В интересах бизнеса и общества
Методика против контрафакта. Год спустя
Год назад ОАО «Руструбпром» собрал за круглым столом руководителей
компаний инженерно-строительного профиля. В ходе бурного обсуждения
было решено сообща противостоять недобросовестной конкуренции, защитить
рынок, а значит, город от контрафактной продукции.
В марте 2006 года речь шла о бывших в употреблении стальных трубах,
которые беспринципные торговцы выдают за новые и поставляют для ремонта
городских магистральных сетей. Участники саммита высказались за восстановление
принципов честного бизнеса, порядком размытых в погоне за экономией,
и приняли разработанные под руководством Комитета по энергетике и инженерному
обеспечению «Методические указания по освидетельствованию и идентификации
б/у стальных труб».
Минул год. О том, что изменилось в отрасли, мы беседуем с директором
по развитию компании «Руструбпром» и исполнительным директором новой
общественной организации «Инжспецстрой» Борисом Бутовым.
– Борис Борисович, напомните, что вызвало тревогу властей
и бизнес-сообщества?
– Прежде всего высокая аварийность в тепловых сетях
из-за укладки недоброкачественных труб. Анализ показал, что в стране
два года назад в обороте находилось до 500 тыс. тонн контрафактной продукции.
Это очень много.
– Какую картину показал мониторинг магистралей этой зимой?
– Ситуация решительно оздоровилась, хотя без аварий,
в том числе с трагическим исходом, не обошлось. Мы изучали каждый такой
случай, особенно где пострадали люди.
– Теперь поставки контрафакта у нас исключены?
– Почти полностью. Были единичные случаи появления
таких труб. Но их удалось опознать прежде, чем они легли в траншею.
И предупредить использование бракованных изделий. Достаточно внимательно
изучить сопроводительную документацию, чтобы обнаружить подделку под
оригинал. Кстати, помогли четкие указания, приведенные в «Методике»,
как идентифицировать трубы.
– Что способствует оздоровлению обстановки в инженерно-строительном
бизнесе?
– Первое. Проблеме уделено широкое внимание. О ней пишет
пресса, эта тема звучит на конференциях бизнес-сообщества и на совещаниях
в городской администрации. Создается общественное мнение.
И недобросовестный поставщик всегда будет опасаться разоблачения
и огласки, попадания в черный список компаний. Такой метод гораздо действеннее
наказания от начальства.
Второе. Образование саморегулируемых организаций по типу западноевропейской
DEN (гильдии инженеров), которые имеют свой «кодекс чести»
и выступают гарантами перед заказчиками за участников своего объединения.
В нашей сфере создан Союз специализированных инженерно-строительных
компаний («Инжспецстрой»). В него вошли лидеры отрасли, на долю которых
приходится около 80% рынка. Это «ПРиСС», «Стройпрофкомплекс», «Спецстройтехнология»,
«Водоканалстрой», СМУ-303, СМУ-53, «Балтгазтеплострой», «Мост-сервис»,
«Петроком» и «Руструбпром». Президентом Союза избран председатель Комитета
по энергетике А. В. Бобров.
Одно из уставных требований «Инжспецстроя» – «формирование цивилизованных
рыночных отношений в сфере инженерии и энергетики в интересах субъектов
рынка и общества». С таким положением согласились все. А директор ООО
«Мост-сервис» Михаил Кузнецов выразил общее мнение: «Главное, чтобы
в наш союз входили честные и «белые» компании, работающие в рамках правового
поля». Участники Союза, во-первых, сами никогда не будут использовать
контрафактные трубы, а во-вторых, обязуются всячески противодействовать
их появлению на рынке.
– Какие методы противодействия существуют?
– Честный подрядчик сознательно не возьмет контрафакта,
не прельстится низкой ценой. Но он может искренне заблуждаться. Ведь
среди нечестных поставщиков есть «специалисты» по подделке документов,
клейм, наведении марафета.
Представители серьезного бизнеса – это не фирмы-однодневки. Они заинтересованы
в качестве выполнения работ и используемых материалов. Именно нацеленность
на положительный конечный результат должна объединять участников процесса.
Поставщики металлопродукции хотят долгосрочных деловых отношений с подрядчиками.
Те, в свою очередь, стремятся зарекомендовать себя перед заказчиком.
Представители госзаказа ведут свой реестр «благонадежных» подрядчиков,
исполняя закон № 94 «О размещении закупок на товары и услуги для государственных
и муниципальных нужд». Так возникает круговая заинтересованность.
– Как же быть с мнением многих бизнесменов о том, что торги
в нынешнем виде, где лучшего исполнителя определяет цена, вынуждают
ради получения заказа экономить на материалах и работниках?
– Тендер и должен ориентировать участников на более
низкую цену. Это правильный критерий. Иначе зачем проводить конкурс?
Начальная стоимость контракта обоснована и просчитана.
Борьба за подряд, особенно на большую сумму, должна стимулировать компанию
не «химичить», а повышать эффективность предприятия. Вложения в развитие
должны уменьшить себестоимость работ, повысив конкурентоспособность
фирмы. И потом внутри проекта всегда есть резервы снижения издержек.
Путь к высокому качеству – усиление финансовой ответственности исполнителя.
Сейчас государственный заказчик обязан требовать от участника торгов
банковскую гарантию, страховой депозит. В распоряжение конкурсной комиссии
поступает до 30% от начальной суммы контракта. Я бы предложил и 100%
залог как доказательство серьезности намерений соискателя.
Еще раз напомню, что гарантировать перед заказчиком надежность компании
должны профессиональные общественные объединения, в том числе наличными
фондами, составленными из достаточно крупных членских взносов. Например,
в Ассоциации международных автоперевозчиков (АСМАП) размер взноса 500
тыс. долларов. Зато зарубежные партнеры всегда уверены в добросовестности
членов АСМАП. К исполнителю, рискующему большими суммами, иное отношение.
А что касается выполнения взаимных обязательств, надо не обижаться или
возмущаться, а иметь гражданское мужество и обращаться в суд.
Мы еще не научились пользоваться своими правами, переводить
ситуацию в юридическую плоскость.
Если подрядчик плохо уложил трубы, пусть отвечает в судебном порядке.
Если представитель госзаказчика задержал оплату выполненных работ, исполнитель
должен по суду получить возмещение материальных и моральных потерь хоть
от администрации города.
Когда судебная инстанция перестанет быть экзотикой, а превратится
в норму при решении спорных вопросов в гражданских исках, бизнес станет
цивилизованным и по-настоящему рыночным.
– Какова дальнейшая судьба «Методических указаний по освидетельствованию
б/у труб»?
– Документ действует, приносит несомненную пользу. Об
этом мы выступили с докладом на конференции «Тепло России», прошедшей
в нашем городе в декабре. Сообщение вызвало настолько живой интерес,
что пришлось срочно размножать «Методику», ее захотели взять на вооружение
регионы. Недавно прислал запрос Оренбург. Мы полагаем, что эта и аналогичные
методики, развиваясь от рекомендаций к нормам, вместе со становлением
саморегулирующихся организаций бизнеса должны перерасти в комплект региональных
стандартов.
Одним из таких еще не оформившихся стандартов являются «Руководящие
материалы по теплогазоснабжению. Трубы стальные для систем ТГС». Этот
документ разработан ГУП «Гипроинжпроект» еще в 1992 г. Поскольку за
минувший период не раз менялись подходы к работе, нормы и правила, в
«Руководство» вносили изменения и дополнения. Теперь его вновь надо
дорабатывать, что инициирует Союз «Инжспецстрой». В документ будет включена
наша «Методика» либо глава о качестве.
Подготовил Виктор Малков