ТЕПЛОЭНЕРГЕТИКУ ЖДЕТ ДЕМОНОПОЛИЗАЦИЯ
 Как сформировать оптимальную схему теплоснабжения
 Ситуация в теплоэнергетике требует не только больших финансовых вложений, 
 но и кардинального изменения в подходах к решению проблемы реконструкции 
 и модернизации сетей и теплоисточников: необходимы системная адаптация 
 законодательной базы к сегодняшним реалиям и привлечение инвестиций 
 в сектор теплоэнергетики
 О возможных путях выхода теплоэнергетики Петербурга из кризиса беседуем 
 с техническим директором ЗАО «Термолайн инжиниринг» Е. Л. Палеем.
 – Ефим Львович, стоит ли так поспешно отказываться от централизованного 
 теплоснабжения в пользу автономного?
 – В первую очередь нам следует договориться о терминах. Термина «централизованная 
 система теплоснабжения» вы не найдете ни в одном нормативном документе, 
 и поэтому для того, чтобы конкретизировать задачу, нужно обратиться 
 к технической литературе. Там такое понятие есть, и оно гласит: «централизованное 
 теплоснабжение – это генерирующая установка или крупная районная котельная 
 и тепловые сети, подключенные к потребителю». Районные котельные имеют 
 тепловую мощность 150–200 Гкал в час. Значит, все котельные с меньшей 
 мощностью можно считать локальными. Таким образом, существующая система 
 теплоснабжения в Петербурге является смешанной: есть централизованное 
 теплоснабжение от крупных районных котельных и ТЭЦ и есть теплоснабжение 
 от локальных котельных. Пример – Центральный район, где на котельную 
 приходится три-четыре дома. И сегодня, когда говорят о централизованном 
 теплоснабжении, имеют в виду, что новый потребитель подключается к уже 
 существующим сетям, но эти сети не обязательно являются частью централизованной 
 системы. Иное дело, что автономные котельные появляются без учета возможности 
 реконструировать существующие источники энергии…
 – Кто и каким образом это должен учитывать?
 – Приведу пример. Есть небольшая котельная в Невском районе, которая 
 обеспечивает теплом 6 зданий. Общая нагрузка котельной на данный момент 
 превышает номинальную. Один из существующих потребителей получил разрешение 
 на возведение пристройки, для эксплуатации которой требуется дополнительное 
 тепло. Поскольку котельная перегружена, ГУП «ТЭК СПб» в присоединении 
 ему отказывает. Тогда потребитель принимает единственно возможное решение: 
 построить собственную котельную и отключиться от городских сетей, ибо 
 стоимость выработки тепла на ней будет почти в 2 раза ниже. Хотя схема 
 по логике должна быть иной: потенциальный потребитель финансирует самостоятельно 
 или совместно с другими заинтересованными организациями реконструкцию 
 и/или модернизацию, а взамен получает необходимую мощность. При этом, 
 заметьте, котельная остается у города, потребление газа уменьшается, 
 экологическая ситуация улучшается.
 – Но потребителю нужна гарантия, что он будет получать 
 тепло!
 – Потребитель должен иметь две гарантии: во-первых, стабильное получение 
 тепла, во-вторых, что себестоимость тепла на реконструированной котельной 
 будет ниже. Сегодня при монопольной роли ГУП «ТЭК СПб» стабильное теплоснабжение 
 по сниженному тарифу ему не гарантируется. Выход есть, но нужна законодательная 
 поддержка: например, котельная, оставаясь городской собственностью, 
 изымается из ведения ГУП «ТЭК СПб», реконструируется за счет потребителя 
 и выставляется на тендер на управление, в котором примут участие теплоснабжающие 
 и эксплуатационные организации (и в т. ч. ГУП «ТЭК СПб»). В итоге выигрывают 
 все: горожане получают качественное и стабильное теплоснабжение, инвестор 
 экономит средства, город получит новый источник и улучшение экологической 
 обстановки. С увеличением числа таких котельных мы постепенно и безболезненно 
 подойдем к самоликвидации естественного монополиста.
 – Не получится ли так, что создаваемая сеть вновь окажется 
 в руках монополиста?
 – Кроме ГУП «ТЭК СПб» есть около 10 серьезных организаций, которые строят 
 и эксплуатируют котельные. Да, они меньше, но смогут составить достойную 
 конкуренцию в управлении небольшими котельными. В итоге мы придем к 
 демонополизации и дерегуляции рынка теплоснабжения, когда на нем будет 
 действовать группа компаний, появится конкуренция и стимул для снижения 
 тарифов.
 – И таким образом будет формироваться новая схема теплоснабжения…
 – Предлагаемая схема позволит разработать новые правила, реконструировать 
 и развить городскую систему теплоснабжения в соответствии с новыми потребностями 
 города. И здесь в обновленной структуре теплоэнергетического хозяйства 
 города важную роль могут сыграть энергосервисные компании. ЭСК-компании, 
 часто находящиеся полностью в муниципальной собственности, которым передаются 
 в управление одна или несколько котельных, занимаются наймом подрядных 
 организаций на обслуживание котельных и управлением соответствующими 
 финансовыми потоками. Подобные структуры уже действуют в ряде регионов 
 России и за рубежом.
 – Кто должен инициировать реформы?
 – В первую очередь Комитет по энергетике, который необходимо поднять 
 на уровень, соответствующий значимости возложенных на него функций. 
 Как происходит строительство на Западе? Приходит предприниматель в муниципалитет, 
 пишет заявку на строительство котельной и получает разрешение и необходимые 
 условия.
 У нас каждый со своей инициативой должен идти отдельно в «Ленгаз», ГУП 
 «ТЭК СПб», «Водоканал», «Ленэнерго» и т. п., причем в рамках каждого 
 из разрешений монополистов необходимо получить разрешение еще трех-четырех 
 организаций. А все это должно быть в одних руках – Комитета по энергетике, 
 который владеет схемой инженерного снабжения нашего города.
 – Такая схема существует?
 – Конечно, схема теплоснабжения Санкт-Петербурга, разработанная еще 
 в 80-х годах прошлого века, устарела, ее необходимо привести в соответствие 
 с изменениями в генеральном плане развития города. Без нее Генплан – 
 красивая картинка. Но я не уверен, что при разработке Генплана в полном 
 объеме решаются вопросы инженерного снабжения. Сегодня инвесторам при 
 получении пятна под новое строительство выдается архитектурно-планировочное 
 задание, с «инженерным снабжением по техническим условиям ведомств». 
 В итоге на территории нет ни воды, ни тепла, ни канализации… И таких 
 примеров множество. Поэтому в числе первоочередных мер следует считать 
 разработку новой схемы теплоснабжения Петербурга, согласованной с Генеральным 
 планом развития города, демонополизацию и дерегуляцию рынка, которые 
 предусматривают равный доступ для всех к процессу модернизации мощностей 
 по производству тепла и теплосетей, а также сокращение числа организаций, 
 занимающихся выдачей разрешительной документации, создание единой четкой 
 системы документооборота и соответствующей законодательной базы. К созданию 
 этого документа следует привлечь ведущих петербургских ученых и специалистов, 
 работающих в этом направлении.
 Беседовала Светлана Соснова
 СПб, Беловодский пер., 6-а
 Тел. (812) 327-0828,
 факс (812) 271-5646