Транспортное средство без «выхлопа»
Водородные двигатели вместо бензиновых
Еще в XIX веке Дмитрий Иванович Менделеев говорил о том, что сжигать
нефть в топках – все равно что топить печь ассигнациями.
Весь XX век нефть и ее производные сжигали.
Представить строительство без автомобиля вряд ли удастся.
А можно ли представить современный автомобиль без топлива из нефти?
Давно пора
«Создание автомобиля на водородном топливе входит в часть нового энергетического
плана США, – чуть более трех лет назад, во время выступления в Национальном
музее муниципального строительства заявил президент США Джорж Буш. –
Мы надеемся, что через 20 или 30 лет экологически чистые автомобили
на водородном топливе станут неотъемлемой частью нашей жизни и будут
доступны широким слоям населения».
Во время экскурсии по музею Буша привлекла модель экологически чистого
автомобиля, работающего на водородном топливе. Президент сказал, что
он уже внес в Конгресс США запрос на выделение из федерального бюджета
1,2 млрд долларов на создание автомобиля с водородным двигателем.
Причина перемен
Бесспорно, главными причинами таких перемен являются удорожание традиционного
топлива и загрязненность смогом улиц крупных городов.
Исследования возможной замены бензина на другое экологически чистое
топливо начались еще в 60-х годах прошлого века. Несмотря на массу всевозможных
изобретений в этой сфере, практический переход, например на водородное
топливо, был бы очень дорогим. Специальный двигатель стоит несравненно
дороже обычного бензинового. Плюс специальное оснащение, пока еще недешевое
топливо и т. д.
Сжатый или сжиженный?
Представители многих фирм продолжают разработку двигателя внутреннего
сгорания (ДВС), для которого в качестве горючего используется водород
– либо сжатый под большим давлением, либо сжиженный.
К сожалению, некоторые особенности водорода требуют коррекции алгоритмов
управления газораспределительным механизмом и системой зажигания, чтобы
исключить обратные вспышки. Кроме того, значительно больший, чем при
работе на бензине, расход горючего заставляет увеличивать его запас
«на борту». Да и хранится водород в дорогих баллонах высокого давления,
хотя такой недостаток, как их большая масса, на грузовых автомобилях
и автобусах не столь заметен.
Пока водородный двигатель внутреннего сгорания используется в основном
на легковых автомобилях (BMW, Ford, Mazda), но есть и исключения –
V-10 с рабочим объемом 6,8 л, установленный на автобусе Ford E-450 Shuttle,
и водородный мотор H 2866 UH фирмы MAN на базе ДВС, работающего на природном
газе.
Технологический прорыв канадской Ballard
Созданный инженерами этой компании водородный двигатель обеспечивает
беспроблемный запуск на морозе при температуре минус 20 градусов по
Цельсию. (Водородные моторы очень критичны к температуре, так как вырабатывают
чистую воду и при минусовой температуре могут промерзнуть).
Уникальные морозоустойчивые свойства нового мотора Ballard объединены
с продолжительным рабочим ресурсом, который равен 2000 часов. В пересчете
на километры это составляет 100 000 км.
Специалистам компании удалось на 30% снизить содержание драгметаллов,
в частности платины, которая идет на изготовление важнейших деталей
установки, что обеспечило заметное снижение общей стоимости двигателя.
Все это в конечном итоге приближает срок запуска водородных автомобилей
в промышленное производство.
А первый рентабельный водородный автомобиль появится не позднее 2010
года, считают в компании. Напомним, что недавно Ballard перешла под
юрисдикцию DaimlerChrysler и Ford, которые купили в этой компании равные
доли. Сегодня автопроизводители уже создали свои модели Mercedes A-Klasse
и Ford Focus с водородными установками Ballard.
А как в России?
Российские законодатели поддерживают программу развития водородных
технологий, в том числе для создания автомобилей на альтернативных видах
топлива, сообщает зампред Комитета Госдумы по гражданскому, уголовному,
арбитражному и процессуальному законодательству Петр Шелищ.
– Такая программа позволит России стать локомотивом и обеспечить себе
крупный сектор мирового автомобильного рынка, – сказал депутат на одной
из пресс-конференций, посвященных поддержке отечественных наукоемких
производств.
По его мнению, необходимо объединить усилия бизнеса и государства и
разработать законодательство, направленное на ужесточение требований
к загрязнению окружающей среды, увеличение штрафов. Петр Шелищ отмечает,
что речь идет о создании автомобилей на бензо-водородных и газоводородных
двигателях, и первые подобные автомобили уже существуют в России.
Юрий Малекин