Партнерство в ЖКХ
Опыт реформы в Пермском крае
Согласно реформе ЖКХ в отрасль должен прийти частный бизнес, за которым
последуют долгожданные инвестиции. Однако без выработки четкого и прозрачного
механизма ответственности эффект от прихода «частников» может оказаться
обратным.
Реальную возможность полномасштабного реформирования отрасли и ее
модернизации без ущерба для потребителей и казны обещает грамотно выстроенное
государственно-муниципально-частное партнерство.
О становлении механизма МЧП на Уральской земле рассказывает В. И. Дубровских,
зам. генерального директора по инвестиционным проектам ООО «Уральская
региональная управляющая компания».
Вслед за Францией
В мире в разное время были разработаны три основных модели реорганизации
«коммунальных отношений».
Наиболее близко свести интересы общественного и частного капиталов позволяет
французская модель, сочетающая муниципальную собственность на объекты
ЖКХ и управление ими со стороны частного бизнеса на условиях долгосрочных
договоров аренды и сопутствующих соглашений. В рамках этой модели власть
несет ответственность за организацию коммунального обслуживания, необходимого
населению, а частные предприниматели осуществляют свою деятельность
по оказанию услуг при оптимальном соотношении «цена — прибыль».
Реформа без инвестиций
Весьма показателен опыт Пермского края, где на уровне региона подписаны
соглашения с 4 крупнейшими операторами в ЖКХ. Наибольшую активность
среди представленных операторов проявило ЗАО «КЭС», подписав совместно
с компанией «Ренова» в ноябре 2003 года соглашение с губернатором Пермской
области о реализации проекта по управлению муниципальными электросетевыми
компаниями. И хотя ряд положительных моментов был достигнут, нужно отметить,
что за прошедшее время не удалось в полной мере выстроить взаимоприемлемый
механизм МЧП.
Дело в том, что ставка в ведении хозяйственной деятельности всех операторов,
действующих в Пермском крае, делается исключительно на увеличение тарифа,
за счет которого и предполагается вести реинвестиции, не привлекая в
отрасль собственно инвестиционных ресурсов. При этом в имущественной
сфере ведется практически захват муниципальной собственности путем создания
со стороны некоторых операторов («Новогор», «КЭС») системы задолженности
муниципалитетов.
Широкомасштабной модернизацией взятых активов, внедрением передовых
технологий, позволяющих оптимизировать финансово-хозяйственную деятельность
отрасли, и, наконец, просто реальным восстановлением инженерной инфраструктуры
ни один из названных операторов не занимается.
Серьезных инвестиций ни по одному из этих направлений нет. Львиная доля
вложенных средств заработана на территории края с помощью взятого в
операционное управление имущества, т. е. инвестиции в ЖКХ современных
операторов – это деньги потребителей услуг.
Доверие по закону
Анализ показывает, что на сегодня практически достигнут потолок в
возможности либерализации тарифов на ЖКУ и энергоносители. Дальнейшее
увеличение цен способно резко ухудшить социальную обстановку и привести
к потере муниципальной собственности.
Во избежание этого требуется широкомасштабная и четко координируемая
работа по оптимизации издержек и в первую очередь по энергоресурсосбережению
в отрасли ЖКХ.
Только эффективное управление ресурсами отрасли вообще и финансами в
частности может привести и к сдерживанию тарифов, и к устойчивому функционированию
систем жизнеобеспечения.
С учетом сказанного необходимо рассматривать механизмы привлечения
частных операторов, которые бы не были вертикально интегрированы и максимально
учитывали особенности и интересы территории.
Кроме того, целесообразно на период становления полноценного законодательства
и упорядочения имущественных вопросов принять некую промежуточную модель
МЧП.
Промежуточная модель МЧП должна в качестве цели преследовать
не столько модернизацию инженерной инфраструктуры, сколько массовую
подготовку условий для этого.
При этом в качестве юридической основы взаимоотношений муниципалитетов
и частых операторов по управлению коммунальным хозяйством предлагается
рассматривать договор доверительного управления как наиболее удовлетворяющий
условиям переходного периода.
Основной целью внедрения предлагаемой модели на переходном этапе должна
стать подготовка коммунального комплекса к полномасштабному реформированию
коммунальной сферы.
Светлана Соснова