Место
малой энергетики в энергосбережении
Дизели ОАО «РУМО» работают практически на всех континентах земного шара
В последнее время нарушение электроснабжения в ряде регионов России
(причем не только в экстремальных, но и в штатных ситуациях) в результате
значительного износа оборудования, тепловых и электрических сетей, отсутствия
резервных генерирующих мощностей наглядно показало необходимость принятия
экстренных мер по его укреплению.
Одним
из направлений в этом плане является развитие малой энергетики, что
позволит сократить тепловые и электрические сети и уменьшить в них потери,
наиболее эффективно использовать генерирующие мощности, резервировать
мощности для производств, отключение которых от сетей не представляется
возможным, либо наносит значительный экономический ущерб. В Западных
странах это направление получило широкое развитие.
Собственно, в России процесс развития малой энергетики, хотя и робко,
но уже пошел. Если раньше дизельные электростанции строились в основном
в районах, отдаленных от централизованного электроснабжения, то сейчас
в связи с постоянно растущей ценой на электроэнергию, реструктуризацией
РАО «ЕЭС» по отделению производителей энергии от электрических сетей
и стремлением субъектов к освобождению от энергетической зависимости
от централизованных структур, строительство малых электростанций получило
развитие и в Европейской части России (Владимирская и Нижегородская
области, Подмосковье, Краснодарский край, Башкортостан и т. д.).
Поршневой двигатель внутреннего сгорания сегодня, как ни один
другой вид энергетического оборудования, позволяет наиболее эффективно
решать эти задачи.
Высокий коэффициент полезного действия до 48–52% (с утилизацией до 90%
и более), большие сроки службы (более 60 тыс. часов до капитального
ремонта), минимальные сроки монтажа и ввода в эксплуатацию, возможность
работы на жидких и газообразных топливах, в том числе на мазутах и низкокалорийных
газах, практически ставят поршневые двигатели для электростанций мощностью
до 10 МВт вне конкуренции.
ОАО «РУМО» на протяжении 100 лет специализируется на производстве дизелей,
газопоршневых двигателей, стационарных и судовых дизель-генераторов,
а также судовых дизель-редукторных агрегатов мощностью от 230 до 1000
кВт. Дизели ОАО «РУМО» работают практически на всех континентах земного
шара в любых климатических условиях: от Крайнего Заполярья (о. Новая
Земля, Чукотка), до влажных тропиков (Индонезия, Камбоджа, страны Африки
и т. д.).
Для более полного использования энергетического потенциала топлива производится
поставка когенерационных установок с глубокой утилизацией тепла, что
позволяет без дополнительных эксплуатационных затрат вырабатывать до
1 МВт тепловой энергии с одного электроагрегата. На рисунке 1 представлен
баланс энергии когенерационной установки.
Рисунок 1. Баланс энергии когенерационной установки с дизелем 8Г22Д1
Учитывая повышающиеся требования и конкуренцию на рынке, в том числе
и с зарубежными производителями, ОАО «РУМО» постоянно работает над обновлением
продукции, поддерживает ее технический уровень в соответствии с лучшими
мировыми аналогами, расширяет диапазон мощностей поставляемых агрегатов.
Двигатели типа ЧН22/28
Заводом
в 2005 году поставлен на производство ряд новых дизелей размерностью
6-8ЧН22/28 мощностью 700–1200 кВт, созданных с учетом передовых технических
решений отечественных и зарубежных фирм.
Двигатели типа ЧН22/28 созданы как многофункциональные. Их применение
не ограничивается только стационарной энергетикой. Они могут быть использованы
в качестве главных и вспомогательных судовых двигателей, для привода
насосов и земснарядов, привода воздушных компрессоров и компрессоров
для компремирования газа, на буровых платформах и передвижных электростанциях.
Модификации дизелей и газовых двигателей размерностью 22/28 приведены
в таблице 1.
таблица 1
Заводская марка |
Мощность, кВт |
Частота вращения, об/мин |
Вид топлива |
ДИЗЕЛИ |
8Г22Д1 |
1200 |
1000 |
Дизельное,
тяжелое моторное вязкостью до 360 сСт |
6Г22Д1 |
900 |
1000 |
8Г22Д2 |
900 |
750 |
6Г22Д2 |
700 |
750 |
ГАЗОВЫЕ ДВИГАТЕЛИ* |
8Г22Г1 |
1000 |
1000 |
Природный газ |
6Г22Г1 |
750 |
1000 |
8Г22Г2 |
750 |
750 |
6Г22Г2 |
600 |
750 |
* Поставка с 2007 г.
Указанные модификации двигателей и агрегатов на их базе могут поставляться
с любой степенью автоматизации, оборудованы встроенным в щит управления
процессором управления работой двигателя и предпусковыми операциями.
Завод готов поставлять на базе дизель-генераторов 6-8ДГ22/28 электростанции
мощностью 630–4000 кВт в блочно-модульном и контейнерном исполнении.
Проект такой электростанции мощностью 2 МВт напряжением 6300 В в блочно-модульном
транспортабельном исполнении разработан и в настоящее время реализуется.
Поставка станции возможна уже в 2006 году.
Двигатели типа ЧН32/40 (по лицензии фирмы MAN)
С
2007 года значительно расширяется диапазон мощностей выпускаемых заводом
двигателей. По лицензии одной из ведущих в дизелестроении германской
фирмы MAN на ОАО «РУМО» осваивается выпуск дизелей размерностью
6-9ЧН32/40 мощностью 2880 – 4320 кВт. В этом диапазоне мощностей отечественные
производители дизелей для стационарной энергетики практически отсутствуют.
Модификации двигателей типа ЧН32/40 приведены в таблице 2*.
таблица 2
Марка |
Мощность, кВт |
Частота вращения, об/мин |
Напряжение, В |
ДГ-2600 |
2600 |
750 |
6300,
10500 |
ДГ-3600
|
3600 |
ДГ-3000 |
4000 |
* Поставка с 2007 г.
В настоящее время производится сборка головного образца дизеля 8ЧН32/40
мощностью 3520 кВт. Завершение испытаний планируется в сентябре 2006
года.
Ближайшие перспективы
Заводом ведутся и в ближайшее время будут завершены работы по созданию
двигателей ЧН22/28, работающих по газодизельному циклу, а также налажено
производство двухтопливных двигателей 6-9L32/40, на которые заводом
также приобретена лицензия фирмы MAN.
Одним из направлений в энергетике, которому в России еще не уделяется
должного внимания, является использование альтернативных видов топлива
(генераторный газ из отходов древесины, торфа, утилизации бытовых отходов,
биогаз, шахтный, доменный и т. д.).
Упреждая очевидный к этой проблеме в ближайшее время интерес и исходя
из экономических соображений, на ОАО «РУМО» ведутся работы по адаптации
газовых двигателей для возможности работы на низкокалорийных газах низкого
давления. Уже в 2007 году поставка таких двигателей реальна.
Более подробно с продукцией ОАО «РУМО» можно ознакомиться на интернет-сайте
www.rumo.nnov.ru
Зам. ген. директора Ю. В. Аверкиев
603061, г. Нижний Новгород,
ул. Адмирала Нахимова, 13
Тел.: (8312) 583-464, 582-468,
факс (8312) 538-668
E-mail: