Строительство и городское хозяйство в Санкт-Петербурге и Ленинградской области
спецвыпуск: энергосбережение №5
новости фирм
информация об издании
инвестиции
тендеры
крупные строительные объекты
каталог строительных объектов
информационные статьи
лидеры строительного рынка
полезные ссылки
подписка на журнал
Энергосбережение
Морской бизнес


БИОТОПЛИВО ПО-ЛИТОВСКИ
Пока вопросов больше, чем ответов

Литва значительно опережает своих балтийских соседей в производстве и применении биодизелина – смеси рапсового масла с дизтопливом.
Проведенные эксперименты свидетельствуют, что биодизелин позволяет сократить выброс выхлопных газов на 20–35%, в том числе оксидов углерода – на 10–35%.

К производству биотоплива Литву подтолкнуло не только отсутствие своих нефтересурсов (их не имеют и другие страны Балтии) и скорее даже не то обстоятельство, что на литовских полях лучше растет рапс – этот дальний родственник капусты, а желание побыстрее интегрироваться в Евросоюз. Дело в том, что идея замены традиционных нефтепродуктов на экологически чистое топливо (ЭЧТ) с конца 90-х годов, когда литовцы еще не были приняты в ЕС, начала реализовываться в официальной политике Евросоюза. Более того, в соответствии с директивой Еврокомиссии к 2020 году запланировано перевести на альтернативные виды топлива 20% транспортных средств. В частности, поставлена задача довести удельный вес биотоплива с 2% в 2005 году до 5,75% в 2010-м. Реализация данной программы позволит странам–участницам ЕС уменьшить акцизы на биотопливо.

В Литве рассуждения на эти темы приобрели системный вид в 1997 году, когда руководитель научно-технического парка Nova (г. Каунас) Гедиминас Петраускас представил правительству проект национальной программы развития биотоплива. А уже в 1999 году был принят закон о биотопливе, который распространяется на 10 видов экологически чистого топлива. Однако, по данным литовского министерства хозяйства, реально анализировались возможности производства и применения пяти видов ЭЧТ: биодизелина, бензина с 7%-ной добавкой этанола, биомасел, дегидратного и денатуратного этанола.

В первую очередь взялись за биодизелин, который в литовском варианте представляет собой смесь дизтоплива и рапсовой добавки в соотношении 30 к 70. В литовском же потому, что в каждом государстве ЕС, решающем эту проблему, свои пропорции. К примеру, во Франции доля рапса в смеси составляет 5%.
Пионерами в области нового топлива решились стать два небольших предприятия – Plungеs grudai и Obeliu aliejus, запланировавшие вырабатывать его по 15 тысяч тонн в год, а также… фермер Алвидас Блажис, которого к решению наладить производство такого горючего подвигла низкая закупочная цена на рапс ($165 за тонну) и надежда получать прибыль на биосолярке. На новую ступень переработки рапса в горючее вывело открытие в 2003 году мажейкяйского предприятия Rapsolia, которое стало первым серьезным производителем биодизелина в Литве, а также присоединение к программе клайпедского предприятия Rapsolis, располагающего мощностями в 20 тысяч тонн в год.

Все это и позволило в августе прошлого года с помпой перевести на биодизелин 136 из 240 автобусов Вильнюсского автобусного парка (Vilniaus autobusai). На пресс-конференции, устроенной по этому поводу, мэр литовской столицы Артурас Зуокас заявил, что данный шаг станет примером и для самоуправлений других крупных городов. В течение двух лет планируется перевести на экологически чистое топливо весь вильнюсский парк, а еще в пяти крупнейших городах Литвы – довести долю использования биосолярки на общественном транспорте до 50–70%. По словам технического директора Vilniaus autobusai Юозаса Грабиса, для работы на биотопливе отобраны «Икарусы» еще советских времен, при этом никаких технических усовершенствований двигателей не понадобилось.

В других же сферах городского хозяйства биосолярка особого распространения пока не получила. Ведь сколько ни пропагандируй биотопливо, решающую роль в любом случае будет играть экономический фактор. А вот здесь-то все обстоит далеко не гладко. К примеру, в Европе, по оценкам специалистов, производство биодизелина обходится почти вдвое дороже, чем дизтоплива, вдобавок его расход на 10% выше обычной солярки. В Литве ценовые ножницы не столь велики – разница в ценах составляет в пересчете на европейскую валюту примерно 0,8 евроцента за литр. Однако для компенсации этой разницы Вильнюсскому самоуправлению пришлось выделять бюджетные средства. Кроме того, автобусный парк города в соответствии с Законом о биотопливе пользуется льготой, согласно которой стоимость добавки освобождается от акциза, а сам автопарк – от налога на охрану окружающей среды пропорционально доле используемого экологически чистого топлива.
Сложно сказать, насколько широкое применение в тамошнем городском хозяйстве получит биодизелин. Как справедливо считают в литовском Минхозе, без расчетов рентабельности все разговоры о чудо-топливе будут абсолютно беспочвенными.

Однако поборники экологически чистого топлива могут порадоваться тому обстоятельству, что спиртзавод Stumbras, мощность которого составляет 10 тысяч тонн в год, освоил выпуск еще одного вида горючего – биоэтанола.

Сергей Горячев


Новости

подписка на новости сайта

 


поиск по сайту

 











© Строительство и городское хозяйство в Санкт-Петербурге и Ленинградской области
при использовании материалов сайта ссылка на http://stroygorhoz.ru обязательна