Новые порты на Балтийском побережье
В начале 1990-х годов Россия потеряла порты Прибалтики.
С этого момента создание новых портовых комплексов на Балтийском побережье
стало для государства важнейшей стратегической задачей. Решается она
на территории Ленинградской области.
В
портах Ленинградской области к 2010 году планируется переваливать более
130 млн т грузов в год.
О ходе развития портовых мощностей рассказывают руководители ОАО «ЛенморНИИпроект».
Виктор Шабанов, первый заместитель генерального директора,
технический директор ОАО «ЛенморНИИпроект»:
– Несомненно, строительство новых портовых комплексов на побережье Финского
залива явилось реакцией на потерю прибалтийских портов, в немалой степени
этому способствовало и развитие внешнеторговой деятельности.
В рамках разработки генеральной схемы развития портов РФ наш институт
выявлял резервы и перспективы пропускных способностей морских портов
Северо-Западного бассейна на период до 2005 и 2010 годов.
В генеральную схему развития портового комплекса Ленинградской области
входят два уже давно существующих порта (в Выборге и в Высоцке) и два
новых (в Приморске и Усть-Луге). К 2005 году их общий грузооборот по
сравнению с 2001 годом планируется увеличить на 88,4 млн тонн – с 4,3
млн т до 92,7 млн т.
К 2010 году грузооборот областных портов должен достичь 134,6 млн т
в год.
Наибольший прирост, 86 млн т (42 млн т – сырая нефть, 44 млн т – нефтепродукты),
обеспечит перевалка нефти и нефтепродуктов в порту Приморска. Он рассматривается
не только как порт, но и транспортно-промышленная зона. Прирост грузооборота
в 35 млн т планируется за счет развития многофункционального порта в
Усть-Луге (наливные, навалочные, лесные, генеральные грузы).
Строительство нефтепродуктового терминала в Высоцке, который завершила
НК «ЛУКОЙЛ», в корне изменило специализацию порта, ранее ориентированного
на обработку сухих грузов. К 2010 году предполагается значительное снижение
грузооборота порта по сухим грузам
(с 3,2 млн т до 0,9), зато перевалка наливных грузов составит 12 млн
т в год. Развитие Выборгского порта не предполагает наращивания грузооборота,
он останется на уровне 1 млн т в год. Помимо перевалки ограниченного
объема насыпных, навалочных и генеральных грузов, порт увеличит прием
пассажирских судов.
Владимир Погодин, заместитель генерального директора, директор
по производству ОАО «ЛенморНИИпроект»:
– На первый взгляд кажется, что строительство портовых терминалов идет
хаотично. Одни компании заявляют о своих намерениях построить тот или
иной терминал, потом отказываются от своих планов. Одни инвесторы начинают
строительство, а завершают его другие.
На самом же деле все проекты, которые доходят до стадии реализации или
рабочей документации, проходят череду экспертиз и согласований, в том
числе – с точки зрения экологической безопасности.
Раньше большинство заявок поступало от компаний, не имеющих ни собственных
возможностей инвестировать стройку, ни собственной грузовой базы. Ряд
компаний занимались спекулятивной деятельностью, перепродавая свои права
на прибрежную территорию, проектную и разрешительную документацию.
Заявлять о намерениях не противозаконно. Но ничем не обоснованные посулы
загрузить, например, железную дорогу новым объемом перевозок вводят
в заблуждение как региональные власти, так и администрацию РЖД, ставят
крест на намерениях других компаний. Чтобы избежать этого, областная
администрация должна обладать информацией о наличии у компании собственной
грузовой базы.
К счастью, сегодня в роли инвесторов все чаще выступают не фирмы-посредники,
а крупные сырьевые холдинги, заинтересованные в экспорте собственной
продукции. На этом фоне логичным стал приход в Приморск ОАО «Транснефть»,
в Санкт-Петербург – ОАО «Уралкалий», в Высоцк – ОАО «Лукойл», в Усть-Лугу
– компании «Кузбасразрезуголь», ставшей главным акционером Угольного
терминала в новом порту. Сибиряки и взяли на себя задачу его дальнейшего
развития.
До 2000 года серьезного портового строительства в области не велось.
Сейчас инвестиционный процесс стал более четким: стало ясно, что должно
финансировать государство, что – частные инвесторы. Отсюда многомиллионные
инвестиции Минтранса РФ в дноуглубление и подходные морские каналы,
инвестиции МПС в строительство и модернизацию железнодорожных подходов
к портам, выделение государством средств на строительство паромной переправы
«Усть-Луга – Балтийск – порты Германии».
На фоне государственного участия будут расти и частные инвестиции.
Александр Панин, директор проектов, главный инженер ОАО «ЛенморНИИпроект»
– Разработкой проектной документации для портовых комплексов на Балтике
занимается не только наш институт. В портфеле заказов «ЛенморНИИпроекта»
порядка 10 крупных проектов, связанных с развитием портов Ленинградской
области. Всего же мы проектируем около 220 объектов в год.
Для порта в Приморске мы делаем генеральную схему по перекачке светлых
нефтепродуктов. Заказчиком работ выступает ОАО «АК «Транснефтепродукт»
в лице своей дочерней компании «ТрансСервис». Данные работы находятся
на стадии технико-экономического обоснования. В генеральный план входит
трубопроводная система и второй причальный комплекс с терминалом. Пусковой
комплекс будет способен перекачивать 8,5 млн т нефтепродуктов в год,
после завершения первой очереди пропускная способность его увеличится
до 17 млн т, а в перспективе – до 24 млн т.
Заканчиваем разработку документации по третьей очереди БТС: планируется
расширить нефтебазу и причальный фронт, к существующим сегодня двум
судоместам добавить еще два, снабдить порт дополнительными гидросооружениями.
В результате реализации третьей очереди пропускная мощность БТС увеличится
с 30 до 62 млн т.
В порту Усть-Луга реализуются сразу несколько проектов. Однако пока
единственным завершенным объектом является первая очередь угольного
терминала на 4 млн т. Сейчас мы вносим коррективы в проект второй очереди.
В начале июня мы завершили проектирование универсального терминала для
перегрузки генеральных грузов, которое проводили по заказу ОАО «Ростерминалруда».
Параллельно в Усть-Луге идут работы по созданию паромного терминала.
Что касается планов «Техноснабэкспорт» использовать мощности порта в
Усть-Луге для перевалки радиоактивных грузов 7-го класса, то пока разрабатывается
лишь декларация о намерениях. Замечу, что противопоказаний для реализации
этого проекта как с точки зрения закона, так и с точки зрения экологии
нет.
МАП Выборга и Высоцка заказала разработку новой генеральной схемы развития
этих портов. Работа эта находится в начальной стадии, имеются лишь предпроектные
проработки по углублению причальных мест. Фактически с мая в порту Высоцка
начал функционировать нефтепродуктовый терминал НК «ЛУКОЙЛ», началась
загрузка судов.
Construction of new port terminals on the coast of the Bay
of Finland was undertaken to compensate loss of Baltic ports,
but also was inspired by raising of foreign trade activities.
General scheme for development of port facilities in Leningrad
Region includes two existing ports in Vyborg and Vysotsk and two
new facilities (in Primorsk and Ust-Luga).
By year 2010 it is planned to transfer over 130 mln tons of cargo
in the ports of Leningrad Region. Maximal growth, 86 mln tons,
will be achieved through transfer of oil products in Primorsk
port. Increase of 35 mln tons is planned through development of
multi-purpose port in Ust-Luga.
By now, investments to construction of large-scale port facilities
come more offen from major raw resources holding companies and
from the Government. Investment process becomes more transparent.
|