Морской бизнес Северо-запада
 
сентябрь 2004
информация об издании
информация об издании
Порты Санкт-Петербурга
Порты Ленинградской области
Порты Северо-Запада
Терминальные комплексы
Судостроение, судоремонт
Современные технологии
Гидротехнические сооружения
Экология
Строительство и городское хозяйство



Калининградский порт осваивает Балтийск

Развитие портового комплекса в Балтийске – создание глубоководного порта в пункте Восточный, строительство и модернизация подходных железнодорожных и автомобильных путей – один из основных портовых проектов Калининграда, намеченных к реализации до 2010 года.

начальник ГУ Морская администрация порта Калининград Георгий СебовПорт Калининград является единственным незамерзающим российским портом на Балтике, он расположен в устье реки Преголя и соединен с морем 43-километровым Морским каналом. На территории порта работают 12 стивидорных компаний. О перспективах и проблемах порта рассказывает начальник ГУ «Морская администрация порта Калининград» Георгий Себов.

– Судьба порта Калининград во многом зависит от решений, принятых на государственном и межгосударственном уровнях.
Оторванность области от остальной территории России негативно сказывается на развитии портовых структур. Довольно сложно прогнозировать, как будут меняться условия транзита, условия прохождения грузов через Литву и Белоруссию. В этой ситуации говорить о разработке генеральной схемы развития портового комплекса Калининграда преждевременно. Среди проблем надо отметить также непродуманность тарифной политики, особенно это касается железнодорожных перевозок, сложность процедуры таможенного оформления грузов, отсутствие правил частного инвестирования в госсобственность (подробнее об этом читайте дальше).
Перспективы развития порта определены концепцией развития транспортного комплекса региона до 2010 г., утвержденной Минтрансом РФ.
Сейчас процесс развития порта идет в основном за счет частных инвесторов, которые вкладывают деньги на свой страх и риск. Однако сгущать краски тоже ни к чему. Надо искать пути выживания и процветания в тех условиях, которые есть, использовать не только транзитные возможности области, но и возможность стать для стран ЕС пунктом распределения и хранения товаров.

– За счет каких грузов идет сегодня развитие порта?
– Сейчас развитие порта идет в основном за счет перевалки нефти и нефтепродуктов. Конечно, это однобокое развитие, которое не может нас удовлетворять. Из 13 млн т грузов, переработанных в порту в 2003 году, более 60% приходится на нефть и ее производные.
Перевалкой нефти в Калининградском порту занимаются в основном мелкие нефтетрейдеры. В Вентспилсе для них дороговато, а в Приморск нефть идет по БТС.
При общем росте объема перевалки (за 4 месяца вырос на 12,5% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года) в этом году наблюдается падение оборота по традиционным для калининградского порта сухим грузам: металл, удобрения, древесина, рыбопродукты.

– Какие инвестиционные проекты реализуются в Калининграде в области портового строительства?
– Активными темпами развивается терминал ООО «Лукойл-Калининградморнефть» с перспективой перевалки 5 млн тонн в год. Что касается этого инвестора, то тут удалось соединить интересы компании и интересы государства. Нефтяники выполнили работы по реконструкции Морского канала, в результате его ширина увеличилась до 80 м, а глубина – до 10,5 метра. В данном случае речь идет об инвестировании на возвратной основе, вложенные средства компания получит в ходе эффективной эксплуатации терминала.
Активно развивается портовый комплекс в Балтийске, где речь идет о создании глубоководного порта в пункте Восточный. Остальные проекты касаются модернизации уже существующих мощностей, ремонта и перепрофилирования причалов. Дело в том, что проектные возможности портовых терминалов позволяют перегружать до 20 млн т различных грузов в год, то есть возможности для роста грузооборота имеются и при существующих мощностях.
В связи с ограниченной глубиной морского канала Калининградский порт традиционно специализируется на приеме средних судов грузоподъемностью 20–25 тыс. тонн. С развитием порта в Балтийске станет возможным прием судов дедвейтом 35 тыс. т и длиной до 200 м.

– В какой стадии находится процесс строительства порта в Балтийске?
– К 2006 году в Балтийске должно обрабатываться 8,2 млн т грузов. Сейчас весь небольшой объем перевозок связан с деятельностью грузопассажирского паромного сообщения Санкт-Петербург–Балтийск–Любек.
Неотъемлемой частью порта в пункте Восточный станет железнодорожно-автомобильный паромный терминал для линии «Усть-Луга–Балтийск–порты Германии». Уже построены автопаромный терминал и таможенный пункт. В августе 2004 года планируется сдать в эксплуатацию терминал по перевалке контейнеров и генеральных грузов, начинается строительство железнодорожно-автомобильного паромного терминала.
Значительные средства ООО «Балтийская стивидорная компания» вкладывает в объекты госсобственности, а именно в причалы и обустройство акватории.
Однако правила частного инвестирования в госсобственность не выработаны, и мы уже полгода не можем согласовать договор аренды (имеется в виду построенный компанией терминал, который она же и будет арендовать у государства) с инвестиционным договором.
Замечу, что портовый бизнес вносит немалый вклад в областной бюджет. Каждая тонна груза, проходящая через порт, приносит всем участникам процесса 12–14 долларов дохода. Даже по приблизительным расчетам выходит, что за два последних года порт принес области в виде налогов, инвестиций и т. д. порядка 60–70 млн долларов доходов.

Концепция развития транспортного комплекса региона
до 2010 года в области портового строительства включает в себя:
• реконструкцию контейнерного терминала в торговом порту;
• строительство глубоководного порта в Балтийске в пункте Восточный, включая терминалы для паромной линии
«Усть-Луга–Балтийск–порты Германии»;
• организацию пассажирского автомобильного паромного сообщения с Санкт-Петербургом и портами Германии;
• строительство и модернизацию подходных к этим объектам автомобильных, водных и железнодорожных путей.

Финансирование всего транспортного комплекса региона предусмотрено в объеме 14,7 млрд рублей, в том числе из федерального бюджета – 2,8 млрд.

Грузооборот порта Калининград за 2002–2003 годы (тыс. тонн)

п/п
Показатели Итого по порту Калининград
2002 2003 %%
1 Грузооборот, всего
в том числе,
9 899,6 12 714,7 128,4
2 Экспорт 9 022,9 11 553,5 128,0
  Целлюлоза, бумага
Уголь, кокс
Лесные
Химические, удобрения
Металлы черные
Ферросплавы
Металлолом
Зерновые
Контейнерные
Контейнеров, TEU
PO-PO
Нефтепродукты, нал
Прочие;
45,0
670,1
65,6
835,4
1 582,3
297,4
149,5
353,3
80,9
13 243
19,6
4 819,9
103,9;
41,9
855,4
88,2
1 088,0
1 654,6
383,0
137,3
211,3
97,9
22 197
16,3
6 888,8
90,8
93,1
127,7
134,4
130,2
104,6
128,8
91,8
59,8
121,0
167,6
83,0
142,9
87,4
3 Импорт 876,7 1 142,1 130,3
  Зерно
Рефгрузы
Сахар в мешках
Рыбопродукция
Контейнерные
Контейнеров, TEU
PO-PO
Прочие
74,6
117,6
41,7
207,3
142,6
14 628
19,2
273,7
234,5
144,9
13,1
215,0
227,5
22 490
14,8
292,2
314,3
123,2
31,4
103,7
159,6
153,7
77,3
106,7
4 Каботаж   19,2  


ГУ «МАП Калининград»
Тел. (0112) 57-9418,
факс (0112) 57-9302

The port of Kaliningrad is the only nonfreezing Russian port in the Baltic.
Georgy Sebov, the Head of GU "Sea administration of Kaliningrad port", one of main port project in Kaliningrad designed to put into operation in 2010 is development of port complexes in Baltiysk – a building of deepwater port in the point of Eastern, building and modernization of railway and car approach passing.

Together with developing of Baltysk port an admission of vessels with the deadweight of 35 thousand tons and length of 200 m will become possible.
An essential part of the port will be a railway and motor road ferry terminal for the line "Ust-Luga–Baltysk–German ports".

The development of Kaliningrad port is carried out mainly at the expense of trans-shipping of oil products.
Of course, this is a one- sided development, which is not at all satisfactory for us.
From the total of 13 mln tons of cargoes processed in the port in 2003, more than 60% are oil and its products.


поиск по сайту

 



© Строительство и городское хозяйство в Санкт-Петербурге и Ленинградской области
при использовании материалов сайта ссылка на http://stroygorhoz.ru обязательна

e-mail: