ОАО «ЛЕНЭНЕРГО»: ПРИ ОБСУЖДЕНИИ ПЕРСПЕКТИВ СЛЕДУЕТ ОПЕРИРОВАТЬ ДЕСЯТИЛЕТИЯМИ
Программа развития энергокомплекса Санкт-Петербурга
В 2004 году начался новый этап в развитии энергетического комплекса
нашего города. Правительство совместно с ОАО «Ленэнерго» приняло «Программу
реконструкции и развития головных источников инженерного обеспечения
и магистральных сетей в зоне энергоснабжения ОАО «Ленэнерго» на 2005–2010
годы».
О
перспективах энергокомплекса Петербурга беседуем с первым заместителем
генерального директора ОАО «Ленэнерго» Владиславом Кузьминовым.
– Владислав Григорьевич, кому принадлежит инициатива создания
совместной с городом программы?
– Это была не просто инициатива – это была насущная необходимость, которую
осознавали и руководство ОАО «Ленэнерго», и губернатор Петербурга. До
избрания губернатором Валентины Матвиенко мы неоднократно поднимали
этот вопрос на уровне городского правительства, однако понимания и заинтересованности
не встречали. С избранием нового главы Петербурга желание иметь четкую
перспективу решения проблем инженерной инфраструктуры стало обоюдным.
В январе 2004 года прошло заседание правительства Петербурга, итогом
которого стало поручение губернатора подготовить документ, который определит
основные направления модернизации производственного и сетевого комплексов.
Разработка программы
велась нами совместно со специалистами профильных комитетов Смольного.
В июле 2004 года «Программа реконструкции и развития головных источников
инженерного обеспечения и магистральных сетей в зоне энергоснабжения
ОАО «Ленэнерго» на 2005–2010 годы» была представлена на рассмотрение
правительства города и утверждена.
В ней определены конкретные (пообъектные) списки строительства и модернизации
подстанций, кабельных и воздушных линий электропередачи, электростанций
с разбивкой по годам, определены объемы финансирования и источники средств.
Программа содержит ряд прогнозных показателей и ежегодно будет корректироваться
по исполнению и в случае изменения условий.
– То есть «Ленэнерго» может отказаться от ее исполнения
в той или иной части?
– Программа не является жесткой директивой и может корректироваться
в зависимости от обстоятельств. Например, если для ее реализации необходим
рост тарифов выше установленного Правительством РФ уровня. Ведь деятельность
ОАО «Ленэнерго» регулируется государством путем установления тарифа.
И ни федеральные, ни городские власти не могут предприятию диктовать
объемы и объекты нового строительства и реконструкции иначе как в рамках
тарифного регулирования – то есть устанавливать тарифы исходя из определенных
сумм, предназначенных для развития и реконструкции объектов энергосистемы.
Программа должна корректироваться ежегодно вовсе не потому, что стороны
могут передумать, а потому, что внешние обстоятельства и возможности
сторон – факторы, имеющие постоянную динамику. К примеру, если строители
не выйдут на заявленные объемы строительства в 3 млн кв. м жилья в год,
то не будет той потребности в электроэнергии, которая заложена в нынешней
редакции программы.
– В этом году впервые за много лет город вкладывает средства
в объекты «Ленэнерго»...
– Сразу поправлю. Вложение городом средств в объекты «Ленэнерго» – распространенное
заблуждение.
Предусмотренные бюджетом средства на развитие электросетевого хозяйства
(4,5 млрд рублей) – это не займ, выданный городом предприятию, и уж
тем более не подарок. Город за свой счет строит ряд отдельных объектов
электросетевого комплекса, которые останутся в его собственности. После
окончания строительства эти объекты могут быть переданы «Ленэнерго»
в управление, но они останутся имуществом казны Петербурга.
– Как сетевая компания после разделения будет решать проблему
реконструкции и модернизации сетей, ведь на данный момент это малопривлекательный,
по сравнению с объектами генерации, бизнес?
– На первом этапе основным источником средств для реконструкции как
генерирующих источников, так и сетевого хозяйства останутся установленные
государством тарифы. Возможно привлечение заемных ресурсов, но любые
заимствования – это источник пополнения оборотных средств компании.
То есть для того чтобы взять кредит, нужно знать, за счет чего его отдавать.
Возможен, конечно, и второй вариант – увеличение уставного капитала
за счет проведения эмиссии и направление денег от нее на строительство
новых объектов. Но срок окупаемости подобных проектов не должен превышать
7–10 лет.
К сожалению, в электрических сетях таких проектов очень мало. Поэтому
строительство и реконструкция сетей в основном будет вестись в объемах,
определенных уровнем тарифов. Второй по значимости источник средств
на развитие электросетевого комплекса – плата за присоединение.
С генерацией ситуация пока аналогична. Хотя в будущем, когда производство
энергоресурсов выйдет из зоны тарифного регулирования, у генерации появятся
дополнительные возможности по привлечению средств. Но в 2005 году мы
будем жить по тарифам. А уровень инвестиционной привлекательности как
генерации, так и сетей в полной мере будет зависеть от менеджмента новых
компаний.
– Официально утвержденный тариф за присоединение к электрическим
мощностям сделал плату прибыльной?
– Работа по присоединению новых абонентов к сетям была и остается бесприбыльной
для «Ленэнерго». Плата за присоединение рассчитывается РЭК таким образом,
что все деньги, получаемые от клиента, расходуются на работы именно
по подключению к источникам энергии. Это средства, которые мы тратим
на прокладку кабельных линий, увеличение мощности существующей трансформаторной
подстанции либо строительство новой, от которой будут запитаны энергопринимающие
устройства обратившегося к нам потребителя.
– Не «пострадает» ли тепловая часть ОАО «Ленэнерго» в результате
реформирования электроэнергетики? Каково мнение руководства «Ленэнерго»
о необходимости создания единой компании, объединяющей все тепловые
сети города?
– Все тепловые сети наравне с ТЭЦ войдут в состав генерирующей компании.
Работа по объединению теплосетевых активов должна иметь определенную
последовательность действий. Во-первых, требуется согласие акционеров
генерирующей компании и согласие города. Во-вторых, необходимо обосновать
экономическую целесообразность подобного объединения в новых условиях
функционирования ТЭК.
Напомню, что идея предлагалась к рассмотрению в тот момент, когда «Ленэнерго»
существовало в виде вертикально интегрированного комплекса. Она по-прежнему
имеет право на существование, но в настоящий момент не принята как рабочая
ни РАО ЕЭС, ни городом. К тому же имеется ряд проблем с точки зрения
объединения имущества предприятий различных форм собственности. В любом
случае это будет длительный процесс, который займет не один год.
– Как вы относитесь к тому, что понятие «монополист» в
отношении ОАО «Ленэнерго» приобрело негативный смысл, а среди основных
трудностей большинство застройщиков и потребителей называют необходимость
договориться именно с вашим предприятием?
– Монопольные виды деятельности – объективная реальность любой экономики.
Причем за этим понятием стоят отнюдь не бесконтрольность и безнаказанность,
а совсем наоборот.
Дело не в нашем нежелании договариваться, а в отсутствии свободных мощностей
из-за того, что энергосистема исчерпала свой ресурс. И вообще понятие
«договариваться» в применении к экономике – это больше из воспоминаний
о советских временах. В современных условиях действуют не «договоренности»,
а объективные факторы.
Мы не отказываем желающим в присоединении. Но мы не можем обещать провести
работы за два-три дня, как того требуют некоторые потребители. Во-первых,
такие работы требуют немало времени: в применении к подстанции это около
года на проектирование и полтора – на строительство. Во-вторых, в большинстве
случаев даже строительством подстанции не обойтись – требуется реконструкция
значительной части энергосистемы.
Например, чтобы обеспечить электроэнергией свободную территорию в северной
части Приморского района, необходимо кроме строительства новой подстанции
110 кВ реконструировать подстанцию «Восточная» мощностью 330 кВ, на
что нужно 4 года и 8–10 млрд рублей инвестиций. Кто из потребителей
готов обеспечить финансирование такого объема работ?
Проблема не в том, что мы отмахиваемся от потребителя, а в том, что
отсутствие мощностей носит системный характер, и локально, как предлагают
это сделать наши клиенты, ее не решить. И плата за присоединение этой
проблемы не решает. Нехватка мощностей перестанет быть объективным фактором
только тогда, когда произойдет полное техническое перевооружение и реконструкция
энергохозяйства.
– Когда это произойдет?
– Сказать сложно. После 1 октября «Ленэнерго» разделится на четыре юридически
независимые компании, у каждой из которых будут свои собственники, своя
стратегия развития. Если программу на 2005–2010 годы удастся реализовать,
мы получим практически полностью перевооруженный энергокомплекс. Это
позволит энергосистеме иметь серьезный запас прочности, обеспечит как
существующие, так и перспективные нагрузки. Но это в том случае, если
программа будет реализована в намеченных объемах.
Пока уровень тарифного регулирования таков, что нет основания делать
радужные прогнозы. Возможно, с развитием рынка появятся новые возможности
для ускорения этого процесса. В любом случае то, что делается сегодня,
– это только начало работы. Проблемы, накопленные десятилетиями, не
могут быть решены за год-два. А значит, при обсуждении перспектив оперировать
мы должны тоже десятилетиями.
Беседовала Светлана Соснова
Тел. (812) 318-6174