Порт Усть-Луга: Реализованные планы и перспективы развития
Морской торговый порт Усть-Луга в перспективе должен стать самым мощным
портовым комплексом на Северо-Западе России. По словам главы Минэкономразвития
РФ Германа Грефа, порт Усть-Луга – одна из интереснейших точек роста
не только обработки грузов, но и производства промышленной продукции,
предоставления услуг
Вчера и сегодня
Строительные
работы в Лужской губе (Юго-Западная часть Финского залива) начались
в 1997 году. Порт с самого начала задумывался как многофункциональный.
Заказчиком – застройщиком порта является ОАО «Компания Усть-Луга». К
настоящему моменту работа идет по всем специализированным перегрузочным
комплексам, но с разной степенью интенсивности. Одни объекты находятся
на стадии предпроектных разработок, другие – на этапе проектирования
или строительства.
В последнее время наблюдается повышенный интерес к порту со стороны
федеральных властей. Это объясняется скорым запуском паромной переправы
«Усть-Луга – Балтийск – порты Германии» – объекта, имеющего для России
стратегическое значение. Сдача его в эксплуатацию намечена на декабрь
2005 года. Паром предназначен как для перевозки пассажиров, так и грузов
(2,3 млн. тонн в год).
Принципиальным отличием этого комплекса от других является наличие бюджетного
финансирования не только акватории, но и гидротехнических сооружений.
За 2004 год будет освоен 901 млн. рублей государственных инвестиций,
в следующем году – более 1 млрд. рублей.
Планы развития
К
настоящему времени сдан в эксплуатацию пусковой комплекс угольного терминала
с месячной отгрузкой 30-50 тыс. тонн. Введение в эксплуатацию первой
очереди комплекса грузооборотом 4 млн тонн в год намечено на сентябрь
2005 года.
Строительство универсального перегрузочного комплекса мощностью 1,8
млн тонн в год планируется завершить в сентябре 2005 года. Комплекс
предназначен для обработки генеральных грузов, но в период строительства
порта он будет использоваться также как вспомогательный для приема стройматериалов.
Ввод в эксплуатацию пускового комплекса терминала по перегрузке минеральных
удобрений запланирован на 3 квартал 2006 года. В 2004 году будет полностью
сформирована территория и причальный фронт. Планируемый грузооборот
– 2 млн. тонн в год.
К настоящему времени разработан и утвержден рабочий проект по созданию
единой акватории и подходного канала перегрузочных комплексов первой
очереди Северной части порта, это связано с большим объемом строительства
на данной территории.
Всего, согласно генеральной схеме развития порта, на площади более 800
га планируется создать 11 перегрузочных комплексов, среди которых также
контейнерный (с грузооборотом 1 млн TEUs), лесной (1,1 млн т), зерновой
(2,2 млн т), комплексы наливных (5,5 млн. т), генеральных (4,5 млн.
т) и скоропортящихся (0,6 млн т) грузов, бункеровочный комплекс (2,0
млн. т).
По словам генерального директора ОАО «Компания «Усть-Луга» Валерия Израйлита,
серьезный инвестиционный процесс начался лишь в 2003 году, когда в строительство
порта было вложено около 1 млрд рублей. В 2004 году ожидается увеличение
объемов инвестирования более чем в 3 раза, в, основном, за счет частных
вложений.
Повышая пропускную способность
Согласно
ТЭО, разработанному ЛенморНИИпроектом, грузооборот порта планировался
на уровне 35 млн тонн в год. Многочисленные заявки, поступающие от различных
коммерческих структур, желающих строить терминалы в Усть-Луге, и серьезные
инвестиции, которые ОАО «Российские железные дороги» (РЖД) начало вкладывать
в развитие железнодорожных подходов к порту, привели к пересмотру проектной
мощности усть-лужского комплекса в сторону его повышения.
По оценке Валерия Израйлита, к 2007 году порт Усть-Луга сможет
переваливать до 50 млн. тонн различных грузов в год.
Вопрос пропускной способности порта напрямую зависит от пропускной
мощности железных и автомобильных дорог, ведущих к нему. Положительным
является тот факт, что проект усиления внешних железнодорожных подходов
к порту включен в инвестиционную программу РАО «РЖД». Железнодорожники
планируют инвестировать в этот проект до 2008 года около 770 млн долларов.
Уже начато строительство первой очереди станции транзитно-выставочного
парка Северного района порта, что увеличит пропускную способность железнодорожной
составляющей с 1 до 7 млн. тонн грузов в год.
Минтранс РФ со своей стороны намерен рассмотреть вопрос о повышении
пропускной способности подъездных автодорог к порту.
Углубляя акваторию
Еще
одним важным фактором увеличения грузооборота порта является глубина
подходного канала и причальных мест.
В результате проведения дноуглубительных работ глубина акватории
угольного терминала доведена до 14 метров. Это позволяет заходить в
порт и становиться к причалу под погрузку судам водоизмещением до 75
тыс. тонн. В дальнейшем планируется углубить акваторию до 16
метров.
Должное внимание при строительстве порта уделяется вопросам экологии.
Так, экологическую экспертизу своих строительных проектов ОАО «Компания
Усть-Луга» заказывает у германских ученых. У российских экологов претензий
к порту нет.
В июле 2004 года на совещании с участием главы Минэкономразвития РФ
было принято решение в ближайшие месяцы продумать перспективы развития
порта и устранить все ограничения на пути его строительства, включая
проблемы с изъятием федеральных земель для нужд порта. На совещании
была также озвучена идея создания свободной экономической зоны вблизи
МТП Усть-Луга.
11 перегрузочных комплексов на площади более 800 га будут созданы
по Генеральной схеме развития порта Усть-Луга.
Среди них:
• контейнерный
• лесной
• зерновой
• бункеровочный
• по перевалке
наливных,
генеральных,
скоропортящихся грузов
Наталья Дмитриева
Тел. (812) 103-34-37
Multi-purpose seaport in Ust-Luga is intended to become a most
capable port in North-West Russia. Owner and main contractor for
the port is PC “Ust-Luga Company”. By now all 11 special transfer
terminals are in progress, however with various intensiveness.
Commissioning of ferry line Ust-Luga-Baltiysk-German ports is
scheduled in December 2005.
By now starting complex of coal terminal is already commissioned.
Starting of fist-stage terminal facilities with capacity of 4
mln tons per year is scheduled in September 2005.
There come a lot of claims from all sorts of commercial structures
for building of terminals in Ust-Luga as well as serious investments,
which Russian Railways (RZhD) began to invest in building of railway
approach roads to the port. That is why we had to reconsider the
project capability of the Ust-Luga complex and considered an increase
of it up to 35–50 mln tons to the year 2007.
After dredging the depth of the area of water of the coal terminal
will constitute up to 14 meters (16 meters in future).
A creation of free economic zone near MTP Ust-Luga is considered
now. |