Морской бизнес Северо-запада
 
сентябрь 2004
информация об издании
информация об издании
Порты Санкт-Петербурга
Порты Ленинградской области
Порты Северо-Запада
Терминальные комплексы
Судостроение, судоремонт
Современные технологии
Гидротехнические сооружения
Экология
Строительство и городское хозяйство



Порт открытого европейского города

Одним из основных направлений деятельности Комитета по транспортно-транзитной политике Правительства Санкт-Петербурга с первых же дней его существования стала работа по реализации Концепции генерального плана Санкт-Петербурга, принятой 13 августа 2004 г. В основе градостроительных преобразований, намеченных Концепцией Генплана, лежит идея «Открытого европейского города».

Подробнее о роли транспортной составляющей в Концепции Генплана рассказывает советник губернатора Санкт-Петербурга, действительный член Международной и Российской академий транспорта, профессор ГАСУ Борис Усанов.

– Градостроительная деятельность в Петербурге давно обуславливается особым геополитическим положением города на Балтике. С расширением же границ Евросоюза значение Петербурга как узла морских и сухопутных связей возрастает поистине многократно.

В качестве стратегических ориентиров устойчивого развития города как важнейшего элемента транспортного моста между Европой и Азиатско-Тихоокеанским регионом в области внешнего транспорта приняты следующие направления:
• значительное повышение роли города как крупного международного торгово-транспортного и транзитного центра с годовым объемом грузоперевозок 460–500 млн тонн на основе комплексного развития всех видов транспорта, а также связанных с ними видов услуг;
• превращение Петербурга в центр туризма мирового значения с увеличением числа гостей до 6 млн в год.

Совершенствование транспортного комплекса должно коснуться всех его 6 составляющих: автомобильного, железнодорожного, морского, речного, воздушного и трубопроводного транспорта. Все это должно обеспечить конкурентоспособность Петербурга по сравнению с другими транспортными комплексами Балтийского региона и не сказаться негативно на жизни его обитателей с точки зрения комфортности.

Все дороги ведут в Петербург

В Концепции Генплана предусмотрено продолжение формирования международных транспортных коридоров «Север–Юг» и «Запад–Восток» в рамках Балтийского региона и их главной составляющей — Большого порта Санкт-Петербург, грузооборот которого должен возрасти к 2010 году практически в полтора раза.

В планах развития его береговой инфраструктуры планируется реконструкция петербургского железнодорожного узла с выносом транзитного грузового движения из города и развитием станций и линий, обеспечивающих работу Большого порта Санкт-Петербург; проведение работ по повышению пропускной способности Волго-Балтийского водного пути.
Концепция Генплана предусматривает размещение терминалов и логистических центров в зоне Кольцевой автодороги; создание единой системы региональных магистралей; развитие и реконструкцию аэропорта «Пулково», а также создание морского пассажирского района на Васильевском острове, строительство нового речного вокзала.

Невская губа – акватория морского бизнеса

Санкт-Петербург относится к тем немногочисленным городам, которые называются «аквагород». Не удивительно, что перспективный план развития мегаполиса во многом связан с водной тематикой.
Это особенно наглядно проявляется в планах по развитию акватории Невской губы. Она простирается от дельты Невы на востоке до комплекса защитных сооружений Санкт-Петербурга от наводнений (КЗС) на западе по линии Горская–Кронштадт–Бронка и имеет длину 21, а максимальную ширину – 15 км. В жизни города она выполняет 14 функций, среди которых наиболее активно представлен морской бизнес.
Достаточно сказать, что только за последние пять лет грузооборот Большого порта, акваторией которого и является практически вся гладь Невской губы, удвоился и по результатам 2003 года достиг 42,1 млн тонн. Реконструируемые и новые портово-технологические комплексы появляются практически по всей длине побережья Невской губы, а створ КЗС к 2010 году станет местом сосредоточения почти четверти грузовых мощностей Большого порта.

Планы развития

Согласно Генплану новые терминалы морского транспорта планируется разместить на Канонерском острове, в Купеческой гавани Петродворца, в Ломоносове, в районах Бронки и Горской у южного и северного «корней» КЗС.
Генеральным планом развития города предусматривается создание протоки вдоль северного побережья Невской губы на участке от Лахтинского разлива до пос. Лисий Нос с целью увеличения скорости течения вдоль побережья и оздоровления этой части прибрежной территории. Планируется так же изменение проектного положения береговой линии Морской набережной Васильевского острова с выносом ее в акваторию Невской губы для перспективного прохождения трассы Западного скоростного диаметра и размещения на данной территории упоминавшихся выше пассажирских районов морского и речного флота.

Среди других проектов значится развитие территории Крестовского острова, образование острова в устье Большой Невы с целью направления части стока реки вдоль западной границы Гутуевского острова и по Морскому каналу в юго-восточную часть Невской губы. Будут проведены работы по определению оптимального положения проектируемой береговой линии юго-восточного побережья Лахтинской отмели между ОАО «Петербургский нефтяной терминал» и Константиновским дворцом в целях улучшения существующего водообмена в этой части Невской губы. В этом яркое проявление внимания к вопросам экологии.

На страже интересов города

В части развития транспортного комплекса Петербурга концепция Генплана была представлена на международной конференции «Современный город-порт в новой Европе. Развитие, прогнозы», проходившей 20 августа 2004 года в Риге. Примечательно, что в этот день в столице Латвии состоялась демонстрация протеста против развития рижского порта. Это событие еще раз показало, что развитие портовых комплексов в крупных городах требует принятия взвешенных решений как с точки зрения экономики, так и экологии.
В настоящее время Комитет по транспортно-транзитной политике правительства Петербурга ведет работу по упорядочению перемещения нефтепродуктов в городе и области; занимается дальнейшим укреплением Северо-Западного информационно-аналитического центра транспортной логистики, более четкой увязкой транспортного бизнеса с деятельностью пограничных и таможенных служб; приступил к работе над береговым законодательством.
Несомненно, что роль исполнительной власти города в определении стратегических задач в развитии одного из основных градо- и бюджетообразующих факторов – Петербургского транспортного узла должна расти. Порукой тому только что созданный Морской совет при правительстве города во главе с губернатором Санкт-Петербурга В. И. Матвиенко.

Наталья Дмитриева

Working on realization of General Plan of St-Petersburg accepted on August 13, 2004, was one of the most significant directions of activities of the Transport and Transition policy of the Committee of Petersburg Government According to St-Petersburg Governor councilor, a member of International and Russian Transport Academy, Professor Boris Usanov, the following strategic aims of stable town development as the most important transport bridge between Europe and Asian-Pacific Region are to be taken:
• significant increase the function of the town as a great international trade, transport and transit, capable to work out about 460–500 mln tons of cargo a year;
• making St-Petersburg a center of international Tourism with the number of tourists up to 6 mln people a year.

The General Plan Conception considers keeping on formation of international transport ways and their main constituent, the Great port of St-Petersburg with turnover of goods increase to practically 1,5 times more to the year 2010.
New and reconstructed port complexes appear now along the whole line of Neva bay shore.
The transport and transit policy Committee of Petersburg Government commenced now to close coordination of transportation business and frontier and custom services, with shore legislation.


поиск по сайту

 



© Строительство и городское хозяйство в Санкт-Петербурге и Ленинградской области
при использовании материалов сайта ссылка на http://stroygorhoz.ru обязательна

e-mail: