БИОТОПЛИВО ПО-ЛИТОВСКИ
Пока вопросов больше, чем ответов
Литва значительно опережает своих балтийских соседей в производстве
и применении биодизелина – смеси рапсового масла с дизтопливом.
Проведенные эксперименты свидетельствуют, что биодизелин позволяет сократить
выброс выхлопных газов на 20–35%, в том числе оксидов углерода – на
10–35%.
К производству биотоплива Литву подтолкнуло не только отсутствие своих
нефтересурсов (их не имеют и другие страны Балтии) и скорее даже не
то обстоятельство, что на литовских полях лучше растет рапс – этот дальний
родственник капусты, а желание побыстрее интегрироваться в Евросоюз.
Дело в том, что идея замены традиционных нефтепродуктов на экологически
чистое топливо (ЭЧТ) с конца 90-х годов, когда литовцы еще не были приняты
в ЕС, начала реализовываться в официальной политике Евросоюза. Более
того, в соответствии с директивой Еврокомиссии к 2020 году запланировано
перевести на альтернативные виды топлива 20% транспортных средств. В
частности, поставлена задача довести удельный вес биотоплива с 2% в
2005 году до 5,75% в 2010-м. Реализация данной программы позволит странам–участницам
ЕС уменьшить акцизы на биотопливо.
В Литве рассуждения на эти темы приобрели системный вид в 1997
году, когда руководитель научно-технического парка Nova (г. Каунас)
Гедиминас Петраускас представил правительству проект национальной программы
развития биотоплива. А уже в 1999 году был принят закон о биотопливе,
который распространяется на 10 видов экологически чистого топлива. Однако,
по данным литовского министерства хозяйства, реально анализировались
возможности производства и применения пяти видов ЭЧТ: биодизелина, бензина
с 7%-ной добавкой этанола, биомасел, дегидратного и денатуратного этанола.
В первую очередь взялись за биодизелин, который в литовском варианте
представляет собой смесь дизтоплива и рапсовой добавки в соотношении
30 к 70. В литовском же потому, что в каждом государстве ЕС, решающем
эту проблему, свои пропорции. К примеру, во Франции доля рапса в смеси
составляет 5%.
Пионерами в области нового топлива решились стать два небольших предприятия
– Plungеs grudai и Obeliu aliejus, запланировавшие вырабатывать его
по 15 тысяч тонн в год, а также… фермер Алвидас Блажис, которого к решению
наладить производство такого горючего подвигла низкая закупочная цена
на рапс ($165 за тонну) и надежда получать прибыль на биосолярке. На
новую ступень переработки рапса в горючее вывело открытие в 2003 году
мажейкяйского предприятия Rapsolia, которое стало первым серьезным производителем
биодизелина в Литве, а также присоединение к программе клайпедского
предприятия Rapsolis, располагающего мощностями в 20 тысяч тонн в год.
Все это и позволило в августе прошлого года с помпой перевести
на биодизелин 136 из 240 автобусов Вильнюсского автобусного парка (Vilniaus
autobusai). На пресс-конференции, устроенной по этому поводу,
мэр литовской столицы Артурас Зуокас заявил, что данный шаг станет примером
и для самоуправлений других крупных городов. В течение двух лет планируется
перевести на экологически чистое топливо весь вильнюсский парк, а еще
в пяти крупнейших городах Литвы – довести долю использования биосолярки
на общественном транспорте до 50–70%. По словам технического директора
Vilniaus autobusai Юозаса Грабиса, для работы на биотопливе отобраны
«Икарусы» еще советских времен, при этом никаких технических усовершенствований
двигателей не понадобилось.
В других же сферах городского хозяйства биосолярка особого
распространения пока не получила. Ведь сколько ни пропагандируй
биотопливо, решающую роль в любом случае будет играть экономический
фактор. А вот здесь-то все обстоит далеко не гладко. К примеру, в Европе,
по оценкам специалистов, производство биодизелина обходится почти вдвое
дороже, чем дизтоплива, вдобавок его расход на 10% выше обычной солярки.
В Литве ценовые ножницы не столь велики – разница в ценах составляет
в пересчете на европейскую валюту примерно 0,8 евроцента за литр. Однако
для компенсации этой разницы Вильнюсскому самоуправлению пришлось выделять
бюджетные средства. Кроме того, автобусный парк города в соответствии
с Законом о биотопливе пользуется льготой, согласно которой стоимость
добавки освобождается от акциза, а сам автопарк – от налога на охрану
окружающей среды пропорционально доле используемого экологически чистого
топлива.
Сложно сказать, насколько широкое применение в тамошнем городском хозяйстве
получит биодизелин. Как справедливо считают в литовском Минхозе, без
расчетов рентабельности все разговоры о чудо-топливе будут абсолютно
беспочвенными.
Однако поборники экологически чистого топлива могут порадоваться тому
обстоятельству, что спиртзавод Stumbras, мощность которого составляет
10 тысяч тонн в год, освоил выпуск еще одного вида горючего – биоэтанола.
Сергей Горячев