Балансировка гидравлики систем ОВК
Нужно ли проводить балансировку колес автомобиля? Странный вопрос,
скажете Вы. Очевидно, что да.
Но почему же балансировка гидравлики систем отопления, вентиляции, кондиционирования
и водоснабжения до сих пор не считается необходимым делом? Ведь неправильные
расходы тепло- или холодоносителя приводят к неправильной температуре
воздуха в помещениях, плохой работе автоматики, шумам, быстрому выходу
из строя насосов, котлов, труб, неэкономичной работе всей системы.
Думается,
что основная причина кроется в недооценке важности балансировки гидравлики
и просто в отсутствии необходимых знаний и опыта.
Часто считают, что достаточно провести гидравлический расчет с подбором
труб и, при необходимости, шайб – и проблема решена. Но это не так.
Во-первых, расчет имеет приближенный характер, а во-вторых, при монтаже
возникает масса дополнительных неконтролируемых факторов. Есть мнение,
что гидравлику можно увязать с помощью расчета настроек термостатических
клапанов. Это тоже не так, поскольку точность такой увязки будет низкой,
до ± 40% на малых настройках, настройки близких к насосу термостатических
клапанов будут маленькими, что чревато опасностью засорения, возможностью
возникновения шумов. Кроме того, если по каким-либо причинам через стояк
не проходит достаточное количество воды, термостатические клапаны будут
просто открыты, а температура воздуха в помещении будет низкой. С другой
стороны, при перерасходе теплоносителя может быть ситуация, когда открыты
форточки и термостатические клапаны. Вышесказанное абсолютно не умаляет
необходимости и важности установки на радиаторы термостатических клапанов,
а лишь подчеркивает, что для их хорошей работы также необходима балансировка
гидравлики.
Под балансировкой понимается такая наладка гидравлики, чтобы каждый
элемент системы: радиатор, фэнкойл, калорифер, ветвь, плечо, стояк,
магистраль – имели проектные расходы. При этом определение и выставление
настроек термостатических клапанов является частью общего процесса наладки
гидравлики.
Для балансировки необходимы балансировочные клапаны типа STAD, STAF
на стояках и ветвях системы и прибор CBIII для измерения и регулировки
расхода.
Очень важно, чтобы прибор определял расход с точностью не хуже ± 5%
и имел низкий порог чувствительности, не хуже ± 0,2 кПа, поскольку часто
приходится иметь дело с небольшими перепадами давления в несколько кПа.
Балансировку можно проводить несколькими способами. Можно, например,
задать насосом большой перепад давления, а затем погасить его на балансировочных
клапанах. Но оптимальная балансировка состоит в том, чтобы гасить на
клапанах минимально возможное давление (в несколько кПа), при этом скорость
насоса и, соответственно, напор будут минимально возможными, что увеличивает
срок его службы, уменьшает шум и потребление энергии.
Основная сложность при балансировке заключается во взаимозависимости
разных частей системы. Иными словами, при изменении настройки и, соответственно,
расхода на одном клапане изменяется расход на всех остальных. Самым
быстрым, наименее трудоемким и оптимальным способом балансировки является
метод TA-Balance, разработанный в компании Tour & Andersson, входящей
в состав концерна IMI plc.
В основе данного метода лежит модульный принцип построения сети (см.
рис.):
– клапаны в модуле нумеруются в порядке возрастания от начала: 1, 2,
3…;
– в микропроцессорный прибор CBI вводится номер клапана, проектный расход,
текущая настройка (положение ручки), модель клапана и его размер;
– прибор CBI автоматически делает замер;
– клапан закрывается, и CBI делает второй замер при закрытом клапане;
– аналогично проводятся замеры на всех остальных клапанах модуля и клапане-партнере;
– CBI вычисляет настройки всех клапанов модуля с учетом их взаимного
влияния.
Таким образом, проводится наладка всей системы модуль за модулем. Наладив
все модули нижнего уровня, переходят к модулям более высокого уровня.
Главное
преимущество TA-Balance состоит в том, что один человек с одним прибором
может быстро и легко сбалансировать любую систему.
Получить подробную информацию по методам балансировки и балансировочным
клапанам, а также пройти обучение можно в отделении IMI International.
Н. И. Лебедев,
управляющий директор IMI International
IMI International
107113, Москва
Сокольнический вал, д. 1/2
Тел. (095) 739-0668, 264-6229
Представительство
на Северо-Западе
(812) 324-7106
Представительство на Урале
(343) 349-35-43