтии. Строительство
собственных экспортных перегрузочных комплексов и нефтепроводных систем
позволит повысить эффективность экспорта, энергетическую безопасность
и экономическую независимость страны.
Транспортная и энергетическая стратегии России, утвержденные правительством
Российской Федерации, предусматривают и строительство нефтепровода из
Западной Сибири в Мурманскую область.
Стратегия развития и генеральная схема Мурманского транспортного узла
также предусматривают строительство этого трубопровода.
При положительном решении правительства России по реализации данного
проекта предполагается сдача пускового комплекса с объемом перевалки
нефти 60–70 млн т в год в 2008 г. В дальнейшем планируется увеличение
объемов транспортировки нефти до проектной – 120 млн тонн в год.
Ориентировочная стоимость реализации проекта около $6 млрд.
– Глава «Транснефти» Семен Вайншток заявил о нецелесообразности
строительства нефтепровода из Западной Сибири в Мурманскую область и
предложил в качестве «оптимального», по его мнению, места размещения
конечного нефтетерминала Индигский залив в Ненецком округе. Как вы относитесь
к этой идее?
– На наш взгляд, такие заявления необоснованны.
Очень надеюсь, что на плановом заседании правительства РФ 28 октября
текущего года, на котором будет рассматриваться вопрос о развитии газо-
и нефтепроводного транспорта в Российской Федерации, будет принято окончательное
решение, предусмотренное транспортной и энергетической стратегиями России.
Необходимость принятия такого решения подтверждают аналитические материалы
о бесспорных преимуществах нефтяного трубопровода Западная Сибирь –
Мурманск с выходом на один из незамерзающих глубоководных заливов (Ура
Губа, Териберский, Кильдинский) Кольского полуострова.
Воплощение в жизнь этого проекта не составит конкуренцию другим
действующим системам, диверсифицирует экспорт нефти, укрепит экономические
и политические связи России с США, Канадой и Европой.
– Вы упомянули о генеральной схеме развития Мурманского
транспортного узла. В каком объеме, в соответствии с этой схемой, прогнозируется
ежегодный грузооборот?
– К 2010 году – 57 млн тонн (с учетом дополнительного объема углей –
15 млн тонн, нефтепродуктов – 27 млн тонн, генгрузов – 3 млн тонн и
1 млн тонн перевозок грузов контейнерами) и 75 млн тонн к 2015 году
(это без учета 120 млн тонн наливных грузов по перегрузке нефти по проекту
Мурманской трубопроводной системы). Рост российской и региональной экономики
сопровождается увеличением спроса на транспортные услуги, требующим
дополнительных мощностей для перевалки различных видов грузов. На удовлетворение
этих перспективных потребностей и направлена генеральная схема развития
Мурманского транспортного узла.
Реализация стратегии развития Мурманского транспортного узла предусматривает
строительство новых портовых комплексов на западном берегу Кольского
залива и реконструкции существующих перегрузочных комплексов Мурманского
морского торгового порта. Однако сдерживающим фактором в реализации
этого глобального, социально значимого для области проекта является
отсутствие на западном берегу Кольского залива транспортной инфраструктуры.
– Какие еще проблемы в развитии транспортных потоков через
Мурманский транспортный узел, на ваш взгляд, являются наиболее злободневными?
– Хотелось бы остановиться на проблеме
реконструкции Мурманского железнодорожного узла.
Казалось бы, в чем вопрос? Ведь в 1988 году Мурманское отделение Октябрьской
железной дороги перевезло 47,9 млн тонн грузов, а в последние три года
перевозит около 25 млн тонн. Да, если смотреть на голые цифры, то создается
впечатление о наличии некоего резерва по увеличению грузопотока. Но
если учесть, что в 1988 году более половины грузопотока отправлялось
со станции Апатиты в южном направлении, а в настоящее время превалирует
северный курс, то злободневность постановки такого вопроса не вызывает
сомнения. Почему? Да потому что от Апатитов до Мурманска имеется только
одна железнодорожная колея. А с возрастанием объемов перевозок в направлении
Мурманского порта за счет экспортных перевозок углей и нефти остро встанет
проблема увеличения пропускной способности дороги на подходах к Мурманскому
железнодорожному узлу на участке Хибины–Выходной–Кола–Мурманск.
Для ее решения необходимо безотлагательно решить вопросы по
строительству второго сплошного пути на перегоне Выходной–Кола–Мурманск
и строительству второго пути на перегоне Имандра–Оленегорск с одновременным
удлинением приемо-отправочных путей на станциях.
В дальнейшем для обеспечения перевозок прогнозируемых объемов грузов
потребуется решить вопросы по созданию транспортной инфраструктуры на
западном берегу Кольского залива, о чем я уже упомянул. Следует уделить
внимание развитию железнодорожной станции Выходной и превратить ее в
предузловую сортировочную станцию, а также провести реконструкцию других
объектов железнодорожного транспорта в соответствии с генеральной схемой
развития Мурманского транспортного узла.
В заключение хочу заметить, что развитие Мурманского транспортного узла
затрагивает интересы широкого круга промышленников, транспортников,
банков, ряда федеральных министерств и ведомств. Для реализации этого
проекта необходимо консолидировать усилия всех заинтересованных лиц
и обеспечить проведение единой согласованной политики, направленной
на создание благоприятного инвестиционного климата и увеличение грузооборота
через Мурманский морской порт. Также необходимо выполнить поручение
Председателя Правительства РФ, которое было дано по итогам его визита
в Мурманскую область в январе прошлого года, и определить источники
финансирования, в первую очередь за счет федерального бюджета, по развитию
Мурманского транспортного узла в системе международных транспортных
коридоров и Северного морского пути, по освоению новых грузопотоков
и рынков сбыта.
Транспортный комплекс является одной из лидирующих по темпам
роста отраслей, привлекающих крупные инвестиции.
И это не осталось без внимания президента России и правительства Российской
Федерации, которые дали соответствующие поручения для разработки транспортной
стратегии Российской Федерации.
В настоящее время основным программным документом, на основе
которого осуществляется развитие транспортной системы как регионов,
так и Российской Федерации в целом, является Федеральная целевая программа
«Модернизация транспортной системы России на 2002–2010 годы».
Сергей Велень
Контактный телефон
(815-2) 48-6247
Strategic importance of Murmansk region is very high indeed.
This region is situated close to central areas of Russia and has
a common border with the European Community. Additional advantages
include a possibility of a year-round navigation, outlet to international
shipping routes and Northern Shipping Route.
Priorities of transportation complexes development were defined
and include the following items:
- reformation of control system
of Arctic transportation system;
- reconstruction of infra-structure for providing secure navigation
on the Northern shipping route;
- projecting and building
of atomic ice-breakers
of new generation;
- building of secure shipping navigation;
- building of new Russian powers for oil export on Barents coast,
including building of oil pipeline from Western Siberia.
|