Морской бизнес Северо-запада
 
Новый проект
информация об издании
Порты Санкт-Петербурга
Порты Ленинградской области
Порты Северо-Запада
Терминальные комплексы
Судостроение, судоремонт
Современные технологии
Гидротехнические сооружения
Экология
Строительство и городское хозяйство

 



Большой порт Санкт-Петербург: пути развития

Развитие Большого порта Санкт-Петербург связано с реконструкцией портовых территорий в существующих границах, с освоением портовых зон на южном и северном побережьях Невской губы Финского залива, а также вдоль комплекса защитных сооружений, с совершенствованием береговой инфраструктуры.

Портовая отрасль в России – одна из динамично развивающихся. Более 80% внешнеторговых грузов перевозится через морские порты. За последние 5 лет ежегодный прирост госимущества и объемов перевалки грузов составляет 15–20%. По оценкам экспертов, наиболее активно развивается Северо-Западный бассейн.

По объему переработки грузов Большой порт Санкт-Петербург занимает второе место в России (за 2003 год – 42,1 млн тонн), уступая лишь Новороссийску. В его состав входят бывший Морской торговый порт, Лесной порт, причальные комплексы судостроительных и судоремонтных предприятий, комплексы портов Ломоносов и Кронштадт. Порт насчитывает более 70 причалов общей протяженностью более 11 км, способных принимать суда с осадкой до 11 м и перерабатывать все виды грузов.
На территориях, образующих Большой порт Санкт-Петербург, осуществляют деятельность около 30 стивидорных компаний, функционируют 19 судоходных линий.

Модернизация причалов способствует росту грузооборота

Развитие Большого порта Санкт-Петербург осуществляется в соответствии с Генеральной схемой, разработанной во исполнение Указа Президента РФ № 554 «Об обеспечении транзита грузов через прибрежные территории Финского залива» и Постановления Правительства России, на основании Технического задания Минтранса РФ. Важное место порту уделено и в Концепции Генерального плана развития города на ближайшие четверть века.
Комплексное развитие Большого порта предусматривает совершенствование транспортной системы города, в том числе подходов железнодорожных, автомобильных дорог, а также развитие территорий, функционально связанных с деятельностью портовых и промышленных комплексов, объединенных понятием «промышленная портовая зона».

3–4 млн тонн – на таком уровне предусмотрен ежегодный рост грузооборота порта. К 2010 году он должен составить 63 млн тонн грузов, а количество судозаходов планируется увеличить до 6342.
Общее количество причалов к 2010 году должно достигнуть 99, при этом предусмотрена реконструкция и модернизация уже существующих причальных комплексов. В 2004 г. заканчивается строительство причала № 106 в составе гидротехнических сооружений «Балтийского балкерного терминала», что позволит принимать суда типа «Панамакс» дедвейтом до 60 тыс. тонн и обрабатывать к 2010 году до 6 млн тонн минеральных удобрений в год.
В этом же году будет завершено строительство причалов №№ 3 и 4 в составе комплекса по переработке нефтепродуктов СП ЗАО «ПНТ» для приема морских танкеров.
Ведется реконструкция причалов №№ 47 и 48 в Барочном бассейне ОАО «Петролеспорт», где создается специализированный терминал для перегрузки контейнерных грузов. К 2010 году объем перевалки должен быть дове ден до 11 млн тонн. Также, по словам специалистов Росморпорта, перспективными планами предусмотрена реконструкция причалов №№ 8, 28, 67, 68, 69, 70.

Ворота в порт находятся на КЗС

В соответствии с Генеральной схемой развития Санкт-Петербургского транспортного узла основные направления реконструкции и строительства портовых мощностей связаны с завершением строительства Комплекса защитных сооружений (КЗС) Санкт-Петербурга от наводнений и развитием портовых терминалов, прежде всего Петербургского нефтяного, Балтийского балкерного и контейнерного на территории «Петролеспорта». Кроме того, реконструкция и строительство новых портовых комплексов предусмотрены практически по всей длине побережья Невской губы.
В связи с этим предпринимаются шаги для реконструкции Главного и некоторых второстепенных фарватеров порта. Эти меры в совокупности должны обеспечить движение судов с осадкой до 11,5 метров по Главному фарватеру, в том числе и через судопропускное сооружение С1, после ввода его в эксплуатацию.
По данным ФГУП «Росморпорт», ширина Главного фарватера будет не менее 140 метров, а глубина не менее 13 метров. Ввод в действие судопропускного сооружения С2 обеспечит непрерывное движение через него судов с осадкой до 5 метров, минуя Главный фарватер.

Общий объем дноуглубительных работ для выполнения указанных планов составит около 25 млн кубометров грунта, из них реконструкция Главного фарватера – 12 млн кубометров. Все эти меры в совокупности позволят увеличить судооборот и грузооборот порта на 20–30%. В настоящее время ФГУП «Росморпорт» с участием инвесторов (ОАО «Уралкалий» и ОАО «Петербургский нефтяной терминал») осуществляет мероприятия по проектированию реконструкции Главного фарватера и созданию ближнего отвала грунта. Вопрос о выделении федеральных средств на эти цели находится на стадии рассмотрения.

Другие проекты «Росморпорта»

Одной из задач ФГУП «Росморпорт» является обеспечение безопасности мореплавания. Ведется создание Региональной системы безопасности в Восточной части Финского залива, в рамках которой построены радиолокационные башни в п.п. Горки и Шепелево, на острове Котлин и г. Приморске. В этом году должно быть закончено строительство радиолокационных башен на островах Соммерс, Сескар и Гогланд.
В части обновления вспомогательного флота порта в настоящее время ведется проработка проекта двух новых ледоколов, которые будут строиться в Санкт-Петербурге на Балтийском заводе.

В планах порта – строительство пассажирского терминала, столь необходимого городу для сохранения и увеличения туристического пассажиропотока.
По информации Северо-Западного филиала ФГУП «Росморпорт», наиболее перспективной является концепция строительства морского пассажирского терминала в западной части Васильевского острова.

К августу 2004 г. формирование ФГУП «Росморпорт» практически закончилось. По словам генерального директора «Росморпорта» Николая Негодова, создан центральный аппарат в Москве и образовано 18 филиалов в морских портах. Доходы «Росморпорта» на 2004 г. оцениваются на уровне $180 млн.

Наталья Дмитриева

The development of Great port of St-Petersburg is realized according to the General Scheme, worked out by the order of No. 554 Decree of Russian Federation President called “On providing goods transit through coastal regions of Gulf of Finland”
Yearly decrease of goods turnover is provided on the level of 3–4 mln tons.
It will amount up to 63 mln tons in 2010 and number of callings is planned to be up to 6342.
The number of moorages should be 99.
The main directions of reconstruction and building of the port capacities are connected with ending of Protection Erection Complex of St. Petersburg against flood and development of port terminals, particularly Petersburg oil terminal, Baltic bulker and container terminal.
Moreover, reconstruction works as well as building of new port complexes are provided for all the way along the Neva bay shore line.
In this connection definite measures are taken to reconstruct Main and some secondary waterways of the port. These measures should provide for ship motion with draught up to 11,5 meters. As to ROSMORPORT the width of the Main waterway will constitute no less than 140 meters and depth will be no less than 13 meters. Putting into operation the S2 navigation pass will provide for continuous moving of ships with draught up to 5 meters, leaving out of the Main waterway.


поиск по сайту

 



© Строительство и городское хозяйство в Санкт-Петербурге и Ленинградской области
при использовании материалов сайта ссылка на http://stroygorhoz.ru обязательна

e-mail: