ТРЕТЬЯ ПОПЫТКА С НОВЫМИ УЧАСТНИКАМИ
Государственно-частное партнерство
Тепломагистраль от Северо-Западной ТЭЦ к Приморской котельной, которая
обеспечит транспорт тепла в городские сети, будет введена к лету 2006
года. Это стало возможным благодаря государственно-частному партнерству
Администрации Петербурга, бизнеса и банковского капитала.
Долгожданный старт
26 марта состоялась торжественная закладка тепломагистрали от Северо-Западной
ТЭЦ к Приморской котельной. Начался строительный этап в реализации одного
из крупных и самых значимых инвестиционных проектов последних лет для
Петербурга и всего Северо-Западного региона.
Проект экономически очень выгоден и для города, и для Северо-Западной
ТЭЦ. Ввод в строй магистрали не только значительно улучшит теплоснабжение
Приморского и северных районов города, полностью решит проблему дефицита
тепла в районе до 2025 года и откроет широкие возможности для его развития,
но и позволит не тратить бюджетные деньги на строительство новых котельных,
а сэкономленные средства направить на реализацию других городских программ.
Кроме того, пуск теплотрассы поднимет на новый уровень работу Северо-Западной
ТЭЦ, сделав ее абсолютно рентабельной и высокоэффективной.
Это третья попытка построить теплотрассу от СЗТЭЦ. В конце 90-х годов
планировалось участие города в финансировании проекта, однако тогда
было решено вложить средства в развитие Приморской и Коломяжской котельных.
В итоге вот уже пять лет станция вырабатывает только электроэнергию
для поставок по экспортному контракту, а дешевая тепловая энергия выбрасывается
в воздух. Потери Северо-Западной ТЭЦ из-за отсутствия тепловой нагрузки
с момента ее запуска оцениваются более чем в 1 млрд рублей. Существенны
и потери города, который вынужден не только сжигать газ в котельных
взамен неполученного тепла, но и терпеть ухудшение экологической обстановки.
В настоящий момент СЗ ТЭЦ эксплуатирует один энергоблок мощностью в
350 МВт. Полный проект станции предполагает наличие 4 энергоблоков.
Теплотрасса строится с учетом увеличения отпуска тепла за счет строительства
2-го энергоблока, что является одним из обязательных условий контракта
УК Enel ESN Energo на управление станцией.
А вот к проекту строительства теплотрассы сама ТЭЦ отношения не имеет.
Все права на него переданы ЗАО «Тепломагистраль», которое финансирует
строительство за счет кредитов, а после введения будет эксплуатировать
теплотрассу.
Общая стоимость проекта – 2,7 млн рублей, срок окупаемости – 5 лет.
Участники договорились о тарифах на отпускаемое тепло, которые на срок
окупаемости останутся фиксированными (101, 9 рубля) и будут составлять
около 40% от цены продажи. Гарантированная прибыль обеспечит возврат
кредитов, после чего тариф будет формироваться на общих основаниях.
Экономичный, экологичный вариант
При выборе трассы для проектирования и строительства тепломагистрали
от Северо-Западной ТЭЦ до Приморской котельной было рассмотрено 5 вариантов
строительства и выбран наиболее экономичный и экологичный. Оптимальным
признано строительство тепломагистрали на участке вдоль Западного побережья
Лахтинского разлива, где не требуется сносить жилые дома и промышленные
объекты. Альтернативные варианты трассы (через поселок Лахта) приводят
к удорожанию и увеличению срока строительства. Выбранный вариант отвечает
самым строгим экологическим требованиям и не затронет территорию заказника
«Юнтоловский».
После завершения строительства теплотрассы и второго энергоблока Северо-Западной
ТЭЦ Приморский район станет единственным в городе, где горячая вода
будет поставляться потребителям без перерывов.
Предполагается, что в Приморском районе будет построено дополнительно
около 2 млн кв. метров жилья.
Взаимовыгодное сотрудничество
Проект строительства тепломагистрали от СЗТЭЦ – удачный пример государственно-частного
партнерства. Участниками его стали администрация Санкт-Петербурга, РАО
«ЕЭС России» и «Внешторгбанк». В реализации проекта примут участие банк
«Санкт-Петербург» и ГУП «ТЭК СПб». В качестве управляющей компании выступает
ЗАО «Тепломагистраль».
Инвестиционная потребность по магистральной части теплотрассы Северо-Западная
ТЭЦ – Приморская котельная длиной 12,8 км составляет 25 млн евро. С
учетом строительства теплообменика и других необходимых работ суммарная
потребность в инвестициях оценивается в 35 млн евро. Проект строительства
тепломагистрали финансируется за счет заемных средств Внешторгбанка.
Кредитные ресурсы под гарантии Внешторгбанка выделяет компания «Стройтрансгаз»,
которая ведет строительство.
Долгожданная магистраль будет построена и введена в эксплуатацию к лету
2006 года. При этом город на ее сооружение не потратит ни копейки.