Строительство и городское хозяйство в Санкт-Петербурге и Ленинградской области
спецвыпуск: энергосбережение №4
новости фирм
информация об издании
инвестиции
тендеры
крупные строительные объекты
каталог строительных объектов
информационные статьи
лидеры строительного рынка
полезные ссылки
подписка на журнал
Энергосбережение
Морской бизнес


ТЕПЛОЭНЕРГЕТИКУ ЖДЕТ ДЕМОНОПОЛИЗАЦИЯ
Как сформировать оптимальную схему теплоснабжения

Ситуация в теплоэнергетике требует не только больших финансовых вложений, но и кардинального изменения в подходах к решению проблемы реконструкции и модернизации сетей и теплоисточников: необходимы системная адаптация законодательной базы к сегодняшним реалиям и привлечение инвестиций в сектор теплоэнергетики

О возможных путях выхода теплоэнергетики Петербурга из кризиса беседуем с техническим директором ЗАО «Термолайн инжиниринг» Е. Л. Палеем.

– Ефим Львович, стоит ли так поспешно отказываться от централизованного теплоснабжения в пользу автономного?
– В первую очередь нам следует договориться о терминах. Термина «централизованная система теплоснабжения» вы не найдете ни в одном нормативном документе, и поэтому для того, чтобы конкретизировать задачу, нужно обратиться к технической литературе. Там такое понятие есть, и оно гласит: «централизованное теплоснабжение – это генерирующая установка или крупная районная котельная и тепловые сети, подключенные к потребителю». Районные котельные имеют тепловую мощность 150–200 Гкал в час. Значит, все котельные с меньшей мощностью можно считать локальными. Таким образом, существующая система теплоснабжения в Петербурге является смешанной: есть централизованное теплоснабжение от крупных районных котельных и ТЭЦ и есть теплоснабжение от локальных котельных. Пример – Центральный район, где на котельную приходится три-четыре дома. И сегодня, когда говорят о централизованном теплоснабжении, имеют в виду, что новый потребитель подключается к уже существующим сетям, но эти сети не обязательно являются частью централизованной системы. Иное дело, что автономные котельные появляются без учета возможности реконструировать существующие источники энергии…

– Кто и каким образом это должен учитывать?
– Приведу пример. Есть небольшая котельная в Невском районе, которая обеспечивает теплом 6 зданий. Общая нагрузка котельной на данный момент превышает номинальную. Один из существующих потребителей получил разрешение на возведение пристройки, для эксплуатации которой требуется дополнительное тепло. Поскольку котельная перегружена, ГУП «ТЭК СПб» в присоединении ему отказывает. Тогда потребитель принимает единственно возможное решение: построить собственную котельную и отключиться от городских сетей, ибо стоимость выработки тепла на ней будет почти в 2 раза ниже. Хотя схема по логике должна быть иной: потенциальный потребитель финансирует самостоятельно или совместно с другими заинтересованными организациями реконструкцию и/или модернизацию, а взамен получает необходимую мощность. При этом, заметьте, котельная остается у города, потребление газа уменьшается, экологическая ситуация улучшается.

– Но потребителю нужна гарантия, что он будет получать тепло!
– Потребитель должен иметь две гарантии: во-первых, стабильное получение тепла, во-вторых, что себестоимость тепла на реконструированной котельной будет ниже. Сегодня при монопольной роли ГУП «ТЭК СПб» стабильное теплоснабжение по сниженному тарифу ему не гарантируется. Выход есть, но нужна законодательная поддержка: например, котельная, оставаясь городской собственностью, изымается из ведения ГУП «ТЭК СПб», реконструируется за счет потребителя и выставляется на тендер на управление, в котором примут участие теплоснабжающие и эксплуатационные организации (и в т. ч. ГУП «ТЭК СПб»). В итоге выигрывают все: горожане получают качественное и стабильное теплоснабжение, инвестор экономит средства, город получит новый источник и улучшение экологической обстановки. С увеличением числа таких котельных мы постепенно и безболезненно подойдем к самоликвидации естественного монополиста.

– Не получится ли так, что создаваемая сеть вновь окажется в руках монополиста?
– Кроме ГУП «ТЭК СПб» есть около 10 серьезных организаций, которые строят и эксплуатируют котельные. Да, они меньше, но смогут составить достойную конкуренцию в управлении небольшими котельными. В итоге мы придем к демонополизации и дерегуляции рынка теплоснабжения, когда на нем будет действовать группа компаний, появится конкуренция и стимул для снижения тарифов.

– И таким образом будет формироваться новая схема теплоснабжения…
– Предлагаемая схема позволит разработать новые правила, реконструировать и развить городскую систему теплоснабжения в соответствии с новыми потребностями города. И здесь в обновленной структуре теплоэнергетического хозяйства города важную роль могут сыграть энергосервисные компании. ЭСК-компании, часто находящиеся полностью в муниципальной собственности, которым передаются в управление одна или несколько котельных, занимаются наймом подрядных организаций на обслуживание котельных и управлением соответствующими финансовыми потоками. Подобные структуры уже действуют в ряде регионов России и за рубежом.

– Кто должен инициировать реформы?
– В первую очередь Комитет по энергетике, который необходимо поднять на уровень, соответствующий значимости возложенных на него функций. Как происходит строительство на Западе? Приходит предприниматель в муниципалитет, пишет заявку на строительство котельной и получает разрешение и необходимые условия.
У нас каждый со своей инициативой должен идти отдельно в «Ленгаз», ГУП «ТЭК СПб», «Водоканал», «Ленэнерго» и т. п., причем в рамках каждого из разрешений монополистов необходимо получить разрешение еще трех-четырех организаций. А все это должно быть в одних руках – Комитета по энергетике, который владеет схемой инженерного снабжения нашего города.

– Такая схема существует?
– Конечно, схема теплоснабжения Санкт-Петербурга, разработанная еще в 80-х годах прошлого века, устарела, ее необходимо привести в соответствие с изменениями в генеральном плане развития города. Без нее Генплан – красивая картинка. Но я не уверен, что при разработке Генплана в полном объеме решаются вопросы инженерного снабжения. Сегодня инвесторам при получении пятна под новое строительство выдается архитектурно-планировочное задание, с «инженерным снабжением по техническим условиям ведомств». В итоге на территории нет ни воды, ни тепла, ни канализации… И таких примеров множество. Поэтому в числе первоочередных мер следует считать разработку новой схемы теплоснабжения Петербурга, согласованной с Генеральным планом развития города, демонополизацию и дерегуляцию рынка, которые предусматривают равный доступ для всех к процессу модернизации мощностей по производству тепла и теплосетей, а также сокращение числа организаций, занимающихся выдачей разрешительной документации, создание единой четкой системы документооборота и соответствующей законодательной базы. К созданию этого документа следует привлечь ведущих петербургских ученых и специалистов, работающих в этом направлении.

Беседовала Светлана Соснова

СПб, Беловодский пер., 6-а
Тел. (812) 327-0828,
факс (812) 271-5646


Новости

подписка на новости сайта

 


поиск по сайту

 









© Строительство и городское хозяйство в Санкт-Петербурге и Ленинградской области
при использовании материалов сайта ссылка на http://stroygorhoz.ru обязательна

e-mail: тел. 331-14-54