Порт российского анклава
Около 90% грузов завозится в Калининградский порт по железной дороге
через территории иностранных государств. Неудивительно, что проблемы
порта и региона в целом могут быть решены только на межгосударственном
уровне.
По
мнению председателя департамента развития транспортного комплекса администрации
Калининградской области Николая Рябичко, область нуждается в создании
современных транспортных коммуникаций, связывающих ее с основной территорией
России, в решении таможенных, тарифных и других проблем, возникающих
при перевозке грузов через границу Белоруссии и территорию Евросоюза
в лице Литвы.
За последние 3,5 года удалось решить достаточное количество
проблем для увеличения загрузки портового комплекса области.
Соответственно, повысилась его конкурентоспособность по сравнению с
портами стран Балтии, в том числе за счет оптимизации транспортных тарифов.
В настоящее время порт Калининград по доступности перевозок грузов железнодорожным
транспортом занимает второе место после Санкт-Петербурга, включая и
порты стран Балтии.
С 2001 года грузооборот Калининградского порта стабильно растет.
Так, в 2000 году объем переработки грузов в порту составлял 4,4 млн
т, в 2003 – 12,7 млн т (экспорт – 11,6 млн т, импорт – 1,1). Рост к
2002 году – 128,4%.
Администрация области старается оперативно реагировать на проблемы,
затрудняющие прохождение грузов, разрешая их в министерствах и ведомствах.
Благодаря объединенным усилиям всех заинтересованных сторон удалось
перевести 3-й и 4-й бассейны Военно-морской базы г. Балтийска из военного
ведомства в ведение Минтранса России для использования в целях торгового
мореплавания. Из федерального бюджета в 2004 году на обустройство территории
и акватории железнодорожного паромного комплекса бассейна № 4 уже выделено
310 млн рублей. Другой пример успешного сотрудничества – кредитование
работ по реконструкции порта на возвратной основе. В прошлом году из
областного бюджета на эти цели было выделено 15 млн рублей.
Наличие развитой транспортной инфраструктуры, прохождение через область
2 ответвлений трансевропейских транспортных коридоров, статус свободной
экономической зоны, безусловно, создают благоприятные условия для привлечения
грузопотоков. Однако сегодня основные грузопотоки на маршруте Восток–Запад
идут не через Калининград, а через Брест. Администрация области работает
над вопросом переориентации части грузов данного направления на Калининград.
Рост объемов переработки грузов в порту Калининград и ряде других портов
на Балтике (тыс. т)
|
1996 г. |
1998 г. |
2000 г. |
2002 г. |
2003 г |
Вентспилс |
35700 |
36000 |
34800 |
28 748,0 |
27 846,0 |
Санкт-Петербург |
16000 |
21600 |
32500 |
41 309,2 |
42 051,3 |
Таллинн |
14000 |
21400 |
29400 |
37 523,9 |
37 484,2 |
Рига |
7500 |
13300 |
13400 |
18 108,3 |
21 721,7 |
Калининград |
5400 |
4500 |
4400 |
9 899,6 |
12 714,7 |
Тел.: (0112) 27-9815, 22-8881
About 90% of cargo comes to Kaliningrad by rails though foreign
territory. As per the opinion of Nikolay Ryabichko, Chairman of
Transport Development Department in Kaliningrad Region, the region
now requires new modern transport routes connecting it with main
Russian territory, as well as solution of customs, rate and other
problems arising when transferring goods across Belarus border
and through EU territory, which is now Lithuania.
During recent 3.5 years was done a lot for increasing of load
in regional ports and increasing their competitiveness. Kaliningrad
port now goes second after Saint Petersburg in accessibility for
cargo transfer by railroad, including ports of Baltic countries. |