ТЕПЛОЭНЕРГЕТИКУ ЖДЕТ ДЕМОНОПОЛИЗАЦИЯ
Как сформировать оптимальную схему теплоснабжения
Ситуация в теплоэнергетике требует не только больших финансовых вложений,
но и кардинального изменения в подходах к решению проблемы реконструкции
и модернизации сетей и теплоисточников: необходимы системная адаптация
законодательной базы к сегодняшним реалиям и привлечение инвестиций
в сектор теплоэнергетики
О возможных путях выхода теплоэнергетики Петербурга из кризиса беседуем
с техническим директором ЗАО «Термолайн инжиниринг» Е. Л. Палеем.
– Ефим Львович, стоит ли так поспешно отказываться от централизованного
теплоснабжения в пользу автономного?
– В первую очередь нам следует договориться о терминах. Термина «централизованная
система теплоснабжения» вы не найдете ни в одном нормативном документе,
и поэтому для того, чтобы конкретизировать задачу, нужно обратиться
к технической литературе. Там такое понятие есть, и оно гласит: «централизованное
теплоснабжение – это генерирующая установка или крупная районная котельная
и тепловые сети, подключенные к потребителю». Районные котельные имеют
тепловую мощность 150–200 Гкал в час. Значит, все котельные с меньшей
мощностью можно считать локальными. Таким образом, существующая система
теплоснабжения в Петербурге является смешанной: есть централизованное
теплоснабжение от крупных районных котельных и ТЭЦ и есть теплоснабжение
от локальных котельных. Пример – Центральный район, где на котельную
приходится три-четыре дома. И сегодня, когда говорят о централизованном
теплоснабжении, имеют в виду, что новый потребитель подключается к уже
существующим сетям, но эти сети не обязательно являются частью централизованной
системы. Иное дело, что автономные котельные появляются без учета возможности
реконструировать существующие источники энергии…
– Кто и каким образом это должен учитывать?
– Приведу пример. Есть небольшая котельная в Невском районе, которая
обеспечивает теплом 6 зданий. Общая нагрузка котельной на данный момент
превышает номинальную. Один из существующих потребителей получил разрешение
на возведение пристройки, для эксплуатации которой требуется дополнительное
тепло. Поскольку котельная перегружена, ГУП «ТЭК СПб» в присоединении
ему отказывает. Тогда потребитель принимает единственно возможное решение:
построить собственную котельную и отключиться от городских сетей, ибо
стоимость выработки тепла на ней будет почти в 2 раза ниже. Хотя схема
по логике должна быть иной: потенциальный потребитель финансирует самостоятельно
или совместно с другими заинтересованными организациями реконструкцию
и/или модернизацию, а взамен получает необходимую мощность. При этом,
заметьте, котельная остается у города, потребление газа уменьшается,
экологическая ситуация улучшается.
– Но потребителю нужна гарантия, что он будет получать
тепло!
– Потребитель должен иметь две гарантии: во-первых, стабильное получение
тепла, во-вторых, что себестоимость тепла на реконструированной котельной
будет ниже. Сегодня при монопольной роли ГУП «ТЭК СПб» стабильное теплоснабжение
по сниженному тарифу ему не гарантируется. Выход есть, но нужна законодательная
поддержка: например, котельная, оставаясь городской собственностью,
изымается из ведения ГУП «ТЭК СПб», реконструируется за счет потребителя
и выставляется на тендер на управление, в котором примут участие теплоснабжающие
и эксплуатационные организации (и в т. ч. ГУП «ТЭК СПб»). В итоге выигрывают
все: горожане получают качественное и стабильное теплоснабжение, инвестор
экономит средства, город получит новый источник и улучшение экологической
обстановки. С увеличением числа таких котельных мы постепенно и безболезненно
подойдем к самоликвидации естественного монополиста.
– Не получится ли так, что создаваемая сеть вновь окажется
в руках монополиста?
– Кроме ГУП «ТЭК СПб» есть около 10 серьезных организаций, которые строят
и эксплуатируют котельные. Да, они меньше, но смогут составить достойную
конкуренцию в управлении небольшими котельными. В итоге мы придем к
демонополизации и дерегуляции рынка теплоснабжения, когда на нем будет
действовать группа компаний, появится конкуренция и стимул для снижения
тарифов.
– И таким образом будет формироваться новая схема теплоснабжения…
– Предлагаемая схема позволит разработать новые правила, реконструировать
и развить городскую систему теплоснабжения в соответствии с новыми потребностями
города. И здесь в обновленной структуре теплоэнергетического хозяйства
города важную роль могут сыграть энергосервисные компании. ЭСК-компании,
часто находящиеся полностью в муниципальной собственности, которым передаются
в управление одна или несколько котельных, занимаются наймом подрядных
организаций на обслуживание котельных и управлением соответствующими
финансовыми потоками. Подобные структуры уже действуют в ряде регионов
России и за рубежом.
– Кто должен инициировать реформы?
– В первую очередь Комитет по энергетике, который необходимо поднять
на уровень, соответствующий значимости возложенных на него функций.
Как происходит строительство на Западе? Приходит предприниматель в муниципалитет,
пишет заявку на строительство котельной и получает разрешение и необходимые
условия.
У нас каждый со своей инициативой должен идти отдельно в «Ленгаз», ГУП
«ТЭК СПб», «Водоканал», «Ленэнерго» и т. п., причем в рамках каждого
из разрешений монополистов необходимо получить разрешение еще трех-четырех
организаций. А все это должно быть в одних руках – Комитета по энергетике,
который владеет схемой инженерного снабжения нашего города.
– Такая схема существует?
– Конечно, схема теплоснабжения Санкт-Петербурга, разработанная еще
в 80-х годах прошлого века, устарела, ее необходимо привести в соответствие
с изменениями в генеральном плане развития города. Без нее Генплан –
красивая картинка. Но я не уверен, что при разработке Генплана в полном
объеме решаются вопросы инженерного снабжения. Сегодня инвесторам при
получении пятна под новое строительство выдается архитектурно-планировочное
задание, с «инженерным снабжением по техническим условиям ведомств».
В итоге на территории нет ни воды, ни тепла, ни канализации… И таких
примеров множество. Поэтому в числе первоочередных мер следует считать
разработку новой схемы теплоснабжения Петербурга, согласованной с Генеральным
планом развития города, демонополизацию и дерегуляцию рынка, которые
предусматривают равный доступ для всех к процессу модернизации мощностей
по производству тепла и теплосетей, а также сокращение числа организаций,
занимающихся выдачей разрешительной документации, создание единой четкой
системы документооборота и соответствующей законодательной базы. К созданию
этого документа следует привлечь ведущих петербургских ученых и специалистов,
работающих в этом направлении.
Беседовала Светлана Соснова
СПб, Беловодский пер., 6-а
Тел. (812) 327-0828,
факс (812) 271-5646